02.04.2019

Индивидуальный пенсионный капитал

Реализация концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в том виде, как ее предлагают представители Минфина, не сможет внести существенный вклад ни в улучшение пенсионного обеспечения в стране, ни в формирование источников «длинных денег»

На этой неделе возобновилось обсуждение индивидуального пенсионного капитала – концепции, призванной «восстановить» накопительное пенсионное страхование в стране и одновременно выступить источником «длинных денег». Концепция, которая разрабатывается Минфином и Банком России с 2016 г., предполагает формирование добровольных пенсионных накоплений работающими гражданами (за счет отчислений до 6% заработной платы, а также конвертации в ИПК ранее сформированной накопительной части пенсии). На данный момент, по заявлениям А. Силуанова, подготовлен законопроект об индивидуальном пенсионном капитале, и запуск этой системы возможен с 2020 г. При этом ни сам законопроект, ни какие-либо пояснительные материалы к нему не представлены в открытых источниках.

Сама по себе идея стимулирования пенсионных накоплений для России актуальна как с точки зрения повышения уровня пенсионного обеспечения, так и для расширения источников долгосрочных инвестиций. Однако судя по имеющейся информации об ИПК, а также по опыту программы софинансирования пенсий, реализуемой с 2008 г., привлекательность ИПК для населения в текущей экономической ситуации может оказаться невысокой.

Что означает ИПК: нерешенные вопросы

Судя по заявлениям Минфина, ИПК для населения будет формироваться за счет следующих источников:

§  Добровольные взносы в НПФ (по разным заявлениям, от 1% до 6% заработной платы, в том числе озвучивался вариант с постепенным повышением ставки взноса, но в пределах 6%);

§  Конвертация в НПФ средств, находящихся на индивидуальных счетах в рамках накопительной части пенсии (часть страховых взносов работодателей, которая до 2013 г. направлялась на накопительную часть пенсии и аккумулировалась на персональных счетах);

§  Добровольные взносы работодателей (на условиях софинансирования взносов сотрудников).

Предполагается, что ИПК будет находиться в собственности населения; в частности, эти средства смогут передаваться по наследству.

При этом нет четкой информации о том, как именно будет осуществляться добровольное участие населения в системе ИПК. СМИ озвучивают разные варианты. В одних случаях речь идет о том, что для участия в системе нужно будет подать заявление (по аналогии с программой софинансирования пенсий, стать участником которой можно было в 2008-2014 гг.); в других – что нужно будет, напротив, подавать заявление для отказа от участия в системе (т.н. «автоподписка» с возможностью отказа); в третьих – что «автоподписка» будет применяться для населения с доходами выше определенного уровня. Нет также и информации о том, как именно будет осуществляться распределение участников системы между НПФ (что будет необходимо в случае «автоподписки»).

Более того, информация об ожидаемых результатах работы этой системы также противоречива. Например, 27 марта 2019 г. А. Силуанов заявил, что ИПК позволит «увеличить пенсии до 20% заработной платы», а также создаст «дополнительный финансовый ресурс – около 1,5% ВВП»[1]. Однако в 2018 г., согласно данным Росстата, средний размер начисленных пенсий составлял 13360 руб./мес., а средняя начисленная заработная плата – 43400 руб./мес. Таким образом, средняя пенсия составляла 30,8% заработной платы. Более того, по данным Банка России, объем пенсионных резервов, сформированных в НПФ по состоянию на октябрь 2018 г. (последние имеющиеся данные), составлял 1,24 трлн. руб., или 1,2% ВВП 2018 г. С учетом этого, задача формирования «дополнительного» ресурса объемом 1,5% ВВП будет означать увеличение существующих пенсионных резервов более чем вдвое, что является достаточно амбициозной задачей.

Опыт софинансирования пенсионных накоплений 2008-2017 гг.

О невысокой склонности населения добровольно копить на пенсию, используя существующие институты пенсионной системы, свидетельствует, в частности, опыт реализации программы софинансирования пенсионных накоплений, в которую можно было вступить в 2008-2014 гг. (срок ее реализации – 10 лет с момента регистрации участника). Эта программа предусматривала целый ряд стимулов:

§  Индексация взносов (от 2 до 12 тыс. руб. в год) за счет Пенсионного фонда с коэффициентом 2 в течение 10 лет с момента регистрации в программе (и с коэффициентом 4, если участник достиг пенсионного возраста, но отложил выход на пенсию);

§  Гибкие условия оплаты годового взноса (единовременно или по частям, собственными средствами или с помощью  работодателя, с возможностью направить взнос в ПФР или в выбранный участником НПФ);

§  Налоговый вычет на сумму взносов на добровольное пенсионное страхование (в рамках социального вычета по НДФЛ с максимальным объемом 120 тыс. руб. в год, т.е. с максимальным возмещением налогоплательщику 15600 руб. в год);

§  Возможность выбора вариантов использования накопленных сумм после выхода на пенсию: получение единовременной выплаты, назначение пожизненной выплаты или фиксированных выплат в течение определенного срока.

Важно отметить, что даже в условиях активного продвижения программы и предоставления более широких и понятных для населения стимулов, чем предполагается концепцией ИПК на данный момент, масштабы участия населения в данной программе остались небольшими.

По данным Пенсионного фонда, в период регистрации новых участников программы (2008-2014 гг.) количество участников, уплачивавших взносы, не превышало 1,8 млн. человек в год (см. таблицу 1), что эквивалентно не более 2,4% рабочей силы в соответствующих периодах. После этого число участников программы, вносящих взносы, по объективным причинам стало сокращаться (прежде всего в связи с выходом на пенсию, а с 2019 г. – также в связи с окончанием 10-летнего периода действия программы для тех, кто зарегистрировался в 2008 г.). Средний размер взноса участников по итогам 2017 г. (последние имеющиеся данные) составил 8,1 тыс. руб., что составляет 1,7% начисленной в этот год заработной платы. Это существенно меньше как максимальной суммы софинансирования (12 тыс. руб.), так и предлагаемой ставки отчислений в ИПК (6%).

В целом, по итогам 2017 г. суммарный объем взносов за весь период работы программы составил 56,4 млрд. руб., а объем государственного софинансирования – 54,9 млрд. руб.[2] Таким образом, приток добровольных пенсионных взносов населения за 2009-2017 гг. составил, для сравнения, менее 5% средств, переведенных в НПФ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (в то время как результатом ИПК, по оценкам Минфина, должно стать более чем двукратное увеличение этой суммы).

Будет ли ИПК привлекательнее, чем программа софинансирования пенсионных накоплений?

Судя по имеющейся информации об ИПК, предлагаемые условия вряд ли будут более выгодными для населения, чем в программе софинансирования пенсий. В частности, предлагаемая ставка взносов (до 6%) может оказаться выше, чем доля зарплаты, приходившаяся на взносы по программе софинансирования пенсий. Также ставка взносов на ИПК, как следует из высказываний руководства Минфина, может быть увеличена, но не уменьшена (в то время как в программе софинансирования пенсий сумма может меняться по усмотрению участника). Отсутствуют сведения о софинансировании ИПК со стороны государства (в то время как в программе софинансирования предлагалось удвоение средств). Периодичность внесения этих взносов, продолжительность необходимого участия в программе, а также условия досрочного истребования средств ИПК также не определены.

При этом концепция ИПК, если ее запустят с 2020 г., с высокой вероятностью будет действовать в тех же условиях, которые предопределили низкий охват населения программой софинансирования пенсий. Это прежде всего сохраняющееся недоверие к пенсионной системе со стороны значительной части населения, а также невыгодное соотношение доходности накоплений в пенсионной системе и доходности по депозитам физлиц.

Уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам остается достаточно низким. Так, опросы населения о доверии к различным финансовым институтам, проводившиеся НАФИ в 2015-2017 гг., показали, что доля населения, доверяющая НПФ, в несколько раз меньше, чем доля населения, доверяющая банкам и страховым компаниям (см. таблицу 2). Последние доступные данные НАФИ (июль 2017 г.) показывают, что только 15% респондентов выбрало ответы «полностью доверяю» и «скорее доверяю» НПФ, хотя соответствующие показатели для банков и страховых компаний составили, соответственно, 60% и 35%. Сходные результаты в отношении НПФ были получены в опросах ФОМ, где половина респондентов, у которых пенсионные накопления находятся в ПФР (т.е. не переведены в НПФ), заявили, что предпочитают «государственную» пенсию по причине надежности. В свою очередь, только 3% опрошенных заявили о том, что они перевели свои пенсионные накопления в НПФ, поскольку это более надежно, чем ПФР. Важно отметить, что ситуация с доверием к пенсионной системе в целом усугубилась в связи с изменением пенсионного возраста, что было воспринято определенной частью общества как знак ненадежности пенсионной системы в целом.

Кроме того, уровень доходности, демонстрируемый большинством НПФ в последние годы, снижается и оказывается сопоставим с доходами по депозитам физлиц. По данным Банка России, по итогам III квартала 2018 г. (последние доступные данные), средневзвешенная доходность от размещения пенсионных резервов в НПФ составила 4,3% годовых (годом ранее – 4,9%). Для сравнения, в октябре 2018 г. Банк России оценивал средневзвешенную ставку по депозитам физлиц (исключая депозиты «до востребования») на уровне 5,7% годовых, а в январе 2019 г. эта ставка уже составила 6,1%.

Низкая доходность, получаемая НПФ, связана с целым рядом факторов, начиная от состояния внешних финансовых рынков и заканчивая действиями Банка России, в том числе сохранение жестких ограничений на инвестиционную деятельность НПФ и оценку их активов (при том, что аналогичная деятельность Пенсионного фонда не подпадает под регулирование Банка России). а также повышение процентных ставок. В результате, по оценке Ассоциации НПФ, за 2013-2017 гг. только 12 НПФ (из 40 действовавших на конец 2017 г.) показали накопленную доходность, опережающую инфляцию.

Опросы демонстрируют, что склонность населения к дополнительным пенсионным накоплениям остается низкой. Например, исследование ФОМ (2017 г.) показало, что большинство населения не имеет планов делать сбережения к пенсии, или предполагает делать это в отдаленном будущем (см. рис. 1). При этом только 13% респондентов заявили, что уже делают такие сбережения, а еще  6% заявили о намерении начать делать это через год.

В такой ситуации результаты системы ИПК будут в значительной степени зависеть от того, на каких условиях в действительности будет работать эта система (насколько «добровольными» окажутся условия участия), какие стимулы участникам системы будут предоставлены и насколько эти стимулы будут понятными и востребованными широкими слоями населения.

Как можно стимулировать добровольные пенсионные накопления?

В сложившейся ситуации задачи стимулирования добровольных пенсионных накоплений требуют принятия целого комплекса мер и решений. Прежде всего, требуется пересмотр подходов к денежно-кредитной политике, которая сдерживает рост экономики и доходов, в том числе и тех, которые могли быть направлены на пенсионные накопления.

Кроме того, требуется создание стимулов для населения  к вложению средств в пенсионные фонды, прежде всего для молодых поколений. При этом система стимулов не должна ограничиваться традиционными способами, такими как предоставление вычета по НДФЛ, а должна включать расширение доступа к государственной поддержке для лиц, имеющих добровольные пенсионные сбережения. Примером такого стимула может служить программа Kiwi Saver в Новой Зеландии, где участникам программы предоставляется право однократного использования пенсионных накоплений для покупки жилья; кроме того, членство в программе является условием получения государственных грантов на покупку и строительство жилья. В ряде случаев участникам программ предоставляются возможность использования накопленных средств на определенные цели (такая возможность, например, реализована в программе MyRA в США).

Наряду с этим, необходима проработка возможностей стимулирования компаний к развитию корпоративных пенсионных программ на добровольной основе, а также различных форм кооперации работодателей и НПФ, стимулирующих работающее население к формированию пенсионных сбережений. Возможными направлениями такого стимулирования являются налоговые вычеты для работодателей, создающих корпоративные пенсионные программы, а также предоставление возможностей использования «длинных денег», аккумулированных таким образом, для приобретения инфраструктурных ценных бумаг и осуществления иных долгосрочных вложений.



[1] Пресс-релиз Министерства финансов от 26.02.2019. https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=36566&area_id=4&page_id=2119&popup=Y

[2] Суммы взносов и софинансирования не совпадают, поскольку софинансирование относится только к взносам в пределах 2-12 тыс. руб. в год.

Индивидуальный пенсионный капитал
Реализация концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК) в том виде, как ее предлагают представители Минфина, не сможет внести существенный вклад ни в улучшение пенсионного обеспечения в стране, ни в формирование источников «длинных денег»

На этой неделе возобновилось обсуждение индивидуального пенсионного капитала – концепции, призванной «восстановить» накопительное пенсионное страхование в стране и одновременно выступить источником «длинных денег». Концепция, которая разрабатывается Минфином и Банком России с 2016 г., предполагает формирование добровольных пенсионных накоплений работающими гражданами (за счет отчислений до 6% заработной платы, а также конвертации в ИПК ранее сформированной накопительной части пенсии). На данный момент, по заявлениям А. Силуанова, подготовлен законопроект об индивидуальном пенсионном капитале, и запуск этой системы возможен с 2020 г. При этом ни сам законопроект, ни какие-либо пояснительные материалы к нему не представлены в открытых источниках.

Сама по себе идея стимулирования пенсионных накоплений для России актуальна как с точки зрения повышения уровня пенсионного обеспечения, так и для расширения источников долгосрочных инвестиций. Однако судя по имеющейся информации об ИПК, а также по опыту программы софинансирования пенсий, реализуемой с 2008 г., привлекательность ИПК для населения в текущей экономической ситуации может оказаться невысокой.

Что означает ИПК: нерешенные вопросы

Судя по заявлениям Минфина, ИПК для населения будет формироваться за счет следующих источников:

§  Добровольные взносы в НПФ (по разным заявлениям, от 1% до 6% заработной платы, в том числе озвучивался вариант с постепенным повышением ставки взноса, но в пределах 6%);

§  Конвертация в НПФ средств, находящихся на индивидуальных счетах в рамках накопительной части пенсии (часть страховых взносов работодателей, которая до 2013 г. направлялась на накопительную часть пенсии и аккумулировалась на персональных счетах);

§  Добровольные взносы работодателей (на условиях софинансирования взносов сотрудников).

Предполагается, что ИПК будет находиться в собственности населения; в частности, эти средства смогут передаваться по наследству.

При этом нет четкой информации о том, как именно будет осуществляться добровольное участие населения в системе ИПК. СМИ озвучивают разные варианты. В одних случаях речь идет о том, что для участия в системе нужно будет подать заявление (по аналогии с программой софинансирования пенсий, стать участником которой можно было в 2008-2014 гг.); в других – что нужно будет, напротив, подавать заявление для отказа от участия в системе (т.н. «автоподписка» с возможностью отказа); в третьих – что «автоподписка» будет применяться для населения с доходами выше определенного уровня. Нет также и информации о том, как именно будет осуществляться распределение участников системы между НПФ (что будет необходимо в случае «автоподписки»).

Более того, информация об ожидаемых результатах работы этой системы также противоречива. Например, 27 марта 2019 г. А. Силуанов заявил, что ИПК позволит «увеличить пенсии до 20% заработной платы», а также создаст «дополнительный финансовый ресурс – около 1,5% ВВП»[1]. Однако в 2018 г., согласно данным Росстата, средний размер начисленных пенсий составлял 13360 руб./мес., а средняя начисленная заработная плата – 43400 руб./мес. Таким образом, средняя пенсия составляла 30,8% заработной платы. Более того, по данным Банка России, объем пенсионных резервов, сформированных в НПФ по состоянию на октябрь 2018 г. (последние имеющиеся данные), составлял 1,24 трлн. руб., или 1,2% ВВП 2018 г. С учетом этого, задача формирования «дополнительного» ресурса объемом 1,5% ВВП будет означать увеличение существующих пенсионных резервов более чем вдвое, что является достаточно амбициозной задачей.

Опыт софинансирования пенсионных накоплений 2008-2017 гг.

О невысокой склонности населения добровольно копить на пенсию, используя существующие институты пенсионной системы, свидетельствует, в частности, опыт реализации программы софинансирования пенсионных накоплений, в которую можно было вступить в 2008-2014 гг. (срок ее реализации – 10 лет с момента регистрации участника). Эта программа предусматривала целый ряд стимулов:

§  Индексация взносов (от 2 до 12 тыс. руб. в год) за счет Пенсионного фонда с коэффициентом 2 в течение 10 лет с момента регистрации в программе (и с коэффициентом 4, если участник достиг пенсионного возраста, но отложил выход на пенсию);

§  Гибкие условия оплаты годового взноса (единовременно или по частям, собственными средствами или с помощью  работодателя, с возможностью направить взнос в ПФР или в выбранный участником НПФ);

§  Налоговый вычет на сумму взносов на добровольное пенсионное страхование (в рамках социального вычета по НДФЛ с максимальным объемом 120 тыс. руб. в год, т.е. с максимальным возмещением налогоплательщику 15600 руб. в год);

§  Возможность выбора вариантов использования накопленных сумм после выхода на пенсию: получение единовременной выплаты, назначение пожизненной выплаты или фиксированных выплат в течение определенного срока.

Важно отметить, что даже в условиях активного продвижения программы и предоставления более широких и понятных для населения стимулов, чем предполагается концепцией ИПК на данный момент, масштабы участия населения в данной программе остались небольшими.

По данным Пенсионного фонда, в период регистрации новых участников программы (2008-2014 гг.) количество участников, уплачивавших взносы, не превышало 1,8 млн. человек в год (см. таблицу 1), что эквивалентно не более 2,4% рабочей силы в соответствующих периодах. После этого число участников программы, вносящих взносы, по объективным причинам стало сокращаться (прежде всего в связи с выходом на пенсию, а с 2019 г. – также в связи с окончанием 10-летнего периода действия программы для тех, кто зарегистрировался в 2008 г.). Средний размер взноса участников по итогам 2017 г. (последние имеющиеся данные) составил 8,1 тыс. руб., что составляет 1,7% начисленной в этот год заработной платы. Это существенно меньше как максимальной суммы софинансирования (12 тыс. руб.), так и предлагаемой ставки отчислений в ИПК (6%).

В целом, по итогам 2017 г. суммарный объем взносов за весь период работы программы составил 56,4 млрд. руб., а объем государственного софинансирования – 54,9 млрд. руб.[2] Таким образом, приток добровольных пенсионных взносов населения за 2009-2017 гг. составил, для сравнения, менее 5% средств, переведенных в НПФ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (в то время как результатом ИПК, по оценкам Минфина, должно стать более чем двукратное увеличение этой суммы).

Будет ли ИПК привлекательнее, чем программа софинансирования пенсионных накоплений?

Судя по имеющейся информации об ИПК, предлагаемые условия вряд ли будут более выгодными для населения, чем в программе софинансирования пенсий. В частности, предлагаемая ставка взносов (до 6%) может оказаться выше, чем доля зарплаты, приходившаяся на взносы по программе софинансирования пенсий. Также ставка взносов на ИПК, как следует из высказываний руководства Минфина, может быть увеличена, но не уменьшена (в то время как в программе софинансирования пенсий сумма может меняться по усмотрению участника). Отсутствуют сведения о софинансировании ИПК со стороны государства (в то время как в программе софинансирования предлагалось удвоение средств). Периодичность внесения этих взносов, продолжительность необходимого участия в программе, а также условия досрочного истребования средств ИПК также не определены.

При этом концепция ИПК, если ее запустят с 2020 г., с высокой вероятностью будет действовать в тех же условиях, которые предопределили низкий охват населения программой софинансирования пенсий. Это прежде всего сохраняющееся недоверие к пенсионной системе со стороны значительной части населения, а также невыгодное соотношение доходности накоплений в пенсионной системе и доходности по депозитам физлиц.

Уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам остается достаточно низким. Так, опросы населения о доверии к различным финансовым институтам, проводившиеся НАФИ в 2015-2017 гг., показали, что доля населения, доверяющая НПФ, в несколько раз меньше, чем доля населения, доверяющая банкам и страховым компаниям (см. таблицу 2). Последние доступные данные НАФИ (июль 2017 г.) показывают, что только 15% респондентов выбрало ответы «полностью доверяю» и «скорее доверяю» НПФ, хотя соответствующие показатели для банков и страховых компаний составили, соответственно, 60% и 35%. Сходные результаты в отношении НПФ были получены в опросах ФОМ, где половина респондентов, у которых пенсионные накопления находятся в ПФР (т.е. не переведены в НПФ), заявили, что предпочитают «государственную» пенсию по причине надежности. В свою очередь, только 3% опрошенных заявили о том, что они перевели свои пенсионные накопления в НПФ, поскольку это более надежно, чем ПФР. Важно отметить, что ситуация с доверием к пенсионной системе в целом усугубилась в связи с изменением пенсионного возраста, что было воспринято определенной частью общества как знак ненадежности пенсионной системы в целом.

Кроме того, уровень доходности, демонстрируемый большинством НПФ в последние годы, снижается и оказывается сопоставим с доходами по депозитам физлиц. По данным Банка России, по итогам III квартала 2018 г. (последние доступные данные), средневзвешенная доходность от размещения пенсионных резервов в НПФ составила 4,3% годовых (годом ранее – 4,9%). Для сравнения, в октябре 2018 г. Банк России оценивал средневзвешенную ставку по депозитам физлиц (исключая депозиты «до востребования») на уровне 5,7% годовых, а в январе 2019 г. эта ставка уже составила 6,1%.

Низкая доходность, получаемая НПФ, связана с целым рядом факторов, начиная от состояния внешних финансовых рынков и заканчивая действиями Банка России, в том числе сохранение жестких ограничений на инвестиционную деятельность НПФ и оценку их активов (при том, что аналогичная деятельность Пенсионного фонда не подпадает под регулирование Банка России). а также повышение процентных ставок. В результате, по оценке Ассоциации НПФ, за 2013-2017 гг. только 12 НПФ (из 40 действовавших на конец 2017 г.) показали накопленную доходность, опережающую инфляцию.

Опросы демонстрируют, что склонность населения к дополнительным пенсионным накоплениям остается низкой. Например, исследование ФОМ (2017 г.) показало, что большинство населения не имеет планов делать сбережения к пенсии, или предполагает делать это в отдаленном будущем (см. рис. 1). При этом только 13% респондентов заявили, что уже делают такие сбережения, а еще  6% заявили о намерении начать делать это через год.

В такой ситуации результаты системы ИПК будут в значительной степени зависеть от того, на каких условиях в действительности будет работать эта система (насколько «добровольными» окажутся условия участия), какие стимулы участникам системы будут предоставлены и насколько эти стимулы будут понятными и востребованными широкими слоями населения.

Как можно стимулировать добровольные пенсионные накопления?

В сложившейся ситуации задачи стимулирования добровольных пенсионных накоплений требуют принятия целого комплекса мер и решений. Прежде всего, требуется пересмотр подходов к денежно-кредитной политике, которая сдерживает рост экономики и доходов, в том числе и тех, которые могли быть направлены на пенсионные накопления.

Кроме того, требуется создание стимулов для населения  к вложению средств в пенсионные фонды, прежде всего для молодых поколений. При этом система стимулов не должна ограничиваться традиционными способами, такими как предоставление вычета по НДФЛ, а должна включать расширение доступа к государственной поддержке для лиц, имеющих добровольные пенсионные сбережения. Примером такого стимула может служить программа Kiwi Saver в Новой Зеландии, где участникам программы предоставляется право однократного использования пенсионных накоплений для покупки жилья; кроме того, членство в программе является условием получения государственных грантов на покупку и строительство жилья. В ряде случаев участникам программ предоставляются возможность использования накопленных средств на определенные цели (такая возможность, например, реализована в программе MyRA в США).

Наряду с этим, необходима проработка возможностей стимулирования компаний к развитию корпоративных пенсионных программ на добровольной основе, а также различных форм кооперации работодателей и НПФ, стимулирующих работающее население к формированию пенсионных сбережений. Возможными направлениями такого стимулирования являются налоговые вычеты для работодателей, создающих корпоративные пенсионные программы, а также предоставление возможностей использования «длинных денег», аккумулированных таким образом, для приобретения инфраструктурных ценных бумаг и осуществления иных долгосрочных вложений.



[1] Пресс-релиз Министерства финансов от 26.02.2019. https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=36566&area_id=4&page_id=2119&popup=Y

[2] Суммы взносов и софинансирования не совпадают, поскольку софинансирование относится только к взносам в пределах 2-12 тыс. руб. в год.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )