23.09.2019

Оценка выпадающих доходов бюджета в случае освобождения от подоходного налога бедных слоев населения

Отмена НДФЛ для самых низкооплачиваемых работников не создаст значительной нагрузки для бюджета и будет способствовать сокращению бедности. Однако Минфин выступает категорически против любых мер, связанных со снижением налогового бремени

 

Минфин не рассматривает возможность смягчения налоговой политики для стимулирования экономики и поддержки социально незащищенных слоев граждан и малого бизнеса

В ходе недавнего Московского финансового форума глава ВТБ А. Костин высказал предложение смягчить налоговую политику в отношении наиболее незащищенных слоев населения. По его мнению, налоговое бремя можно было бы снижать в эквиваленте роста собираемости налогов, который ФНС сочтет устойчивым. В качестве одной из возможных мер такой политики Костин предложил «создать необлагаемый минимум дохода физических лиц, то есть решить проблему для самых незащищенных людей с низкими доходами». Также, по мнению Костина, целесообразно было бы рассмотреть снижение социальных взносов для малого бизнеса.

Предложение Костина ожидаемо не нашло поддержки со стороны министра финансов А. Силуанова. Позиция Минфина предполагает, что даже наличие значительного профицита бюджета не дает повода снижать налоговую нагрузку: появление новых налоговых льгот может пошатнуть устойчивость экономики, а снижение налоговой нагрузки для какой-то одной категории плательщиков неизбежно вызовет усиление давления на ведомство со стороны других заинтересованных сторон, требующих финансовой поддержки для своих видов деятельности.

Отмена подоходного налога для самых низкооплачиваемых работников не создаст значительной нагрузки на бюджет, но может стать дополнительным механизмом адресной поддержки, направленной на сокращение бедности и стимулирование внутреннего спроса

Расчеты показывают, что выпадающие доходы бюджета в случае отказа от взимания подоходного налога с 20% самых низкооплачиваемых работников составят около 157 млрд. руб. Это менее 5% от общих поступлений НДФЛ в условиях 2017 г. Для сравнения, ожидаемый в 2019 г. профицит федерального бюджета составит 1,471 трлн. руб., или 1,4% ВВП. Таким образом, сумма выпадающих доходов в случае отмены НДФЛ для самых низкооплачиваемых работников вряд ли может подорвать устойчивость бюджета.

Приведенная сумма выпадающих доходов сопоставима с объемом расходов федерального бюджета, который планируется направить на финансирование  новых пособий на детей в возрасте до трех лет в семьях, где доходы родителей не превышают двух региональных прожиточных минимумов на человека (в 2020 г. на эти цели предполагается выделить 150 млрд. руб., в 2021 г. – 156 млрд. руб.). Однако данная мера направлена лишь на определенную категорию граждан, а отмена подоходного налога для самых низкооплачиваемых работников могла бы расширить число получателей поддержки среди бедного населения. В определенной мере реализация данной меры будет также способствовать  поддержке внутреннего спроса. 

В условиях 2017 г. сумма вычета по НДФЛ для наименее оплачиваемых работников в абсолютном выражении составила бы около 1500 руб. в месяц (при уровне средней заработной платы для этой группы работников 11370 руб. и прожиточном минимуме в среднем по России 10088 руб.) (см. таблицу).

Оценка выпадающих доходов бюджета в случае освобождения от подоходного налога бедных слоев населения
Отмена НДФЛ для самых низкооплачиваемых работников не создаст значительной нагрузки для бюджета и будет способствовать сокращению бедности. Однако Минфин выступает категорически против любых мер, связанных со снижением налогового бремени

 

Минфин не рассматривает возможность смягчения налоговой политики для стимулирования экономики и поддержки социально незащищенных слоев граждан и малого бизнеса

В ходе недавнего Московского финансового форума глава ВТБ А. Костин высказал предложение смягчить налоговую политику в отношении наиболее незащищенных слоев населения. По его мнению, налоговое бремя можно было бы снижать в эквиваленте роста собираемости налогов, который ФНС сочтет устойчивым. В качестве одной из возможных мер такой политики Костин предложил «создать необлагаемый минимум дохода физических лиц, то есть решить проблему для самых незащищенных людей с низкими доходами». Также, по мнению Костина, целесообразно было бы рассмотреть снижение социальных взносов для малого бизнеса.

Предложение Костина ожидаемо не нашло поддержки со стороны министра финансов А. Силуанова. Позиция Минфина предполагает, что даже наличие значительного профицита бюджета не дает повода снижать налоговую нагрузку: появление новых налоговых льгот может пошатнуть устойчивость экономики, а снижение налоговой нагрузки для какой-то одной категории плательщиков неизбежно вызовет усиление давления на ведомство со стороны других заинтересованных сторон, требующих финансовой поддержки для своих видов деятельности.

Отмена подоходного налога для самых низкооплачиваемых работников не создаст значительной нагрузки на бюджет, но может стать дополнительным механизмом адресной поддержки, направленной на сокращение бедности и стимулирование внутреннего спроса

Расчеты показывают, что выпадающие доходы бюджета в случае отказа от взимания подоходного налога с 20% самых низкооплачиваемых работников составят около 157 млрд. руб. Это менее 5% от общих поступлений НДФЛ в условиях 2017 г. Для сравнения, ожидаемый в 2019 г. профицит федерального бюджета составит 1,471 трлн. руб., или 1,4% ВВП. Таким образом, сумма выпадающих доходов в случае отмены НДФЛ для самых низкооплачиваемых работников вряд ли может подорвать устойчивость бюджета.

Приведенная сумма выпадающих доходов сопоставима с объемом расходов федерального бюджета, который планируется направить на финансирование  новых пособий на детей в возрасте до трех лет в семьях, где доходы родителей не превышают двух региональных прожиточных минимумов на человека (в 2020 г. на эти цели предполагается выделить 150 млрд. руб., в 2021 г. – 156 млрд. руб.). Однако данная мера направлена лишь на определенную категорию граждан, а отмена подоходного налога для самых низкооплачиваемых работников могла бы расширить число получателей поддержки среди бедного населения. В определенной мере реализация данной меры будет также способствовать  поддержке внутреннего спроса. 

В условиях 2017 г. сумма вычета по НДФЛ для наименее оплачиваемых работников в абсолютном выражении составила бы около 1500 руб. в месяц (при уровне средней заработной платы для этой группы работников 11370 руб. и прожиточном минимуме в среднем по России 10088 руб.) (см. таблицу).

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )