Налоговая нагрузка в 2008-2018 гг.
На этой неделе Институт экономики роста им. П.А. Столыпина опубликовал доклад «Некоторые факты о российской экономике», в котором описывается резкий рост налоговой нагрузки на предприятия несырьевого сектора и торговые организации в 2008-2018 гг. Согласно докладу, за 2008-2018 гг. сумма уплаченных налогов в расчете на 1 предприятие несырьевого сектора экономики выросла в 2,65 раза, а для сырьевого сектора – только в 2,2 раза.
Сложность проведения таких оценок состоит в том, что ФНС агрегирует данные по налогам и страховым взносам для всех категорий налогоплательщиков – как крупных, так и малых и средних предприятий, а также ИП. В связи с этим в расчетах нагрузки в среднем на 1 предприятие невозможно разделить, как выросла нагрузка на малый и средний бизнес, а как – на крупный. В итоге средние значения выплачиваемых сумм налогов получаются небольшими (например, в докладе говорится о выплате 3,2 млн. руб. в год на 1 предприятие несырьевого сектора и 1,65 млн. руб. в год на 1 торговую организацию), а темпы роста налоговой нагрузки получаются будто бы одинаковыми для всех. При этом нагрузка по налогам и взносам для разных категорий бизнеса (от ИП до крупных организаций) отличается не только по объему, но и по темпам роста. В связи с этим были проведены дополнительные расчеты, позволяющие оценить изменение нагрузки по налогам и страховым взносам за последние 10 лет.
Опережающий рост налоговых поступлений
По данным ФНС, суммарный объем поступлений налогов и сборов, а также страховых взносов в 2008 г. составлял 10 027,8 млрд. руб., а в 2018 г. – уже 27 563,7 млрд. руб. Таким образом, налоги и страховые взносы, выраженные в текущих ценах, увеличились за это время в 2,75 раза (см. табл. 1).
Важно отметить, что по некоторым видам налогов и взносов рост поступлений был существенно выше среднего. Наиболее высокими темпами (в 3,14 раза) выросли поступления по налогам на доходы, взимаемым в рамках специальных налоговых режимов ( в основном это относится к малому бизнесу, уплачивающему налог с доходов по УСН, ЕНВД, ЕСХН и т.д.), а также страховых взносов (в 3,11 раза). Рост на уровне 2,84-2,85 раза показали региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог и др.) и местные налоги (налог на имущество физлиц, земельный налог и др.).
Безусловно, такие темпы роста связаны в том числе и с увеличением цен, которые за 2008-2018 гг. выросли в 2,02 раза. Тем не менее, и в реальном выражении (в ценах 2008 г.) поступления налогов и взносов выросли существенно – на 33,5% (см. рис. 1). Для сравнения, экономический рост за период 2008-2018 гг. составил только 8,5%. В реальном выражении поступления по налогам, взимаемым в связи с применением специальных налоговых режимов, выросли на 55,6%, по федеральным налогам – на 30,0%. Вместе с тем, по ряду федеральных налогов темпы роста поступлений были крайне высокими (см. рис. 2): за 2008-2018 гг. поступления НДПИ выросли на 77,5%, НДС – на 79,3%, а акцизов – на 135,0% в постоянных ценах. Причины такого резкого роста индивидуальны для каждого налога: для НДПИ это рост ставок и пересмотр коэффициентов для расчета, для акцизов – резкое повышение ставок и обложение акцизами новых видов товаров, для НДС – ужесточение администрирования, которое привело к резкому сокращению вычетов по налогу.
В противоположность этому, поступления по налогу на прибыль в постоянных ценах оказались в 2018 г. на 21,0% ниже, чем в 2008 г. (в номинальном выражении эти поступления выросли в 1,6 раза). Это указывает на то, что налогооблагаемая прибыль предприятий и организаций за 20082018 гг. увеличивалась меньшими темпами, чем потребительские цены. В свою очередь, это связано с падением рентабельности многих бизнесов.
Налоговая нагрузка на малый бизнес
Учитывая, что для многих организаций и ИП, относящихся к малому бизнесу, основную часть налоговой нагрузки составляют налоги, взимаемые в рамках спецрежимов, можно оценить, как изменилась нагрузка в расчете на одного налогоплательщика, применяющего такие режимы в 2018 г., по сравнению с 2008 г.
Как было показано выше, налоговые отчисления в рамках специальных налоговых режимов за это время в номинальном выражении выросли в 3,14 раза, а в реальном выражении – на 55,6%. Однако темпы роста этой нагрузки различаются по видам специальных режимов, а также в зависимости от того, кто является плательщиком – организация или индивидуальный предприниматель. Поскольку за 2008-2018 гг. существенно изменились не только суммы налогов в рамках спецрежимов, но и количество самих плательщиков, изменение нагрузки оценивалось в расчете на одного налогоплательщика (по той же методологии, что и в докладе Института экономики роста).
Расчеты показывают, что наибольший рост нагрузки на доходы малого бизнеса наблюдался для индивидуальных предпринимателей. Так, если в 2008 г. в среднем на каждого ИП, использующего УСН «Доходы за вычетом расходов», сумма налога к уплате составляла 31,5 тыс. руб. в год, то в 2018 г. – уже 88,4 тыс. руб. в год, что означает рост в номинальном выражении в 2,8 раза. Для сравнения, аналогичные показатели для налогоплательщика-организации на таком же налоговом режиме составляли 48,7 тыс. руб. и 95,2 тыс. руб. в год соответственно, т.е. рост в номинальном выражении составил 95,2%. Кроме того, крайне высокие темпы роста нагрузки в расчете на 1 налогоплательщика характерны для сельхозорганизаций и фермеров (ИП и крестьянских фермерских хозяйств), применяющих ЕСХН (см. табл. 2). Резкий рост нагрузки на 1 налогоплательщика по ЕСХН для организаций связан также с сокращением числа юрлиц, применяющих этот режим (в 2008 г. его применяли почти 34 тыс. организаций, а в 2018 г. – только 20 тыс.).
Следует отметить, что наблюдаемые высокие темпы роста нагрузки на доходы малого бизнеса в определенной степени связаны с расширением предельного размера дохода, до достижения которого малые предприятия могут пользоваться специальными режимами. Так, в 2008 г. предельный размер дохода на УСН составлял 26,8 млн. руб., а в 2018 г. – 150 млн. руб. Однако средний размер налоговой базы по УСН за эти годы увеличился в существенно меньшей степени. Например, для организаций-плательщиков УСН–«Доходы» средний налогооблагаемый доход вырос на 20%, а для организаций-плательщиков УСН–«Доходы за вычетом расходов» – в 1,95 раза. Это указывает на то, что определенный вклад в увеличение выплат, приходящихся на одного налогоплательщика, вносят и другие факторы – повышение коэффициентов, используемых для расчета налогов, отказ от ряда налоговых вычетов и др.