14.05.2014

Механизмы территориального развития: требуется упорядочение

В настоящее время продолжается дискуссия о том, как лучше всего следует стимулировать развитие отдельных территорий РФ, таких как регионы Дальнего Востока, Восточной Сибири, Северного Кавказа, а также Крым.

Чаще всего сейчас звучат такие идеи, как формирование «территорий опережающего развития» (ТОР) с привлекательными условиями для реализации инвестиционных проектов, а также создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) в дополнение к уже существующим ОЭЗ. Так, например, Минвостокразвития продолжает работу над законопроектом «О формировании территорий опережающего социально-экономического развития», а Минэкономразвития ведет работу над проектом закона, вносящего поправки в закон об ОЭЗ.

Однако эти механизмы территориального развития являются далеко не первыми в современной российской практике. Так, действующее российское законодательство уже включает такие механизмы, как зоны территориального развития (ЗТР), пилотные инновационные территориальные кластеры, технопарки, индустриальные парки и т.д. (см. таблицу 1). Более того, эти механизмы территориального развития существуют обособленно друг от друга, а соотношение между ними не определено. Все это приводит не только к возникновению путаницы, но и к усложнению процесса принятия решений. Так, в обсуждавшейся недавно версии законопроекта о ТОР Минвостокразвития предложило расширить перечень документов, необходимых для создания ТОР, включив в него обоснование нецелесообразности создания ОЭЗ на данной территории. 

В сложившейся ситуации необходимо упорядочение существующих и планируемых механизмов территориального развития. В первую очередь, требуется принятие «обобщающего» федерального закона, закрепляющего соотношение между различными механизмами территориального развития, а также меры промышленной политики и стимулы, предоставляемые инвесторам в рамках тех или иных механизмов. Таким «обобщающим» федеральным законом мог бы стать закон о промышленной политике, обсуждение различных проектов которого продолжается уже около 10 лет. За это время в Госдуму неоднократно вносились законопроекты по теме промышленной политики. Например, на рассмотрении в Госдуме до сих пор находится закон «О национальной промышленной политике в РФ», внесенный в сентябре 2008 г. Еще один законопроект – «О промышленной политике в Российской Федерации» – прошел общественное обсуждение и межведомственные консультации в конце 2013 г., и в настоящее время его рассмотрение запланировано на май 2014 г. По состоянию на конец 2013 г., более 50 субъектов РФ приняли собственные региональные законы о промышленной политике, которые также нуждаются в упорядочении. О необходимости упорядочения законодательства в отношении развития территорий заявил, в частности, Д. Медведев. По его словам, тиражирование новых специальных режимов, таких как особые экономические зоны, территории опережающего развития, кластеры и технопарки, опасно для экономики, и нужно определиться с понятиями.

Наряду с принятием федерального закона о промышленной политике, необходима также доработка системы мер и стимулов, используемых для развития территорий, а также системы управления территориями, где создаются особые условия хозяйствования. Опыт ранее принятых механизмов территориального развития (таких как ОЭЗ, ЗТР, индустриальные парки и пр.) показывает, что результат их работы напрямую зависит от того, насколько предлагаемые стимулы соответствуют потребностям бизнеса, а также от того, как организовано взаимодействие компаний-резидентов территории с ее администрацией. 

Механизмы территориального развития: требуется упорядочение
В настоящее время продолжается дискуссия о том, как лучше всего следует стимулировать развитие отдельных территорий РФ, таких как регионы Дальнего Востока, Восточной Сибири, Северного Кавказа, а также Крым.

Чаще всего сейчас звучат такие идеи, как формирование «территорий опережающего развития» (ТОР) с привлекательными условиями для реализации инвестиционных проектов, а также создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) в дополнение к уже существующим ОЭЗ. Так, например, Минвостокразвития продолжает работу над законопроектом «О формировании территорий опережающего социально-экономического развития», а Минэкономразвития ведет работу над проектом закона, вносящего поправки в закон об ОЭЗ.

Однако эти механизмы территориального развития являются далеко не первыми в современной российской практике. Так, действующее российское законодательство уже включает такие механизмы, как зоны территориального развития (ЗТР), пилотные инновационные территориальные кластеры, технопарки, индустриальные парки и т.д. (см. таблицу 1). Более того, эти механизмы территориального развития существуют обособленно друг от друга, а соотношение между ними не определено. Все это приводит не только к возникновению путаницы, но и к усложнению процесса принятия решений. Так, в обсуждавшейся недавно версии законопроекта о ТОР Минвостокразвития предложило расширить перечень документов, необходимых для создания ТОР, включив в него обоснование нецелесообразности создания ОЭЗ на данной территории. 

В сложившейся ситуации необходимо упорядочение существующих и планируемых механизмов территориального развития. В первую очередь, требуется принятие «обобщающего» федерального закона, закрепляющего соотношение между различными механизмами территориального развития, а также меры промышленной политики и стимулы, предоставляемые инвесторам в рамках тех или иных механизмов. Таким «обобщающим» федеральным законом мог бы стать закон о промышленной политике, обсуждение различных проектов которого продолжается уже около 10 лет. За это время в Госдуму неоднократно вносились законопроекты по теме промышленной политики. Например, на рассмотрении в Госдуме до сих пор находится закон «О национальной промышленной политике в РФ», внесенный в сентябре 2008 г. Еще один законопроект – «О промышленной политике в Российской Федерации» – прошел общественное обсуждение и межведомственные консультации в конце 2013 г., и в настоящее время его рассмотрение запланировано на май 2014 г. По состоянию на конец 2013 г., более 50 субъектов РФ приняли собственные региональные законы о промышленной политике, которые также нуждаются в упорядочении. О необходимости упорядочения законодательства в отношении развития территорий заявил, в частности, Д. Медведев. По его словам, тиражирование новых специальных режимов, таких как особые экономические зоны, территории опережающего развития, кластеры и технопарки, опасно для экономики, и нужно определиться с понятиями.

Наряду с принятием федерального закона о промышленной политике, необходима также доработка системы мер и стимулов, используемых для развития территорий, а также системы управления территориями, где создаются особые условия хозяйствования. Опыт ранее принятых механизмов территориального развития (таких как ОЭЗ, ЗТР, индустриальные парки и пр.) показывает, что результат их работы напрямую зависит от того, насколько предлагаемые стимулы соответствуют потребностям бизнеса, а также от того, как организовано взаимодействие компаний-резидентов территории с ее администрацией. 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )