Оценка инфляционных ожиданий
Предлагаемая практика оценки инфляционных ожиданий населения активно применяется центральными банками развитых стран при принятии решений в области денежно-кредитной политики, хотя сами опросы могут проводиться и независимыми организациями. Для примера, в США инфляционные ожидания населения оцениваются Университетом Мичигана: на основе опроса респондентов представители данного университета ежемесячно рассчитывают среднее значение ожидаемой инфляции за последующие 12 месяцев. Инфляционные ожидания также рассматриваются в качестве индикатора доверия населения к проводимой денежно-кредитной политике и способности центрального банка контролировать рост цен в стране.
В то же время проведение опросов населения для оценки инфляционных ожиданий подвергается ряду критических замечаний, основными из которых являются следующие:
Во-первых, интерпретация результатов опросов может быть затруднена из-за высокой неоднородности выборки (наличия существенных различий между группами населения). Как отмечается в исследованиях, инфляционные ожидания представителей различных групп населения могут существенно различаться. Так, исследование, проведенное в Австралии в 1999 г. показало, что ответы респондентов относительно будущей инфляции могут различаться в зависимости от возраста, места проживания и даже принадлежности к той или иной политической партии. Для России ситуация с проведением опросов усложняется в связи с необходимостью организации опросов в большом количестве регионов и наличием существенных различий в динамике инфляции между регионами.
Во-вторых, результаты опросов могут содержать значительные ошибки измерения. Особенно эта проблема может быть актуальна в том, случае, если в стране наблюдается высокая волатильность инфляционных ожиданий. Международные сопоставления результатов опросов населения и фактической динамики цен в различных странах показывают также, что данные опросы могут давать смещенные оценки инфляционных ожиданий, поскольку респонденты в своих ответах склонны завышать уровень инфляции. Кроме того, анализ результатов опросов населения, проведенных в США в 1956-2005 гг., показал, что изменения инфляционных ожиданий характеризуются высокой степенью инерции: в большинстве случаев результаты опросов населения следовали за динамикой фактических показателей инфляции и не позволяли спрогнозировать момент, когда происходило изменение тренда в динамике цен. Поскольку в России подобные опросы населения до последнего времени не проводились на систематической основе, Банку России может потребоваться несколько лет для сбора статистического материала, достаточного для оценки адекватности ожиданий населения. Высокий уровень недоверия населения к официальным показателям инфляции также может являться одним из факторов, затрудняющих интерпретацию результатов российских опросов.
В целом использование опросов населения для оценки инфляционных ожиданий менее распространено в развивающихся странах по сравнению с развитыми странами. Чаще всего центральные банки в развивающихся странах используют результаты опросов населения только в сочетании с опросами профессиональных прогнозистов и промышленных предприятий (См. таблицу).
Таблица. Оценка инфляционных ожиданий в развивающихся странах и странах переходной экономики
Страна |
Название опроса |
Выборка |
Периодичность |
Аргентина |
Market Expectations Survey |
Университеты, think tanks, банки и прочие организации, занимающиеся прогнозированием |
Ежемесячный |
Бразилия |
Focus Report |
Финансовые учреждения, экономисты |
Еженедельный |
Мексика |
Survey on the private sector’s economic expectations |
Опрос предприятий, проводимый Банком Мексики |
Ежемесячный |
Польша |
Inflation expectations of individuals |
Опрос населения, проводимый компанией Ipsos |
Ежемесячный |
NBP quarterly survey of producers’ inflation expectations |
Предприятия |
Ежеквартальный |
|
Турция |
Business Tendency Survey (BTS) |
Промышленные предприятия |
Ежемесячный |
Consumer tendency survey |
Опрос населения, проводимый Институтом статистики Турции |
Ежемесячный |
|
Чехия |
Inflation expectations of households |
Члены домохозяйств в возрасте от 15 до 79 лет (около 600 респондентов) |
Ежемесячный |
Inflation expectations of non-financial corporations and firms |
Нефинансовые предприятия |
Ежеквартальный |
|
Financial markets inflation expectations (с мая 1999 г.) |
Крупные банки и брокерские компании (всего 15 экспертов) |
Ежеквартальный |