18.11.2019

Аварийный жилищный фонд в России

Принятие обсуждаемых мер не приведет к масштабному сокращению аварийного жилья в стране в ближайшие годы. При этом в большинстве регионов с высокой долей аварийного жилищного фонда сохраняются и значительные объемы неблагоустроенного жилья

14 ноября в Госдуме прошел первое чтение законопроект, призванный ускорить процесс расселения аварийного жилья за счет предоставления дополнительных мер поддержки собственникам такого жилья и застройщикам. В частности, законопроект может дать субъектам РФ возможность предоставлять собственникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидии на приобретение жилья и компенсацию процентов по ипотечным кредитам за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Средства данного фонда также предполагается направлять на «предоставление субсидий застройщикам при реализации механизма по развитию застроенных территорий».

Однако, как указано в пояснительной записке, данный законопроект не приведет к дополнительным расходам для бюджетной системы России сверх предусмотренных в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Таким образом, предложенные меры поддержки проживающего в аварийном фонде населения предполагаются лишь в рамках данного федерального проекта, который является частью нацпроекта «Жилье и городская среда». 

Реализация предлагаемых мер будет недостаточна для решения проблемы аварийного жилья в стране 

За 6 лет (2019-2024 гг.) реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» предполагается сократить 9,54 млн. кв. м аварийного жилья. При этом в прошлом году общая площадь такого жилья составляла 25,5 млн. кв. м. Таким образом, сокращение аварийного фонда составит максимум 37% (см. рис.). А учитывая, что к 2024 г. в аварийное состояние может перейти часть жилья, пока пригодного для проживания, это сокращение по факту окажется еще меньше.

Необходимо также отметить, что на 2013-2017 гг. правительством РФ ставились более масштабные задачи по сокращению аварийного фонда – на 10,8 млн. кв. м в течение 5 лет. Это на 13,2% выше, чем цель на ближайшие 6 лет (2019-2024 гг.). Тем не менее, и такая цель оказалась слишком амбициозной – несмотря на определенные достижения 2015 г., в 2017-2018 гг. рост площади аварийного жилья продолжился, превысив показатели 2013 г.

Но даже очень умеренные целевые уровни, обозначенные в федеральном проекте и нацпроекте, вряд ли будут достигнуты с учетом текущей ситуации. Так, по итогам I-III кварталов 2019 г. было введено 48,6 млн. кв. м жилья, что составляет 55% годового плана (88 млн. кв. м). Таким образом, в IV квартале этого года для выполнения плана должно быть введено 45% годового объема жилья –  при среднем аналогичном показателе 38-41% за предыдущие три года это представляется малореалистичным. Количество выданных ипотечных кредитов в январе-сентябре текущего года составило почти 0,9 млн., или 57% годового плана. В прошлом году за тот же период было предоставлено более 1 млн. ипотечных кредитов, что составляло 70% годовой величины.

Многие регионы с наиболее высокой долей аварийного жилья испытывают недостаток в благоустроенном жилье и имеют низкую обеспеченность жильем на душу населения
Наиболее высокая доля аварийного жилья в общей площади жилого фонда (более 4,0%) характерна для Республики Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого АО, Ненецкого АО и Сахалинской области. В целом, в 25 регионах страны доля аварийного жилья составляет 1,0% и выше (при среднероссийском показателе 0,7%). При этом в большинстве таких регионов наблюдается и отставание от среднероссийских значений по доле жилья, обеспеченного всеми видами благоустройства (газом, водоснабжением, отоплением и т.д.), а примерно в половине – по обеспеченности жильем на душу населения (см. табл.).  

Наиболее неблагоприятная ситуация в сфере жилищного обеспечения наблюдается в Республике Тыва, где обеспеченность жильем в 2017 г. составляла лишь 13,9 кв. м на душу населения (при среднем показателе 25,2 кв. м по стране). Более того, лишь 35,9% всего жилья в регионе обеспечено всеми видами благоустройства. Чуть лучшая, но также крайне тяжелая ситуация по совокупности данных показателей сохраняется в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Еврейской автономной области и Кемеровской области.

Аварийный жилищный фонд в России
Принятие обсуждаемых мер не приведет к масштабному сокращению аварийного жилья в стране в ближайшие годы. При этом в большинстве регионов с высокой долей аварийного жилищного фонда сохраняются и значительные объемы неблагоустроенного жилья

14 ноября в Госдуме прошел первое чтение законопроект, призванный ускорить процесс расселения аварийного жилья за счет предоставления дополнительных мер поддержки собственникам такого жилья и застройщикам. В частности, законопроект может дать субъектам РФ возможность предоставлять собственникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидии на приобретение жилья и компенсацию процентов по ипотечным кредитам за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Средства данного фонда также предполагается направлять на «предоставление субсидий застройщикам при реализации механизма по развитию застроенных территорий».

Однако, как указано в пояснительной записке, данный законопроект не приведет к дополнительным расходам для бюджетной системы России сверх предусмотренных в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Таким образом, предложенные меры поддержки проживающего в аварийном фонде населения предполагаются лишь в рамках данного федерального проекта, который является частью нацпроекта «Жилье и городская среда». 

Реализация предлагаемых мер будет недостаточна для решения проблемы аварийного жилья в стране 

За 6 лет (2019-2024 гг.) реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» предполагается сократить 9,54 млн. кв. м аварийного жилья. При этом в прошлом году общая площадь такого жилья составляла 25,5 млн. кв. м. Таким образом, сокращение аварийного фонда составит максимум 37% (см. рис.). А учитывая, что к 2024 г. в аварийное состояние может перейти часть жилья, пока пригодного для проживания, это сокращение по факту окажется еще меньше.

Необходимо также отметить, что на 2013-2017 гг. правительством РФ ставились более масштабные задачи по сокращению аварийного фонда – на 10,8 млн. кв. м в течение 5 лет. Это на 13,2% выше, чем цель на ближайшие 6 лет (2019-2024 гг.). Тем не менее, и такая цель оказалась слишком амбициозной – несмотря на определенные достижения 2015 г., в 2017-2018 гг. рост площади аварийного жилья продолжился, превысив показатели 2013 г.

Но даже очень умеренные целевые уровни, обозначенные в федеральном проекте и нацпроекте, вряд ли будут достигнуты с учетом текущей ситуации. Так, по итогам I-III кварталов 2019 г. было введено 48,6 млн. кв. м жилья, что составляет 55% годового плана (88 млн. кв. м). Таким образом, в IV квартале этого года для выполнения плана должно быть введено 45% годового объема жилья –  при среднем аналогичном показателе 38-41% за предыдущие три года это представляется малореалистичным. Количество выданных ипотечных кредитов в январе-сентябре текущего года составило почти 0,9 млн., или 57% годового плана. В прошлом году за тот же период было предоставлено более 1 млн. ипотечных кредитов, что составляло 70% годовой величины.

Многие регионы с наиболее высокой долей аварийного жилья испытывают недостаток в благоустроенном жилье и имеют низкую обеспеченность жильем на душу населения
Наиболее высокая доля аварийного жилья в общей площади жилого фонда (более 4,0%) характерна для Республики Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого АО, Ненецкого АО и Сахалинской области. В целом, в 25 регионах страны доля аварийного жилья составляет 1,0% и выше (при среднероссийском показателе 0,7%). При этом в большинстве таких регионов наблюдается и отставание от среднероссийских значений по доле жилья, обеспеченного всеми видами благоустройства (газом, водоснабжением, отоплением и т.д.), а примерно в половине – по обеспеченности жильем на душу населения (см. табл.).  

Наиболее неблагоприятная ситуация в сфере жилищного обеспечения наблюдается в Республике Тыва, где обеспеченность жильем в 2017 г. составляла лишь 13,9 кв. м на душу населения (при среднем показателе 25,2 кв. м по стране). Более того, лишь 35,9% всего жилья в регионе обеспечено всеми видами благоустройства. Чуть лучшая, но также крайне тяжелая ситуация по совокупности данных показателей сохраняется в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Еврейской автономной области и Кемеровской области.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )