Малый бизнес и «микробизнес»
Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), публикуемому ФНС, по состоянию на 10 апреля 2019 г. в России действовало 6,14 млн. юридических лиц и ИП, относящихся к микро-, малому и среднему бизнесу. Это на 0,4% больше, чем год назад (на 10 апреля 2018 г.). Однако этот небольшой прирост связан исключительно с ростом численности ИП, относимых к микропредприятиям (с численностью сотрудников не более 15 человек и годовой выручкой до 120 млн. руб.). Число ИП–микропредприятий выросло в годовом выражении на 5,0%. На этом фоне количество юридических лиц–микропредприятий сократилось за год на 4,5%, малых предприятий – на 6,7%, средних – на 7,0%.
Малый бизнес в региональном разрезе
Тенденция к сокращению числа юридических лиц – субъектов МСП и одновременному росту числа ИП наблюдалась практически во всех федеральных округах (см. таблицу). Исключением стал только Сибирский ФО, где даже рост ИП-микропредприятий не смог компенсировать снижение численности других категорий, и в итоге число субъектов МСП в целом сократилось.
В целом уменьшение числа субъектов малого бизнеса (юридические лица и ИП с численностью занятых до 100 чел. и годовой выручкой до 800 млн. руб.) отмечалось практически во всех регионах страны. В 81 субъекте РФ сократилось число юрлиц – малых предприятий, в 70 субъектах РФ сократилось число ИП с аналогичным размером бизнеса. В целом, уменьшение числа субъектов малого бизнеса наблюдалось в 82 субъектах РФ (исключение составили только республики Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия). Наиболее значительное падение по этому показателю было зафиксировано в Мурманской области (-10,8% в годовом выражении), республике Алтай (-10,5%) и в Москве (-9,5%).
Кроме того, в 57 субъектах РФ также уменьшилось количество предприятий среднего бизнеса (юрлица и ИП с численностью работников до 250 чел. и годовой выручкой до 2 млрд. руб.). Наиболее резкое падение произошло в Республике Алтай (на 17,8%), Тамбовской (на 16,4%) и Астраханской (на 15,5%) областях.
В итоге данные процессы негативно сказываются на занятости населения. По состоянию на 4 апреля 2019 г. среднесписочная численность работников, занятых у субъектов МСП, составила 15,78 млн., сократившись за год на 1,4% (или на 217,6 тыс. человек).
ИП и самозанятые: есть ли переток?
С 2019 г. в 4 субъектах РФ (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан) начался эксперимент по применению налога на профессиональный доход (НПД) – нового налогового режима для микро-предпринимателей (физических лиц) с доходом до 2,4 млн. руб. в год и не имеющих наемных работников. Режимом НПД могут пользоваться в том числе и индивидуальные предприниматели. При этом НПД с точки зрения плательщика имеет ряд преимуществ по сравнению с действующими режимами для ИП. Например, для перехода на НПД требуется только регистрация в мобильном приложении, и в нем же автоматически происходит учет операций и начисление налога; ставка налога при работе с физлицами составляет 4%, что ниже ставок для ИП по аналогичным операциям; кроме того, плательщик НПД освобождается от страховых взносов и от применения кассового аппарата.
На данный момент ФНС не публикует данных о том, какое количество плательщиков НПД уже зарегистрировано с начала года. О динамике числа «самозанятых» можно судить лишь по отдельным заявлениям руководства ФНС. Например, в конце февраля 2019 г. М. Мишустин заявил, что в приложении «Мой налог» зарегистрировано 33 тыс. самозанятых, а в начале апреля замглавы ФНС Д. Егоров сообщил, что число зарегистрированных превышает 64 тыс. При этом со стороны ФНС и Минфина были высказаны опасения о «перетоке» ИП на режим НПД, что приведет к недопоступлению налогов и страховых взносов в бюджет.
Подобные заявления уже давно стали традиционными для ФНС и Минфина, воспринимающих налоговую систему исключительно как инструмент для сбора доходов бюджета, без какой-либо оглядки на возможности стимулирования развития малого бизнеса – при том, что система НПД, в отличие от ее предшественников (патентной системы налогообложения и «каникул» для самозанятых в сфере бытовых услуг), потенциально может иметь значительно больший эффект для развития бизнеса вне «теневого» сектора.
Однако на данный момент, судя по реестру субъектов МСП по Москве, Московской области, Калужской области и Татарстану, сложно говорить о каком-либо значимом перетоке ИП в число самозанятых. Во-первых, численность ИП в данных регионах в течение января-апреля 2019 г. выросла (причем для Москвы и Московской области – с темпами, опережающими общероссийские). Во-вторых, во всех четырех субъектах РФ, участвующих в эксперименте, темпы роста количества ИП с января по апрель 2019 г. оказались выше, чем в аналогичном периоде годом ранее (см. рис. 1). В-третьих, данные реестра позволяют оценить, что за период с 10 января по 10 апреля 2019 г. в субъектах РФ, где реализуется режим НПД, было зарегистрировано более 34 тыс. новых ИП, что составляет около половины числа тех, кто за это же время перешел на режим НПД (см. рис. 2).
В условиях продолжающейся стагнации экономики переход ИП на режим самозанятых является куда более выгодной альтернативой для бюджета, чем переход тех же ИП в «тень». В этом смысле со стороны органов власти следовало бы приветствовать распространение новой формы малого предпринимательства, в том числе для действующих ИП. Немаловажное значение имеет также обеспечение прозрачности созданной электронной среды для новой формы предпринимательства, в частности открытая и оперативная публикация данных о числе участников системы и их динамике.