05.07.2019

Бюджет и нацпроекты: растут ли расходы?

Реализация национальных проектов пока не привела к значимому росту расходов бюджетной системы. С поправкой на рост цен, для большинства статей расходов консолидированного бюджета в январе-апреле 2019 г. фактический рост расходов оказался меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года

В дискуссиях о национальных проектах часто упоминается их высокая стоимость, исчисляемая триллионами рублей. Однако эти суммы, по сути, относятся ко всему периоду реализации нацпроектов. А какие расходы на нацпроекты осуществляет бюджетная система уже сейчас? Конкретная информация об этом не приводится ни в данных Минфина, ни в каких-либо других открытых источниках. Вместе с тем, имеющиеся данные позволяют оценить, что по многим статьям расходов, соответствующим тематике национальных проектов, фактическое увеличение расходов невелико или вовсе отсутствует.

Реальные расходы бюджета

В целом, в январе-апреле 2019 г. (последние доступные данные) расходы консолидированного бюджета РФ (включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов) составили 10704,4 млрд. руб., что на 6,7% выше аналогичного показателя за январь-апрель 2018 г. Однако такой рост расходов вряд ли можно назвать значительным.

Во-первых, сопоставимые темпы роста номинальных расходов бюджета наблюдались и до реализации национальных проектов. Например, в январе-апреле 2018 г. расходы бюджетной системы выросли на 5,7% в годовом выражении.

Во-вторых, следует учитывать фактор роста цен, в силу которого расходы не только могут, но и должны увеличиваться. Если пересчитать объем расходов января-апреля 2019 г. с учетом инфляции (при том, что рост потребительских цен в этом периоде в годовом выражении составил 5,2%), то реальное увеличение расходов в текущем году составит всего лишь 1,4%. Для сравнения, аналогичный показатель годом ранее был в несколько раз выше (см. табл. 1). 

В-третьих, не весь этот реальный рост расходов следует связывать именно с реализацией национальных проектов, поскольку они охватывают не все статьи расходов бюджета.

Какие расходы действительно ускорились?

Если выразить расходы бюджета в постоянных ценах (для удобства был взят январь-апрель 2018 г. – период до объявления «майского указа» Президента), то можно заметить, что в январе-апреле 2019 г. темпы роста реальных расходов по большинству бюджетных статей оказались ниже, чем в январе-апреле 2018 г. (см. рис. 1). Существенное ускорение роста реальных расходов было характерно только для двух статей расходов – по разделам «жилищно-коммунальное хозяйство» и «охрана окружающей среды». Как представляется, именно в отношении этих статей расходов можно говорить о влиянии национальных проектов на расходы бюджета. Вместе с тем, вклад этих статей в общую сумму расходов сравнительно невелик. Даже после ускоренного роста в январе-апреле 2019 г. расходы на ЖКХ составили 3,8% суммарных расходов консолидированного бюджета РФ, расходы на охрану окружающей среды – только 0,8%.

Кроме них, в зоне «ускорения роста» реальных расходов оказались и расходы на социальную политику, являющуюся крупнейшей статьей расходов консолидированного бюджета (38,8% в январе-апреле 2019 г.). Темпы роста этих расходов в реальном выражении изменились с -2,8% в январе-апреле 2018 г. до +1,6% в январе-апреле 2019 г. Следует отметить, что отрицательные темпы роста этой категории расходов имели скорее статистическую природу: в начале 2017 г. проводилась единовременная выплата пенсионерам, суммарные расходы на которую составили более 220 млрд. руб., что и обусловило «высокую базу» 2017 г.

Что происходит с остальными расходами?

Целый ряд расходов бюджета, тесно связанных с национальными проектами, сейчас демонстрируют слабый рост или даже падение в реальном выражении.

Ярким примером этого являются расходы по разделу «Национальная экономика». В номинальном выражении эти расходы в январе-апреле 2019 г. выросли на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако корректировка этих расходов на рост потребительских цен показывает падение в реальном выражении. Для сравнения, годом ранее реальные расходы на национальную экономику также снижались, но с меньшими темпами (-0,6% против -2,4% в текущем году). Таким образом, реализация национальных проектов пока что не только не привела к росту реальных расходов на поддержку экономики, но и сопровождается более глубоким их падением в реальном выражении, чем годом ранее.

Расходы на образование и здравоохранение, также тесно связанные с национальными проектами, хотя и демонстрируют рост в реальном выражении, однако темпы этого роста отстают от показателей 2018 г. Так, расходы консолидированного бюджета по разделу «Образование» в реальном выражении в январе-апреле 2019 г. увеличились на 4,0% в годовом выражении, хотя аналогичный показатель годом ранее составлял 8,8%. Аналогичная ситуация наблюдается с расходами на здравоохранение: реальный рост замедлился до 7,3% по сравнению с 19,2% годом ранее.

 

 

Бюджет и нацпроекты: растут ли расходы?
Реализация национальных проектов пока не привела к значимому росту расходов бюджетной системы. С поправкой на рост цен, для большинства статей расходов консолидированного бюджета в январе-апреле 2019 г. фактический рост расходов оказался меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года

В дискуссиях о национальных проектах часто упоминается их высокая стоимость, исчисляемая триллионами рублей. Однако эти суммы, по сути, относятся ко всему периоду реализации нацпроектов. А какие расходы на нацпроекты осуществляет бюджетная система уже сейчас? Конкретная информация об этом не приводится ни в данных Минфина, ни в каких-либо других открытых источниках. Вместе с тем, имеющиеся данные позволяют оценить, что по многим статьям расходов, соответствующим тематике национальных проектов, фактическое увеличение расходов невелико или вовсе отсутствует.

Реальные расходы бюджета

В целом, в январе-апреле 2019 г. (последние доступные данные) расходы консолидированного бюджета РФ (включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов) составили 10704,4 млрд. руб., что на 6,7% выше аналогичного показателя за январь-апрель 2018 г. Однако такой рост расходов вряд ли можно назвать значительным.

Во-первых, сопоставимые темпы роста номинальных расходов бюджета наблюдались и до реализации национальных проектов. Например, в январе-апреле 2018 г. расходы бюджетной системы выросли на 5,7% в годовом выражении.

Во-вторых, следует учитывать фактор роста цен, в силу которого расходы не только могут, но и должны увеличиваться. Если пересчитать объем расходов января-апреля 2019 г. с учетом инфляции (при том, что рост потребительских цен в этом периоде в годовом выражении составил 5,2%), то реальное увеличение расходов в текущем году составит всего лишь 1,4%. Для сравнения, аналогичный показатель годом ранее был в несколько раз выше (см. табл. 1). 

В-третьих, не весь этот реальный рост расходов следует связывать именно с реализацией национальных проектов, поскольку они охватывают не все статьи расходов бюджета.

Какие расходы действительно ускорились?

Если выразить расходы бюджета в постоянных ценах (для удобства был взят январь-апрель 2018 г. – период до объявления «майского указа» Президента), то можно заметить, что в январе-апреле 2019 г. темпы роста реальных расходов по большинству бюджетных статей оказались ниже, чем в январе-апреле 2018 г. (см. рис. 1). Существенное ускорение роста реальных расходов было характерно только для двух статей расходов – по разделам «жилищно-коммунальное хозяйство» и «охрана окружающей среды». Как представляется, именно в отношении этих статей расходов можно говорить о влиянии национальных проектов на расходы бюджета. Вместе с тем, вклад этих статей в общую сумму расходов сравнительно невелик. Даже после ускоренного роста в январе-апреле 2019 г. расходы на ЖКХ составили 3,8% суммарных расходов консолидированного бюджета РФ, расходы на охрану окружающей среды – только 0,8%.

Кроме них, в зоне «ускорения роста» реальных расходов оказались и расходы на социальную политику, являющуюся крупнейшей статьей расходов консолидированного бюджета (38,8% в январе-апреле 2019 г.). Темпы роста этих расходов в реальном выражении изменились с -2,8% в январе-апреле 2018 г. до +1,6% в январе-апреле 2019 г. Следует отметить, что отрицательные темпы роста этой категории расходов имели скорее статистическую природу: в начале 2017 г. проводилась единовременная выплата пенсионерам, суммарные расходы на которую составили более 220 млрд. руб., что и обусловило «высокую базу» 2017 г.

Что происходит с остальными расходами?

Целый ряд расходов бюджета, тесно связанных с национальными проектами, сейчас демонстрируют слабый рост или даже падение в реальном выражении.

Ярким примером этого являются расходы по разделу «Национальная экономика». В номинальном выражении эти расходы в январе-апреле 2019 г. выросли на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако корректировка этих расходов на рост потребительских цен показывает падение в реальном выражении. Для сравнения, годом ранее реальные расходы на национальную экономику также снижались, но с меньшими темпами (-0,6% против -2,4% в текущем году). Таким образом, реализация национальных проектов пока что не только не привела к росту реальных расходов на поддержку экономики, но и сопровождается более глубоким их падением в реальном выражении, чем годом ранее.

Расходы на образование и здравоохранение, также тесно связанные с национальными проектами, хотя и демонстрируют рост в реальном выражении, однако темпы этого роста отстают от показателей 2018 г. Так, расходы консолидированного бюджета по разделу «Образование» в реальном выражении в январе-апреле 2019 г. увеличились на 4,0% в годовом выражении, хотя аналогичный показатель годом ранее составлял 8,8%. Аналогичная ситуация наблюдается с расходами на здравоохранение: реальный рост замедлился до 7,3% по сравнению с 19,2% годом ранее.

 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )