О проблемах текущей макроэкономической политики
Банк России по-прежнему не нацелен на стимулирование экономического роста
Выступление Э. Набиуллиной 8 ноября 2018 г. на совместном заседании комитетов Государственной Думы по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 г. и период 2020 и 2021 гг. в очередной раз отразило, по сути, отказ Центрального банка от принятия ответственности за негативное влияние проводимой денежно-кредитной политики на экономический рост. При этом Банк России по-прежнему не рассматривает ускорение экономического роста как одну из своих задач.
Комментируя проблемы экономического роста, глава ЦБ заявила, что «денежно-кредитная политика, по нашей [ЦБ] оценке и по расчетам, не оказывает подавляющего влияния на экономический рост». По ее словам, таргетирование инфляции и плавающий курс рубля способствовали тому, что падение ВВП России в 2014-2015 гг. имело меньшие масштабы, чем в 2009 г. Однако при этом игнорируется тот факт, что после 2009 г. темпы роста ВВП России так и не восстановились до докризисного уровня. В целом, за 2001-2009 гг. ВВП России вырос на 45,9%, даже с учетом резкого экономического спада 2009 г. Для сравнения, за следующие 8 лет (2009-2017 гг.) ВВП увеличился только на 14,4%. Рост инвестиций в основной капитал и реальных доходов населения за период 2001-2009 гг. составил 2,1 раза, тогда как в 2017 г. – лишь 17,1% и 3,1% соответственно по сравнению с 2009 г. (см. таблицу 1).
Попытки стимулировать экономический рост с помощью бюджетных расходов сопровождаются низким уровнем исполнения бюджетных назначений, а также происходят на фоне роста налоговой нагрузки
По данным Счетной палаты, опубликованным на этой неделе, расходы федерального бюджета в январе-сентябре 2018 г. были исполнены только на 66,4% годовых назначений (при том, что план доходов исполнен на 81,9% годового показателя).
При этом по отдельным направлениям расходы исполнены еще на более низком уровне. Так, за 3 квартала текущего года расходы по разделу «Национальная экономика» исполнены на 56,2%, расходы по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» – на 34,1%, «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 гг.» – на 33,9%, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 гг.» – на 31,5%.
Расходы на реализацию приоритетных проектов, принятых для стимулирования экономического роста, по состоянию на 1 октября 2018 г. были исполнены также на уровне ниже среднего – на 52,9%. По отдельным приоритетным проектам показатели имеют еще более низкие значения (см. таблицу 2).
Счетная палата отмечает, что «реализация приоритетных проектов осуществляется в условиях многочисленных изменений как параметров, содержащихся в паспортах, так и показателей их сводных планов, что может привести к недостижению запланированных результатов и затрудняет мониторинг хода исполнения приоритетных проектов». Важно отметить, что и национальные проекты, которые по своему замыслу должны стать важнейшими инструментами социально-экономического развития, пока не сформированы. По заявлению А. Кудрина, в отношении нацпроектов сохраняются разногласия по объемам финансирования, и в целом «пока их окончательных параметров нет».
На этом фоне на федеральном и региональном уровнях планомерно осуществляется другое направление налогово-бюджетной политики, выражающееся в повышении налоговой нагрузки на экономику. С 2019 г. это направление примет ярко выраженный характер – повышение НДС, ряда акцизов, отмена действия ряда налоговых льгот. С этим тесно связано и продолжающееся ужесточение налогового администрирования. При этом со стороны Правительства совершенно игнорируется тот факт, что увеличение налогов вступает в прямое противоречие с ростом расходов бюджета (в том числе на национальные проекты), а попытки финансирования этих расходов за счет роста налогов приводят к существенному ослаблению экономического эффекта от бюджетного стимулирования.
В целом, денежно-кредитная и бюджетная политика не согласуются друг с другом с точки зрения целей экономического развития и не обеспечивают стабильности условий ведения бизнеса
В целом, имеющиеся противоречия между денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политикой повышают риски невыполнения поставленных стратегических задач, таких как увеличение инвестиций в полтора раза, обеспечение масштабного строительства инфраструктуры, расширение экспорта и проведения политики импортозамещения. В условиях недоступности кредитных ресурсов и повышенной налоговой нагрузки решение этих задач представляется маловероятным.
Кроме того, текущая рассогласованность политики Правительства и Банка России усиливает противоречия между их действиями. Так, повышение НДС было в частности аргументировано необходимостью финансировать национальные проекты из бюджета. Однако рост налогов приводит к росту цен, а это автоматически становится сигналом для Банка России к повышению ключевой ставки. При этом вклад увеличения НДС и акцизов в текущий рост инфляции признается и Банком России, и Правительством.
Отсутствие согласованности между политикой Банка России и политикой Правительства приводит к тому, что в целом макроэкономическая политика не дает четких сигналов о перспективах развития экономики и не обеспечивает стабильных условий для ведения бизнеса. Это не только не способствует защите экономики страны от неблагоприятных внешних факторов, но и приводит к еще большей волатильности экономики.
Так, Э. Набиуллина прямо заявляет о том, что «не стоит бояться таких шагов денежно-кредитной политики, как некоторое повышение ключевой ставки, потому что оперативная реакция Банка России ограничивает рост инфляционных рисков на будущее», а также что «Банк России будет рассматривать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, оценивая… риски со стороны внешних условий и реакцию на них финансовых рынков». А это, по сути, означает возможность любого развития событий, кроме снижения ставки, даже в краткосрочной перспективе, что не дает возможности ни кредитным организациям, ни компаниям, ни населению принимать решения в пользу наращивания инвестиций или уровня потребления. Для сравнения, Европейский центральный банк в своих заявлениях прямо обозначает высокую вероятность неизменности принимаемых решений хотя бы на год вперед (см. таблицу 3).
Учитывая все вышесказанное, для решения поставленной Президентом задачи обеспечить темпы экономического роста выше среднемировых – или хотя бы для сохранения положительных темпов роста – необходимо, чтобы Правительство и Банк России устранили имеющиеся противоречия и перешли к проведению согласованной и стабильной стимулирующей бюджетной и денежно-кредитной политики.