07.12.2018

Инвестиции в регионах

Установка единых целевых значений по увеличению инвестиций в регионах может не дать значимого положительного эффекта. Регионы сегодня находятся в крайне различных условиях по объемам, динамике инвестиций и структуре источников их финансирования. Соответственно, требуется дифференцированный подход к принятию мер государственной политики в этой области

Установление единых целевых показателей по объемам инвестиций по регионам, в частности, относительно ВРП, ограничивается рядом статистических факторов

М. Орешкин 28 ноября заявил о том, что для региональных властей будут установлены соответствующие KPI по росту инвестиций в основной капитал. Это должно способствовать росту объема инвестиций на 6-7 % в год в целом в России и повышению уровня инвестиций до 25% от объема ВВП (в 2017 г. – 17,3%). Однако возникает множество вопросов в отношении того, каким именно образом это будет сделано.

Во-первых, в случае с отношением к ВВП и ВРП есть статистические особенности. Так, сумма ВРП регионов в российской статистике изначально ниже общего показателя ВВП по стране. В результате достижение целевого значения инвестиций в 25% ВРП в регионах может давать более низкий результат по стране в целом по показателю отношения общего объема инвестиций к ВВП. Во-вторых, публикация данных по ВРП идет с сильным отставанием (сейчас есть данные по ВРП только за 2016 г.), что затруднит возможности мониторинга выполнения KPI.

Инвестиции в основной капитал распределены по регионам крайне неравномерно в силу особенностей структуры экономики

Более половины (51,9%) объема инвестиций в основной капитал в России в январе-сентябре 2018 г. приходилось лишь на 12 регионов (см. таблицу 1). При этом 30% приходилось лишь на 4 региона: Москву и Московскую обл., Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Соответственно, ситуация с инвестициями в целом по стране во многом определяется динамикой инвестиций в довольно ограниченном числе регионов.

И если регионы с доминирующим в экономике сектором добычи полезных ископаемых, развивающие промышленность Ленинградская обл. и Республика Татарстан, а также получающая масштабную государственную поддержку Республика Крым, имеют объем инвестиций в основной капитал на уровне более 25% ВРП (всего таких 34 субъекта РФ), то для ряда прочих регионов достижение даже данной цели может стать сложной задачей (хотя, как отмечалось выше, это в любом случае будет недостаточно высоким значением). В частности, Москва, несмотря на свое лидерство по объему инвестиций, занимает 4-е место с конца по отношению объема инвестиций к ВРП. Санкт-Петербург находится на 15-м месте с конца по данному значению.

Достижение целевого показателя по соотношению объема инвестиций в основной капитал и ВРП необязательно означает высокий уровень развития региона

В частности, один из самых бедных российских регионов на сегодняшний день – Республика Алтай - имеет объем инвестиций в основной капитал на уровне более 28% ВРП. Однако данное достижение обусловлено преимущественно крайне низким ВРП. При этом республика занимает 2-е место с конца по доле региона в общем объеме инвестиций в стране и 8-е место с конца по уровню денежных доходов на душу населения. Аналогичная ситуация наблюдается в Республике Ингушетия, где уровень доходов населения еще ниже (см. таблицу 2).

В целом, в ряде регионов с наиболее низким уровнем инвестиций в основной капитал ситуация обостряется также наблюдающейся тенденцией к снижению объема инвестиций. В Республиках Тыва, Алтай, Бурятия и в Костромской области падение инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года превысило 10%.

Рост объема инвестиций в регионах должен происходить, прежде всего, за счет повышения доступности различных источников финансирования

В настоящее время структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в регионах является также крайне неоднородной (см. таблицу 3). Инвестиции в большинстве регионов с низким их объемом, как правило, в значительной степени зависимы от финансирования со стороны федерального или регионального бюджетов. Исключением, впрочем, являются такие субъекты РФ с достаточно развитой экономикой как города Москва и Санкт-Петербург.

Кредиты банков являются значимым источником инвестиций в основной капитал (более 20% объема таких инвестиций) лишь в 8 регионах, среди которых опять же и нефтегазовый Ямало-Ненецкий АО, и получающие поддержку Республика Крым и Севастополь. Ряд крупнейших по объемам инвестиций регионов, от которых существенно зависит рост инвестиций в стране, имеют крайне низкую долю кредитов банков в структуре инвестиций: Москва – 4,9%, Санкт-Петербург – 5,8%, Красноярский край – 6,0%, Московская обл. – 6,4%.

Решение проблем роста инвестиций в регионах и в России в целом маловероятно сегодня с помощью установки единых KPI, пусть даже с дифференцированными значениями. Более продуктивным подходом будет группировка регионов по различным показателям (и по инвестициям, и по уровню экономического развития) и решение проблем с доступом инвесторов в регионах к долгосрочному финансированию, в том числе за счет банковских кредитов и рынка ценных бумаг.

 

Инвестиции в регионах
Установка единых целевых значений по увеличению инвестиций в регионах может не дать значимого положительного эффекта. Регионы сегодня находятся в крайне различных условиях по объемам, динамике инвестиций и структуре источников их финансирования. Соответственно, требуется дифференцированный подход к принятию мер государственной политики в этой области

Установление единых целевых показателей по объемам инвестиций по регионам, в частности, относительно ВРП, ограничивается рядом статистических факторов

М. Орешкин 28 ноября заявил о том, что для региональных властей будут установлены соответствующие KPI по росту инвестиций в основной капитал. Это должно способствовать росту объема инвестиций на 6-7 % в год в целом в России и повышению уровня инвестиций до 25% от объема ВВП (в 2017 г. – 17,3%). Однако возникает множество вопросов в отношении того, каким именно образом это будет сделано.

Во-первых, в случае с отношением к ВВП и ВРП есть статистические особенности. Так, сумма ВРП регионов в российской статистике изначально ниже общего показателя ВВП по стране. В результате достижение целевого значения инвестиций в 25% ВРП в регионах может давать более низкий результат по стране в целом по показателю отношения общего объема инвестиций к ВВП. Во-вторых, публикация данных по ВРП идет с сильным отставанием (сейчас есть данные по ВРП только за 2016 г.), что затруднит возможности мониторинга выполнения KPI.

Инвестиции в основной капитал распределены по регионам крайне неравномерно в силу особенностей структуры экономики

Более половины (51,9%) объема инвестиций в основной капитал в России в январе-сентябре 2018 г. приходилось лишь на 12 регионов (см. таблицу 1). При этом 30% приходилось лишь на 4 региона: Москву и Московскую обл., Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Соответственно, ситуация с инвестициями в целом по стране во многом определяется динамикой инвестиций в довольно ограниченном числе регионов.

И если регионы с доминирующим в экономике сектором добычи полезных ископаемых, развивающие промышленность Ленинградская обл. и Республика Татарстан, а также получающая масштабную государственную поддержку Республика Крым, имеют объем инвестиций в основной капитал на уровне более 25% ВРП (всего таких 34 субъекта РФ), то для ряда прочих регионов достижение даже данной цели может стать сложной задачей (хотя, как отмечалось выше, это в любом случае будет недостаточно высоким значением). В частности, Москва, несмотря на свое лидерство по объему инвестиций, занимает 4-е место с конца по отношению объема инвестиций к ВРП. Санкт-Петербург находится на 15-м месте с конца по данному значению.

Достижение целевого показателя по соотношению объема инвестиций в основной капитал и ВРП необязательно означает высокий уровень развития региона

В частности, один из самых бедных российских регионов на сегодняшний день – Республика Алтай - имеет объем инвестиций в основной капитал на уровне более 28% ВРП. Однако данное достижение обусловлено преимущественно крайне низким ВРП. При этом республика занимает 2-е место с конца по доле региона в общем объеме инвестиций в стране и 8-е место с конца по уровню денежных доходов на душу населения. Аналогичная ситуация наблюдается в Республике Ингушетия, где уровень доходов населения еще ниже (см. таблицу 2).

В целом, в ряде регионов с наиболее низким уровнем инвестиций в основной капитал ситуация обостряется также наблюдающейся тенденцией к снижению объема инвестиций. В Республиках Тыва, Алтай, Бурятия и в Костромской области падение инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года превысило 10%.

Рост объема инвестиций в регионах должен происходить, прежде всего, за счет повышения доступности различных источников финансирования

В настоящее время структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в регионах является также крайне неоднородной (см. таблицу 3). Инвестиции в большинстве регионов с низким их объемом, как правило, в значительной степени зависимы от финансирования со стороны федерального или регионального бюджетов. Исключением, впрочем, являются такие субъекты РФ с достаточно развитой экономикой как города Москва и Санкт-Петербург.

Кредиты банков являются значимым источником инвестиций в основной капитал (более 20% объема таких инвестиций) лишь в 8 регионах, среди которых опять же и нефтегазовый Ямало-Ненецкий АО, и получающие поддержку Республика Крым и Севастополь. Ряд крупнейших по объемам инвестиций регионов, от которых существенно зависит рост инвестиций в стране, имеют крайне низкую долю кредитов банков в структуре инвестиций: Москва – 4,9%, Санкт-Петербург – 5,8%, Красноярский край – 6,0%, Московская обл. – 6,4%.

Решение проблем роста инвестиций в регионах и в России в целом маловероятно сегодня с помощью установки единых KPI, пусть даже с дифференцированными значениями. Более продуктивным подходом будет группировка регионов по различным показателям (и по инвестициям, и по уровню экономического развития) и решение проблем с доступом инвесторов в регионах к долгосрочному финансированию, в том числе за счет банковских кредитов и рынка ценных бумаг.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )