30.10.2018

«Налоговые маневры» и цены на бензин в 2019 г.

Планируемые с 2019 г. реформы ряда налогов и экспортных пошлин, связанных с нефтью и нефтепродуктами, создают высокий уровень неопределенности не только в отношении цен на топливо, но и в отношении объема бюджетных поступлений

С начала 2019 г. ожидается вступление в силу целого ряда изменений в налогообложении нефти и нефтепродуктов  (см. таблицу 1). Среди них – снижение экспортных пошлин на нефть, повышение НДПИ на нефть, повышение ставок акцизов (например, ставка акциза на бензин класса 5 будет повышена с 8213 до 12314 руб./т, т.е. на 49,9%) и введение новых вычетов по акцизам для ряда категорий нефтепереработчиков. Кроме того, все это будет реализовываться в условиях повышения НДС с 18% до 20%.

Обилие налоговых изменений, реализуемых одновременно друг с другом, а также применяемые способы расчета НДПИ и акцизов, предусматривающие значительную «индивидуализацию» нагрузки в зависимости от типа НПЗ, затрудняют проведение независимых оценок изменения нагрузки на отрасль и цен на бензин в стране. В результате, имеющиеся прогнозы цен на топливо разнятся от крайне оптимистичных (например, руководство Минфина заявляет о росте цен на топливо, не превышающем прогнозируемый уровень инфляции) до пессимистичных (вплоть до повышения цен на бензин до уровня 50-60 руб./л). Все это указывает на непредсказуемый характер готовящихся изменений и вызывает вопросы в необходимости развертывания этих реформ.

Риски удорожания сырья для НПЗ

«Налоговый маневр» в нефтяном секторе, предусматривающий постепенный перенос налоговой нагрузки с доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов на доходы от добычи нефти, фактически будет означать удорожание стоимости сырья для НПЗ. Это будет связано, с одной стороны, с постепенным снижением экспортной пошлины на нефть (в 2019 г. к пошлине будет применяться понижающий коэффициент 0,833, в 2020 г. – 0,667, а к 2024 г. пошлина будет равна 0), что создаст дополнительный стимул для нефтедобывающих компаний к экспорту сырья и тем самым станет одним из факторов ограничения поставок нефти на внутреннем рынке. С другой стороны, повышение НДПИ, заявленное Минфином как «компенсирующая мера» для бюджета, для НПЗ станет дополнительным фактором роста цен на сырье. При этом вклад стоимости нефти в конечную цену автомобильного топлива весьма высок. По данным Росстата, в 2017 г. стоимость основного сырья в цене 1 литра автомобильного бензина марки АИ-92 составляла 48,8% его розничной цены.

Изменение акцизов на топливо: неопределенность нагрузки для НПЗ и риски роста цен для потребителей

Принятая редакция изменений в НК РФ, вступающих в силу с 2019 г. в отношении акцизов, создает высокую неопределенность в отношении нагрузки на производителей топлива, а в результате – дополнительные риски повышения цен.

Эта неопределенность вызвана прежде всего тем, что предлагаемые вычеты по акцизам будут предоставляться не всем НПЗ автоматически, а только отдельным категориям. Согласно действующей редакции поправок в НК РФ (вступили в силу с 1 октября 2018 г.), для получения вычетов по акцизам необходимо специальное свидетельство о регистрации лица, осуществляющего операции по переработке нефтяного сырья. Однако критерии предоставления таких свидетельств, а также масштабы компенсации (т.е. формула, используемая для вычета), обсуждаются до сих пор. Важно отметить, что результативность данных вычетов по акцизам для НПЗ зависит и от качества налогового администрирования акцизов – в том числе оперативности выдачи свидетельств, администрирования процедуры предоставления вычетов и т.д.

Расчеты показывают, что отказ в предоставлении вычетов для производителей автомобильного топлива в условиях резкого повышения ставок акцизов на топливо, а также повышения НДС (в налоговую базу которого включаются акцизы) приведет к существенному повышению цен для конечных потребителей. Так, даже если в условиях 2019 г. цены на нефть для НПЗ останутся на текущем уровне, одно только повышение акцизов и НДС приведет к увеличению розничной цены на автомобильный бензин класса 5 с текущего уровня 44,75 руб./л до 49,20 руб./л (или на 9,9% от текущего уровня). Если же планируемые изменения экспортных пошлин и НДПИ приведут к росту внутренней цены нефти, то эффект будет еще сильнее: например, если нефть на внутреннем рынке подорожает на 10%, то розничная цена бензина составит уже 51,82 руб./л – на 15,8% выше текущего уровня (см. Рис. 1).

Акцизы на топливо для бюджета: налоговый доход или налоговый расход?

Поскольку условия предоставления вычетов по акцизам для НПЗ по-прежнему не определены, остается неясным и то, какой объем бюджетных средств может понадобиться для предотвращения роста цен на топливо. Руководство Минфина в последнее время давало разные оценки этой суммы: от 400 до 630 млрд. руб. в условиях 2019 г. Следует отметить, что последняя оценка сопоставима с данными Минфина относительно прироста поступлений НДС в результате повышения его ставки. Такое соотношение между дополнительными доходами бюджета и ожидаемыми дополнительными расходами ставит под сомнение целесообразность таких реформ.

Кроме того, даже наиболее консервативные оценки масштабов компенсации нефтяникам в результате реформы акцизов существенно превышают те объемы средств, которые ранее поступали в бюджет по акцизам на топливо. Так, по данным Федерального Казначейства, в 2017 г. объем поступлений акцизов на автомобильный бензин, произведенный на территории РФ, составил 135,9 млрд. руб., а на дизельное топливо – еще 84,1 млрд. руб. Таким образом, в этой ситуации с точки зрения обеспечения бюджетных поступлений более выигрышным был бы отказ от предполагаемых реформ и сохранение ставок акцизов на автомобильное топливо на текущем уровне.

 

«Налоговые маневры» и цены на бензин в 2019 г.
Планируемые с 2019 г. реформы ряда налогов и экспортных пошлин, связанных с нефтью и нефтепродуктами, создают высокий уровень неопределенности не только в отношении цен на топливо, но и в отношении объема бюджетных поступлений

С начала 2019 г. ожидается вступление в силу целого ряда изменений в налогообложении нефти и нефтепродуктов  (см. таблицу 1). Среди них – снижение экспортных пошлин на нефть, повышение НДПИ на нефть, повышение ставок акцизов (например, ставка акциза на бензин класса 5 будет повышена с 8213 до 12314 руб./т, т.е. на 49,9%) и введение новых вычетов по акцизам для ряда категорий нефтепереработчиков. Кроме того, все это будет реализовываться в условиях повышения НДС с 18% до 20%.

Обилие налоговых изменений, реализуемых одновременно друг с другом, а также применяемые способы расчета НДПИ и акцизов, предусматривающие значительную «индивидуализацию» нагрузки в зависимости от типа НПЗ, затрудняют проведение независимых оценок изменения нагрузки на отрасль и цен на бензин в стране. В результате, имеющиеся прогнозы цен на топливо разнятся от крайне оптимистичных (например, руководство Минфина заявляет о росте цен на топливо, не превышающем прогнозируемый уровень инфляции) до пессимистичных (вплоть до повышения цен на бензин до уровня 50-60 руб./л). Все это указывает на непредсказуемый характер готовящихся изменений и вызывает вопросы в необходимости развертывания этих реформ.

Риски удорожания сырья для НПЗ

«Налоговый маневр» в нефтяном секторе, предусматривающий постепенный перенос налоговой нагрузки с доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов на доходы от добычи нефти, фактически будет означать удорожание стоимости сырья для НПЗ. Это будет связано, с одной стороны, с постепенным снижением экспортной пошлины на нефть (в 2019 г. к пошлине будет применяться понижающий коэффициент 0,833, в 2020 г. – 0,667, а к 2024 г. пошлина будет равна 0), что создаст дополнительный стимул для нефтедобывающих компаний к экспорту сырья и тем самым станет одним из факторов ограничения поставок нефти на внутреннем рынке. С другой стороны, повышение НДПИ, заявленное Минфином как «компенсирующая мера» для бюджета, для НПЗ станет дополнительным фактором роста цен на сырье. При этом вклад стоимости нефти в конечную цену автомобильного топлива весьма высок. По данным Росстата, в 2017 г. стоимость основного сырья в цене 1 литра автомобильного бензина марки АИ-92 составляла 48,8% его розничной цены.

Изменение акцизов на топливо: неопределенность нагрузки для НПЗ и риски роста цен для потребителей

Принятая редакция изменений в НК РФ, вступающих в силу с 2019 г. в отношении акцизов, создает высокую неопределенность в отношении нагрузки на производителей топлива, а в результате – дополнительные риски повышения цен.

Эта неопределенность вызвана прежде всего тем, что предлагаемые вычеты по акцизам будут предоставляться не всем НПЗ автоматически, а только отдельным категориям. Согласно действующей редакции поправок в НК РФ (вступили в силу с 1 октября 2018 г.), для получения вычетов по акцизам необходимо специальное свидетельство о регистрации лица, осуществляющего операции по переработке нефтяного сырья. Однако критерии предоставления таких свидетельств, а также масштабы компенсации (т.е. формула, используемая для вычета), обсуждаются до сих пор. Важно отметить, что результативность данных вычетов по акцизам для НПЗ зависит и от качества налогового администрирования акцизов – в том числе оперативности выдачи свидетельств, администрирования процедуры предоставления вычетов и т.д.

Расчеты показывают, что отказ в предоставлении вычетов для производителей автомобильного топлива в условиях резкого повышения ставок акцизов на топливо, а также повышения НДС (в налоговую базу которого включаются акцизы) приведет к существенному повышению цен для конечных потребителей. Так, даже если в условиях 2019 г. цены на нефть для НПЗ останутся на текущем уровне, одно только повышение акцизов и НДС приведет к увеличению розничной цены на автомобильный бензин класса 5 с текущего уровня 44,75 руб./л до 49,20 руб./л (или на 9,9% от текущего уровня). Если же планируемые изменения экспортных пошлин и НДПИ приведут к росту внутренней цены нефти, то эффект будет еще сильнее: например, если нефть на внутреннем рынке подорожает на 10%, то розничная цена бензина составит уже 51,82 руб./л – на 15,8% выше текущего уровня (см. Рис. 1).

Акцизы на топливо для бюджета: налоговый доход или налоговый расход?

Поскольку условия предоставления вычетов по акцизам для НПЗ по-прежнему не определены, остается неясным и то, какой объем бюджетных средств может понадобиться для предотвращения роста цен на топливо. Руководство Минфина в последнее время давало разные оценки этой суммы: от 400 до 630 млрд. руб. в условиях 2019 г. Следует отметить, что последняя оценка сопоставима с данными Минфина относительно прироста поступлений НДС в результате повышения его ставки. Такое соотношение между дополнительными доходами бюджета и ожидаемыми дополнительными расходами ставит под сомнение целесообразность таких реформ.

Кроме того, даже наиболее консервативные оценки масштабов компенсации нефтяникам в результате реформы акцизов существенно превышают те объемы средств, которые ранее поступали в бюджет по акцизам на топливо. Так, по данным Федерального Казначейства, в 2017 г. объем поступлений акцизов на автомобильный бензин, произведенный на территории РФ, составил 135,9 млрд. руб., а на дизельное топливо – еще 84,1 млрд. руб. Таким образом, в этой ситуации с точки зрения обеспечения бюджетных поступлений более выигрышным был бы отказ от предполагаемых реформ и сохранение ставок акцизов на автомобильное топливо на текущем уровне.

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )