02.12.2019

Как выросли налоги за последние 5 лет?

ФНС считает своим достижением, что нагрузка по основным видам налогов в последние годы растет с темпами, значительно опережающими как темпы экономического роста, так и темпы инфляции. Такая политика противоречит задачам ускорения экономического роста в стране

В последнее время глава ФНС М. Мишустин сделал ряд заявлений о  росте налоговых поступлений за прошедшие 5 лет. В частности, он привел следующие данные: «Если посмотреть тренды поступлений налогов за последние пять лет, то при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учета инфляции, выросли в 1,4 раза». По его словам, такая тенденция объясняется «цифровизацией» контроля над налогоплательщиками, включая применение системы АСК НДС, онлайн-касс и т.д. 
В целом, такие заявления вызывают ряд вопросов, как в части самих озвученных цифр, так и в части объяснения причин наблюдаемого роста налоговой нагрузки. 

Оценка роста налогов и роста экономики 

Официальные данные по росту экономики России за последние годы расходятся с данными, озвученными М. Мишустиным. Так, за 2014-2018 гг. (истекшие пять лет) накопленные темпы роста реального ВВП составили 2,6%, что значительно меньше прозвучавшей оценки в 3,2%. 

Аналогичный вопрос возникает и при оценке налоговой нагрузки. По официальным данным самой же ФНС, налоговые поступления в бюджетную систему выросли с 8,6 трлн. руб. в 2013 г. до 20,5 трлн. руб. в 2018 г., или в 2,4 раза. Учитывая, что накопленная потребительская инфляция за это время составила 41,7%, можно оценить, что объем налогов и сборов в реальном выражении вырос в 1,68 раза, или на 68,4%, что значительно выше оценки, озвученной М. Мишустиным. 

Таким образом, в реальности картина со сбором налогов выглядит гораздо серьезнее, чем в выступлении главы ФНС: при крайне слабом росте экономики за прошедшие 5 лет поступления налогов и аналогичных им платежей выросли более чем на две трети. 

При этом следует учитывать, что эти данные о росте налоговой нагрузки относятся только к тем налогам и сборам, которые администрирует ФНС. В частности, данные ФНС не содержат сведений о налоговых поступлениях, администрируемых другими ведомствами (например, НДС на импортируемые товары, администрируемый таможенной службой), в связи с чем данные ведомства значительно отличаются от данных Федерального казначейства, оценивающего все операции в целом. Например, в 2018 г. ФНС сообщает о поступлении 20,5 трлн. руб., а Федеральное Казначейство – о поступлении 23,5 трлн. руб. по тем же статьям налогов и сборов. Кроме того, в данных ФНС о налогах и сборах не учитываются страховые взносы (несмотря на то, что в последние годы они также администрируются ФНС). Однако для организацийработодателей и ИП, уплачивающих эти взносы, они являются одними из важнейших обязательных платежей и в этом смысле полностью аналогичны налогам. 

В связи с этим на основе данных Федерального Казначейства была проведена оценка роста поступлений налогов и страховых взносов в 2018 г. по отношению к 2013 г. в номинальном и реальном выражении, а также оценка роста поступлений по важнейшим статьям налогов и взносов (см. рис.). 

Важно отметить, что с учетом налогов и сборов, администрируемых вне ФНС, а также страховых взносов, суммарные темпы роста налогов и страховых взносов в 2018 г. по отношению к 2013 г. оказываются ниже, чем показатели по налогам, администрируемым налоговой службой. Однако и они являются крайне высокими: в текущих ценах рост составил 75,3%, а в реальном выражении это означает рост на 23,7%. При этом показатели роста сильно отличаются по видам налоговых поступлений. Так, среди крупнейших видов налогов наиболее высокие темпы роста характерны для налога на прибыль (рост в 3,74 раза), а также для НДПИ (рост в 1,4 раза) – отчасти это связано со значительным снижением курса рубля, повлиявшем на показатели экспортеров. Кроме того, почти удвоились поступления НДС на товары и услуги, реализуемые внутри страны. 

Причины роста налоговой нагрузки

Пытаясь оправдать резкий рост налоговой нагрузки на экономику, ФНС делает акцент на случаях уклонения от налогов, будто бы только предотвращением таких случаев и объясняется рост поступлений в бюджет. При этом совершенно игнорируются другие причины, почему растут налоговые доходы бюджета: ужесточение администрирования, которое в значительной степени затрагивает добросовестных налогоплательщиков, и отмена льгот, принявшая в последние годы масштабный характер. Кроме того, для ряда налогов (НДС, акцизы, отдельные виды НДПИ) рост нагрузки непосредственно связан с повышением ставок налогов.

Следует отметить, что за последние годы произошло существенное сокращение ранее предоставлявшихся налоговых стимулов (как на федеральном, так и на региональном уровне). В частности, об этом свидетельствуют данные ФНС о количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся теми или иными стимулами. Например, в 2014 г. (данные за 2013 г. отсутствуют) количество налогоплательщиков, применявших различные пониженные ставки по налогу на прибыль (например в рамках реализации региональных инвестиционных проектов, особых экономических зон и пр.) было в несколько раз больше, чем в 2018 г., несмотря на появление с тех пор целого ряда механизмов территориального развития, предполагающих льготы по налогу на прибыль (см. табл.). Точечный подход к предоставлению налоговых стимулов привел к тому, что охват налогоплательщиков стимулами сильно сократился, а вместе с ним – и объемы этих стимулов (именуемые Минфином «налоговыми расходами»).  

В целом, налоговая политика все в большей степени становится ориентированной на обеспечение дополнительных поступлений в бюджет, а стимулирующая функция налогов сводится к минимуму. В результате из экономики продолжает изыматься все больший объем средств – в виде налогов, страховых взносов и иных обязательных платежей – которые затем накапливаются в бюджетной системе. 

Такая налоговая политика идет вразрез с задачами активизации инвестиционных процессов и ускорения экономического роста, что предполагает активное использование средств на инвестиционные цели. В сложившейся ситуации высокие темпы роста налоговых поступлений на фоне крайне слабого роста должны восприниматься не как предмет гордости ФНС, а как сигнал о необходимости смены курса в налоговой политике государства в направлении, соответствующем достижению стратегических целей социально-экономического развития.

 

 

Как выросли налоги за последние 5 лет?
ФНС считает своим достижением, что нагрузка по основным видам налогов в последние годы растет с темпами, значительно опережающими как темпы экономического роста, так и темпы инфляции. Такая политика противоречит задачам ускорения экономического роста в стране

В последнее время глава ФНС М. Мишустин сделал ряд заявлений о  росте налоговых поступлений за прошедшие 5 лет. В частности, он привел следующие данные: «Если посмотреть тренды поступлений налогов за последние пять лет, то при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учета инфляции, выросли в 1,4 раза». По его словам, такая тенденция объясняется «цифровизацией» контроля над налогоплательщиками, включая применение системы АСК НДС, онлайн-касс и т.д. 
В целом, такие заявления вызывают ряд вопросов, как в части самих озвученных цифр, так и в части объяснения причин наблюдаемого роста налоговой нагрузки. 

Оценка роста налогов и роста экономики 

Официальные данные по росту экономики России за последние годы расходятся с данными, озвученными М. Мишустиным. Так, за 2014-2018 гг. (истекшие пять лет) накопленные темпы роста реального ВВП составили 2,6%, что значительно меньше прозвучавшей оценки в 3,2%. 

Аналогичный вопрос возникает и при оценке налоговой нагрузки. По официальным данным самой же ФНС, налоговые поступления в бюджетную систему выросли с 8,6 трлн. руб. в 2013 г. до 20,5 трлн. руб. в 2018 г., или в 2,4 раза. Учитывая, что накопленная потребительская инфляция за это время составила 41,7%, можно оценить, что объем налогов и сборов в реальном выражении вырос в 1,68 раза, или на 68,4%, что значительно выше оценки, озвученной М. Мишустиным. 

Таким образом, в реальности картина со сбором налогов выглядит гораздо серьезнее, чем в выступлении главы ФНС: при крайне слабом росте экономики за прошедшие 5 лет поступления налогов и аналогичных им платежей выросли более чем на две трети. 

При этом следует учитывать, что эти данные о росте налоговой нагрузки относятся только к тем налогам и сборам, которые администрирует ФНС. В частности, данные ФНС не содержат сведений о налоговых поступлениях, администрируемых другими ведомствами (например, НДС на импортируемые товары, администрируемый таможенной службой), в связи с чем данные ведомства значительно отличаются от данных Федерального казначейства, оценивающего все операции в целом. Например, в 2018 г. ФНС сообщает о поступлении 20,5 трлн. руб., а Федеральное Казначейство – о поступлении 23,5 трлн. руб. по тем же статьям налогов и сборов. Кроме того, в данных ФНС о налогах и сборах не учитываются страховые взносы (несмотря на то, что в последние годы они также администрируются ФНС). Однако для организацийработодателей и ИП, уплачивающих эти взносы, они являются одними из важнейших обязательных платежей и в этом смысле полностью аналогичны налогам. 

В связи с этим на основе данных Федерального Казначейства была проведена оценка роста поступлений налогов и страховых взносов в 2018 г. по отношению к 2013 г. в номинальном и реальном выражении, а также оценка роста поступлений по важнейшим статьям налогов и взносов (см. рис.). 

Важно отметить, что с учетом налогов и сборов, администрируемых вне ФНС, а также страховых взносов, суммарные темпы роста налогов и страховых взносов в 2018 г. по отношению к 2013 г. оказываются ниже, чем показатели по налогам, администрируемым налоговой службой. Однако и они являются крайне высокими: в текущих ценах рост составил 75,3%, а в реальном выражении это означает рост на 23,7%. При этом показатели роста сильно отличаются по видам налоговых поступлений. Так, среди крупнейших видов налогов наиболее высокие темпы роста характерны для налога на прибыль (рост в 3,74 раза), а также для НДПИ (рост в 1,4 раза) – отчасти это связано со значительным снижением курса рубля, повлиявшем на показатели экспортеров. Кроме того, почти удвоились поступления НДС на товары и услуги, реализуемые внутри страны. 

Причины роста налоговой нагрузки

Пытаясь оправдать резкий рост налоговой нагрузки на экономику, ФНС делает акцент на случаях уклонения от налогов, будто бы только предотвращением таких случаев и объясняется рост поступлений в бюджет. При этом совершенно игнорируются другие причины, почему растут налоговые доходы бюджета: ужесточение администрирования, которое в значительной степени затрагивает добросовестных налогоплательщиков, и отмена льгот, принявшая в последние годы масштабный характер. Кроме того, для ряда налогов (НДС, акцизы, отдельные виды НДПИ) рост нагрузки непосредственно связан с повышением ставок налогов.

Следует отметить, что за последние годы произошло существенное сокращение ранее предоставлявшихся налоговых стимулов (как на федеральном, так и на региональном уровне). В частности, об этом свидетельствуют данные ФНС о количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся теми или иными стимулами. Например, в 2014 г. (данные за 2013 г. отсутствуют) количество налогоплательщиков, применявших различные пониженные ставки по налогу на прибыль (например в рамках реализации региональных инвестиционных проектов, особых экономических зон и пр.) было в несколько раз больше, чем в 2018 г., несмотря на появление с тех пор целого ряда механизмов территориального развития, предполагающих льготы по налогу на прибыль (см. табл.). Точечный подход к предоставлению налоговых стимулов привел к тому, что охват налогоплательщиков стимулами сильно сократился, а вместе с ним – и объемы этих стимулов (именуемые Минфином «налоговыми расходами»).  

В целом, налоговая политика все в большей степени становится ориентированной на обеспечение дополнительных поступлений в бюджет, а стимулирующая функция налогов сводится к минимуму. В результате из экономики продолжает изыматься все больший объем средств – в виде налогов, страховых взносов и иных обязательных платежей – которые затем накапливаются в бюджетной системе. 

Такая налоговая политика идет вразрез с задачами активизации инвестиционных процессов и ускорения экономического роста, что предполагает активное использование средств на инвестиционные цели. В сложившейся ситуации высокие темпы роста налоговых поступлений на фоне крайне слабого роста должны восприниматься не как предмет гордости ФНС, а как сигнал о необходимости смены курса в налоговой политике государства в направлении, соответствующем достижению стратегических целей социально-экономического развития.

 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )