19.03.2020

О необходимости реализации дополнительных антикризисных мер Банка России, в том числе запуска программы кредитования российских предприятий, пострадавших от резкого сокращения спроса

Коллапс спроса как на внешних, так и на внутреннем рынке существенно снижает значимость инфляционных рисков, что должно смещать фокус денежно-кредитной политики Банка России

В последние годы в качестве основания для проведения жесткой денежно-кредитной политики Банк России указывал необходимость обеспечения целевого уровня инфляции

В рамках действовавшей парадигмы ключевой задачей для Банка России являлось сдерживание спроса, способного ускорить рост цен. На практике это приводило к замедлению темпов роста или даже падению значений целого ряда макроэкономических показателей, включая рост ВВП и доходов населения. Причина – в том, что рост цен в российской экономике являлся в большей степени результатом проблем на стороне предложения: на фоне низкого уровня доступности финансирования у компаний были лишь ограниченные возможности по модернизации и расширению производства, что в итоге и не позволяло им в должной мере реагировать на изменения на стороне спроса. Тем не менее Банк России регулярно указывал на то, что именно состояние спроса, как внешнего, так и внутреннего, рассматривается им как фактор, оказывающий особо значительное влияние на инфляцию.

Разворачивающийся сейчас кризис демонстрирует, что для жесткой денежно-кредитной политики больше нет оснований

Кризис ударил в первую очередь по спросу – как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке. В этих условиях больше нет оснований ни для рассуждений об избыточном инфляционном давлении спроса, ни для сохранения жесткой денежно-кредитной политики. В первую очередь это касается уровня ключевой ставки. В текущей ситуации есть все возможности по ее снижению до уровня 3,0-3,5% и даже ниже, поскольку в этом случае уровень реальной ключевой ставки (очищенной от инфляции) все равно останется на положительном уровне, хотя во многих странах центральные банки уже осуществили переход к отрицательным реальным ставкам для поддержки активности в экономике.

Банковская система сейчас должна начать по-настоящему выполнять функции «кровеносной системы» экономики, но при действующей системе банковского регулирования и надзора это невозможно

Регулирование и надзор со стороны Банка России устроены таким образом, что они в большей степени подходят для ситуации, когда в стране наблюдается перегрев экономики на фоне бурного роста в течение нескольких лет подряд, когда растут цены на недвижимость, цены на фондовом рынке, идет приток иностранного капитала, наблюдается быстрый рост потребительских расходов. Но ничего этого не было в прошедшие годы. Сейчас же, в условиях кризиса, при таком регулятивном режиме банки фактически будут вынуждены сворачивать всю кредитную деятельность.

Российский банковский сектор достаточно сильно зарегулирован. Например, если сравнить величину активов, взвешенных с учетом риска, с активами банков, то Россия оказывается на одном из первых мест в мире. Также характерный пример  высоких требований по резервированию – ипотека с первоначальным взносом до 20%, которая в России взвешивается под 200%. Это также мировой рекорд, ни в одной стране мира, даже столкнувшейся с реальным кризисом на рынке ипотеки (как в США в случае сабпрайм ипотеки или в Венгрии в случае валютной ипотеки), никогда не устанавливался коэффициент более 100%. Типичным является использование коэффициентов, составляющих около 50% и ниже. В России же коэффициент 200% используется по отношению к кредитам, на которые приходится около половины спроса, и которые показывают высокое качество обслуживания и высокий уровень досрочных погашений. В корпоративном кредитовании предпринимаемые Банком России меры по сдерживанию процентного риска, риска ликвидности и риска концентрации по сути также ориентированы на торможение экономической активности.

Результатом избыточных требований со стороны Банка России станет то, что банки не смогут обеспечить поддержку экономики в кризисных условиях.В первую очередь банки будут озабочены необходимостью соблюдения всех требований регулирования и надзора, необходимых для сохранения банковской лицензии. Эти требования, в свою очередь, несовместимы с кредитованием заемщиков, кредитное качество которых ухудшается вследствие резкого падения выручки (пусть даже временно).

При этом с 2020 года главной доминантой в системе надзора Банка России становятся внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК). По сути, ВПОДК превращаются в некую надстройку над нормативным регулированием, которая формирует дополнительные сверхтребования к достаточности капитала. В итоге минимальный порог достаточности капитала с учетом обязательных нормативов, макроэкономических надбавок и дополнительных требований ВПОДК вырастает на несколько процентных пунктов. В условиях тотального падения стоимости активов давление на капитал банков становится чрезмерным даже с точки зрения поддержания уровней кредитования, наблюдавшихся в течение последних месяцев.

Более того, вводя множество ограничений на различные виды кредитования, Банк России способствует снижению конкуренции в секторе, хотя формально заявляет о противоположных намерениях. Подавляющее большинство частных банков не справляется с ростом ограничений, в итоге госбанки все больше захватывают рынок. На первые 5 банков приходится уже более 60% активов банковской системы, а региональная банковская система находится на грани выживания. Так, согласно данным Банка России по состоянию на 1 января 2020 г. в России действовали лишь 442 кредитных организации, из них 402 – банки. Соответственно, с 2014 г. их число сократилось более чем вдвое (c 923 единиц). При этом в 16 регионах вообще нет своих банков, в том числе в таких областях как Брянская, Воронежская, Смоленская. В 22 субъектах РФ существует всего одна «своя» кредитная организация, еще в 12 субъектах – 2.

Таким образом, средний бизнес, особенно в регионах, оказывается в наиболее уязвимом положении. Причина в том, что конкурентные преимущества среднего банка – это гибкость и умение найти нетривиальное решение для клиента. Для госбанка поиск этого решения для небольшого по размерам клиента не является интересным.

Результатом отсутствия кредитной поддержки для предприятий в условиях резкого сокращения спроса станет волна их банкротств, а с нею – и массовое сокращение персонала. Учитывая временную природу разворачивающегося кризиса, критически необходимо дать бизнесу возможность переждать резкое сокращение выручки и подготовиться к началу периода восстановления спроса на рынках.

Для недопущения тяжелейших социальных последствий Банку России необходимо через банковскую систему запустить программу кредитования бизнеса, сталкивающегося с резким снижением спроса.

Основные параметры программы:

  • предоставление банками необеспеченных кредитов компаниям, сталкивающимся с резким сокращением выручки, в объеме 3-6 размеров среднемесячной выручки и погашением в течение 3 лет или более, в зависимости от сектора экономики
  • обеспечение для банков соответствующего по срокам рефинансирования в ЦБ кредитов, выдаваемых в рамках данной программы
  • установление для кредитов, выдаваемых в рамках данной программы, особого облегченного регуляторного режима, включая требования по резервированию
  • введение временного моратория на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг кредитных организаций в капитале банков
  • смягчение иных требований к достаточности капитала кредитных организаций, чтобы позволить банкам кредитовать в рамках программы без нарушений регуляторных требований Банка России

Эти меры позволят обеспечить предприятия оборотным капиталом до начала восстановления экономики и рынков, избежать экономического провала и социальных взрывов.

Кроме того, Банку России необходимо предпринять ряд дополнительных антикризисных мер. Эти меры должны способствовать поддержке банковского сектора с целью увеличения объемов, улучшения условий и упрощения процедур по кредитованию предприятий реального сектора экономики для скорейшего преодоления кризиса.

Перечень возможных антикризисных мер к принятию Банком России

1. Меры по снижению стоимости финансирования

Снижение ключевой ставки до 3,0-3,5% годовых для поддержания экономики в текущих условиях и создания возможностей для бизнеса подготовиться к восстановлению экономики

2. Меры, способствующие увеличению ликвидности кредитных организаций:

2.1. Применение инструментов рефинансирования Банка России, в том числе:

  • валютное РЕПО;
  • выдача займов в иностранной валюте, обеспеченных кредитными требованиями в иностранной валюте к нефинансовым организациям.

Также в отношении банков, кредитующих компании, могут применяться такие меры финансирования, как беззалоговые кредиты Банка России или госбанков с субсидируемыми процентами, выпуски облигационных займов с гарантированным выкупом 100% эмиссии со стороны Банка России, беспроцентные кредиты на покрытие валютных и экспортных рисков (тройная конвертация и т.д.).

2.2. Неограниченное одновременное предоставление и абсорбирование ликвидности по единой ставке.

2.3. Снижение требований к ломбардному списку ЦБ для возможности фондирования средствами ЦБ обязательств заемщиков, наиболее подверженных риску. 

2.4. Снижение уровня обязательных резервов, депонируемых банками в Банке России

3. Учетные и методологические меры, смягчающие регуляторную нагрузку на капитал и нормативы кредитных организаций

3.1. Снижение требований по резервированию в отношении предоставленных ссуд для компаний широкого круга отраслей

Такими мерами могут быть:

  • презумпция о неухудшении финансового положения заемщика для целей расчета размера резерва, которая должна применяться в течение установленного Банком России срока;
  • мораторий на переоценку акций заемщика или сохранение при расчете LTV стоимости залогов на установленную дату.

3.2. Либерализация применения обязательных нормативов, в том числе:

  • введение пониженного коэффициента взвешивания по риску для номинированных в рублях кредитов российским экспортерам при наличии договора страхования ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России);
  • снижение уровня нормативов Н6 и Н21;
  • фиксация льготного курса в отношении иностранных валют при расчете нормативов Н6 и Н21 (по аналогии с мерами, введенными Банком России в 2016 году).

3.3. Временный мораторий на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.

3.4. Снижение норм отчислений страховых взносов кредитных организаций, кредитующих значимые компании, в фонд обязательного резервирования и систему страхования вкладов.

3.5. Смягчение требований МСФО-9 по реклассификации (изменению бизнес-модели) активов в кризисный период.

3.6. Смягчение требований внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК), в том числе требования к необходимому буферу капитала, которые приводят к завышенным минимальным требованиям по показателям достаточности капитала банка. 

4. Поддерживающие меры в условиях ухудшения платежеспособности розничных и корпоративных клиентов и, как следствие, нарастания проблемной задолженности.

4.1. Введение льготных параметров резервирования розничных банковских кредитов, выходящих на просрочку в определенный период, например с 01.03.2020 по 31.12.2020. 

4.2. Временное ослабление давления на капитал розничных кредитов с повышенными коэффициентами риска (пересмотреть надбавки к коэффициентам риска). 

4.3. Сохранение категорий качества заемщиков при вынужденной реструктуризации кредитов клиентам отраслей, наиболее восприимчивых к последствиям ухудшения экономической ситуации, и расширение списка восприимчивых отраслей. 

4.4. Предоставление банкам возможности кредитовать и реструктурировать кредиты заемщиков-импортеров, а также заемщиков, осуществляющих деятельность в сфере транспорта, туризма, общественного питания, оптовой и розничной торговли, оказания услуг населению и экономически связанных с ними контрагентов, без ухудшения оценок их финансового положения. 

4.5. Снижение веса отнесения на капитал гарантийных операций по сравнению с кредитными операциями.

5. Меры, способствующие справедливой конкуренции крупных и малых банков

5.1. Либерализация критериев отбора банков для участия в государственных программах (как в части активных, так и в части пассивных операций). Отказ от фильтров, основанных на размере капитала банка, что никак не связано с его устойчивостью и экономическим состоянием. 

Дополнительные меры, которые могут быть приняты Правительством РФ в поддержку мер Банка России

1. Субсидирование ставок при кредитовании компаний из определенных Правительством РФ секторов экономики, состояние которых ухудшилось в наибольшей степени в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (а также предоставление государственных гарантий по кредитам/облигационным займам таких компаний).

2. Стимулирование размещения бюджетных средств, а также средств госкомпаний, внебюджетных фондов, стратегических предприятий ВПК на депозитах банков с установленным рейтингом, например, не ниже BB+ по шкале российского рейтингового агентства, при условии, что такие банки кредитуют компании, указанные в пункте 1.

3. Либерализация требований в отношении инвестирования средств Пенсионного фонда РФ негосударственных пенсионных фондов (как пенсионных накоплений, так и пенсионных резервов), страховых организаций в целях финансирования компаний, указанных в пункте 1.

4. Предоставление права банкам, осуществляющим кредитование компаний, указанных в пункте 1, осуществлять банковское обслуживание госзакупок и госконтрактов по оборонному заказу, независимо от их соответствия повышенным требованиям по уровню рейтинга, минимальному размеру собственных средств и др.

 

О необходимости реализации дополнительных антикризисных мер Банка России, в том числе запуска программы кредитования российских предприятий, пострадавших от резкого сокращения спроса
Коллапс спроса как на внешних, так и на внутреннем рынке существенно снижает значимость инфляционных рисков, что должно смещать фокус денежно-кредитной политики Банка России

В последние годы в качестве основания для проведения жесткой денежно-кредитной политики Банк России указывал необходимость обеспечения целевого уровня инфляции

В рамках действовавшей парадигмы ключевой задачей для Банка России являлось сдерживание спроса, способного ускорить рост цен. На практике это приводило к замедлению темпов роста или даже падению значений целого ряда макроэкономических показателей, включая рост ВВП и доходов населения. Причина – в том, что рост цен в российской экономике являлся в большей степени результатом проблем на стороне предложения: на фоне низкого уровня доступности финансирования у компаний были лишь ограниченные возможности по модернизации и расширению производства, что в итоге и не позволяло им в должной мере реагировать на изменения на стороне спроса. Тем не менее Банк России регулярно указывал на то, что именно состояние спроса, как внешнего, так и внутреннего, рассматривается им как фактор, оказывающий особо значительное влияние на инфляцию.

Разворачивающийся сейчас кризис демонстрирует, что для жесткой денежно-кредитной политики больше нет оснований

Кризис ударил в первую очередь по спросу – как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке. В этих условиях больше нет оснований ни для рассуждений об избыточном инфляционном давлении спроса, ни для сохранения жесткой денежно-кредитной политики. В первую очередь это касается уровня ключевой ставки. В текущей ситуации есть все возможности по ее снижению до уровня 3,0-3,5% и даже ниже, поскольку в этом случае уровень реальной ключевой ставки (очищенной от инфляции) все равно останется на положительном уровне, хотя во многих странах центральные банки уже осуществили переход к отрицательным реальным ставкам для поддержки активности в экономике.

Банковская система сейчас должна начать по-настоящему выполнять функции «кровеносной системы» экономики, но при действующей системе банковского регулирования и надзора это невозможно

Регулирование и надзор со стороны Банка России устроены таким образом, что они в большей степени подходят для ситуации, когда в стране наблюдается перегрев экономики на фоне бурного роста в течение нескольких лет подряд, когда растут цены на недвижимость, цены на фондовом рынке, идет приток иностранного капитала, наблюдается быстрый рост потребительских расходов. Но ничего этого не было в прошедшие годы. Сейчас же, в условиях кризиса, при таком регулятивном режиме банки фактически будут вынуждены сворачивать всю кредитную деятельность.

Российский банковский сектор достаточно сильно зарегулирован. Например, если сравнить величину активов, взвешенных с учетом риска, с активами банков, то Россия оказывается на одном из первых мест в мире. Также характерный пример  высоких требований по резервированию – ипотека с первоначальным взносом до 20%, которая в России взвешивается под 200%. Это также мировой рекорд, ни в одной стране мира, даже столкнувшейся с реальным кризисом на рынке ипотеки (как в США в случае сабпрайм ипотеки или в Венгрии в случае валютной ипотеки), никогда не устанавливался коэффициент более 100%. Типичным является использование коэффициентов, составляющих около 50% и ниже. В России же коэффициент 200% используется по отношению к кредитам, на которые приходится около половины спроса, и которые показывают высокое качество обслуживания и высокий уровень досрочных погашений. В корпоративном кредитовании предпринимаемые Банком России меры по сдерживанию процентного риска, риска ликвидности и риска концентрации по сути также ориентированы на торможение экономической активности.

Результатом избыточных требований со стороны Банка России станет то, что банки не смогут обеспечить поддержку экономики в кризисных условиях.В первую очередь банки будут озабочены необходимостью соблюдения всех требований регулирования и надзора, необходимых для сохранения банковской лицензии. Эти требования, в свою очередь, несовместимы с кредитованием заемщиков, кредитное качество которых ухудшается вследствие резкого падения выручки (пусть даже временно).

При этом с 2020 года главной доминантой в системе надзора Банка России становятся внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК). По сути, ВПОДК превращаются в некую надстройку над нормативным регулированием, которая формирует дополнительные сверхтребования к достаточности капитала. В итоге минимальный порог достаточности капитала с учетом обязательных нормативов, макроэкономических надбавок и дополнительных требований ВПОДК вырастает на несколько процентных пунктов. В условиях тотального падения стоимости активов давление на капитал банков становится чрезмерным даже с точки зрения поддержания уровней кредитования, наблюдавшихся в течение последних месяцев.

Более того, вводя множество ограничений на различные виды кредитования, Банк России способствует снижению конкуренции в секторе, хотя формально заявляет о противоположных намерениях. Подавляющее большинство частных банков не справляется с ростом ограничений, в итоге госбанки все больше захватывают рынок. На первые 5 банков приходится уже более 60% активов банковской системы, а региональная банковская система находится на грани выживания. Так, согласно данным Банка России по состоянию на 1 января 2020 г. в России действовали лишь 442 кредитных организации, из них 402 – банки. Соответственно, с 2014 г. их число сократилось более чем вдвое (c 923 единиц). При этом в 16 регионах вообще нет своих банков, в том числе в таких областях как Брянская, Воронежская, Смоленская. В 22 субъектах РФ существует всего одна «своя» кредитная организация, еще в 12 субъектах – 2.

Таким образом, средний бизнес, особенно в регионах, оказывается в наиболее уязвимом положении. Причина в том, что конкурентные преимущества среднего банка – это гибкость и умение найти нетривиальное решение для клиента. Для госбанка поиск этого решения для небольшого по размерам клиента не является интересным.

Результатом отсутствия кредитной поддержки для предприятий в условиях резкого сокращения спроса станет волна их банкротств, а с нею – и массовое сокращение персонала. Учитывая временную природу разворачивающегося кризиса, критически необходимо дать бизнесу возможность переждать резкое сокращение выручки и подготовиться к началу периода восстановления спроса на рынках.

Для недопущения тяжелейших социальных последствий Банку России необходимо через банковскую систему запустить программу кредитования бизнеса, сталкивающегося с резким снижением спроса.

Основные параметры программы:

  • предоставление банками необеспеченных кредитов компаниям, сталкивающимся с резким сокращением выручки, в объеме 3-6 размеров среднемесячной выручки и погашением в течение 3 лет или более, в зависимости от сектора экономики
  • обеспечение для банков соответствующего по срокам рефинансирования в ЦБ кредитов, выдаваемых в рамках данной программы
  • установление для кредитов, выдаваемых в рамках данной программы, особого облегченного регуляторного режима, включая требования по резервированию
  • введение временного моратория на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг кредитных организаций в капитале банков
  • смягчение иных требований к достаточности капитала кредитных организаций, чтобы позволить банкам кредитовать в рамках программы без нарушений регуляторных требований Банка России

Эти меры позволят обеспечить предприятия оборотным капиталом до начала восстановления экономики и рынков, избежать экономического провала и социальных взрывов.

Кроме того, Банку России необходимо предпринять ряд дополнительных антикризисных мер. Эти меры должны способствовать поддержке банковского сектора с целью увеличения объемов, улучшения условий и упрощения процедур по кредитованию предприятий реального сектора экономики для скорейшего преодоления кризиса.

Перечень возможных антикризисных мер к принятию Банком России

1. Меры по снижению стоимости финансирования

Снижение ключевой ставки до 3,0-3,5% годовых для поддержания экономики в текущих условиях и создания возможностей для бизнеса подготовиться к восстановлению экономики

2. Меры, способствующие увеличению ликвидности кредитных организаций:

2.1. Применение инструментов рефинансирования Банка России, в том числе:

  • валютное РЕПО;
  • выдача займов в иностранной валюте, обеспеченных кредитными требованиями в иностранной валюте к нефинансовым организациям.

Также в отношении банков, кредитующих компании, могут применяться такие меры финансирования, как беззалоговые кредиты Банка России или госбанков с субсидируемыми процентами, выпуски облигационных займов с гарантированным выкупом 100% эмиссии со стороны Банка России, беспроцентные кредиты на покрытие валютных и экспортных рисков (тройная конвертация и т.д.).

2.2. Неограниченное одновременное предоставление и абсорбирование ликвидности по единой ставке.

2.3. Снижение требований к ломбардному списку ЦБ для возможности фондирования средствами ЦБ обязательств заемщиков, наиболее подверженных риску. 

2.4. Снижение уровня обязательных резервов, депонируемых банками в Банке России

3. Учетные и методологические меры, смягчающие регуляторную нагрузку на капитал и нормативы кредитных организаций

3.1. Снижение требований по резервированию в отношении предоставленных ссуд для компаний широкого круга отраслей

Такими мерами могут быть:

  • презумпция о неухудшении финансового положения заемщика для целей расчета размера резерва, которая должна применяться в течение установленного Банком России срока;
  • мораторий на переоценку акций заемщика или сохранение при расчете LTV стоимости залогов на установленную дату.

3.2. Либерализация применения обязательных нормативов, в том числе:

  • введение пониженного коэффициента взвешивания по риску для номинированных в рублях кредитов российским экспортерам при наличии договора страхования ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России);
  • снижение уровня нормативов Н6 и Н21;
  • фиксация льготного курса в отношении иностранных валют при расчете нормативов Н6 и Н21 (по аналогии с мерами, введенными Банком России в 2016 году).

3.3. Временный мораторий на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.

3.4. Снижение норм отчислений страховых взносов кредитных организаций, кредитующих значимые компании, в фонд обязательного резервирования и систему страхования вкладов.

3.5. Смягчение требований МСФО-9 по реклассификации (изменению бизнес-модели) активов в кризисный период.

3.6. Смягчение требований внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК), в том числе требования к необходимому буферу капитала, которые приводят к завышенным минимальным требованиям по показателям достаточности капитала банка. 

4. Поддерживающие меры в условиях ухудшения платежеспособности розничных и корпоративных клиентов и, как следствие, нарастания проблемной задолженности.

4.1. Введение льготных параметров резервирования розничных банковских кредитов, выходящих на просрочку в определенный период, например с 01.03.2020 по 31.12.2020. 

4.2. Временное ослабление давления на капитал розничных кредитов с повышенными коэффициентами риска (пересмотреть надбавки к коэффициентам риска). 

4.3. Сохранение категорий качества заемщиков при вынужденной реструктуризации кредитов клиентам отраслей, наиболее восприимчивых к последствиям ухудшения экономической ситуации, и расширение списка восприимчивых отраслей. 

4.4. Предоставление банкам возможности кредитовать и реструктурировать кредиты заемщиков-импортеров, а также заемщиков, осуществляющих деятельность в сфере транспорта, туризма, общественного питания, оптовой и розничной торговли, оказания услуг населению и экономически связанных с ними контрагентов, без ухудшения оценок их финансового положения. 

4.5. Снижение веса отнесения на капитал гарантийных операций по сравнению с кредитными операциями.

5. Меры, способствующие справедливой конкуренции крупных и малых банков

5.1. Либерализация критериев отбора банков для участия в государственных программах (как в части активных, так и в части пассивных операций). Отказ от фильтров, основанных на размере капитала банка, что никак не связано с его устойчивостью и экономическим состоянием. 

Дополнительные меры, которые могут быть приняты Правительством РФ в поддержку мер Банка России

1. Субсидирование ставок при кредитовании компаний из определенных Правительством РФ секторов экономики, состояние которых ухудшилось в наибольшей степени в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (а также предоставление государственных гарантий по кредитам/облигационным займам таких компаний).

2. Стимулирование размещения бюджетных средств, а также средств госкомпаний, внебюджетных фондов, стратегических предприятий ВПК на депозитах банков с установленным рейтингом, например, не ниже BB+ по шкале российского рейтингового агентства, при условии, что такие банки кредитуют компании, указанные в пункте 1.

3. Либерализация требований в отношении инвестирования средств Пенсионного фонда РФ негосударственных пенсионных фондов (как пенсионных накоплений, так и пенсионных резервов), страховых организаций в целях финансирования компаний, указанных в пункте 1.

4. Предоставление права банкам, осуществляющим кредитование компаний, указанных в пункте 1, осуществлять банковское обслуживание госзакупок и госконтрактов по оборонному заказу, независимо от их соответствия повышенным требованиям по уровню рейтинга, минимальному размеру собственных средств и др.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )