30.09.2019

Инвестиционный вычет в регионах РФ

Ряд регионов уже начинает предоставлять новый инвестиционный вычет по налогу на прибыль, однако его доступность для большинства компаний-инвесторов остается весьма низкой

С конца 2017 г. у субъектов РФ появился новый инструмент стимулирования инвестиций – инвестиционный налоговый вычет, дающий возможность снизить платежи по налогу на прибыль для компаний, осуществляющих капиталовложения. Условия предоставления этого вычета определяются субъектами РФ, и на данный момент соответствующие законодательные акты приняты в 20 субъектах. Еще в ряде регионов продолжается обсуждение и подготовка к принятию таких актов. 

В целом, инвестиционный налоговый вычет потенциально является достаточно привлекательным инструментом поддержки инвестиций. Однако то, в какой степени он будет влиять на инвестиционную ситуацию в стране, зависит даже не от того, сколько регионов примут решение о его предоставлении, а от того, какими будут условия доступа к этому вычету для компанийинвесторов, и какие суммы в реальности они смогут получить. 

Чем привлекателен инвестиционный вычет?

Для компании-инвестора новый инвестиционный вычет потенциально может обеспечить более быструю компенсацию понесенных капитальных расходов, чем другие инвестиционные стимулы в действующем законодательстве (такие как амортизационная премия).  

Во-первых, расчет вычета ведется так, что уменьшению подлежит сам налоговый платеж (а не база налога, как делается в большинстве вычетов). При такой системе расчета реальный эффект для налогоплательщика соответствует всей сумме вычета (а не 20% от этой суммы, как например при применении амортизационной премии).  

Во-вторых, сумма расходов, которую налогоплательщик может предъявить к вычету, потенциально может составить до 100% инвестиционных расходов (из них 10% – за счет федерального бюджета, а остальное, вплоть до 90% – за счет регионального бюджета). Для сравнения, амортизационная премия позволяет списать не более 30% расходов на оборудование. При этом конкретную долю расходов, которую можно вычесть за счет регионального бюджета, устанавливают регионы. 

В-третьих, налогоплательщик может применить вычет сразу после ввода основных средств (или после реконструкции или дооборудования, увеличивающих стоимость основного средства), не дожидаясь, например, окончания года.

В-четвертых, применение инвестиционного вычета существенно снижает платежи по налогу на прибыль. Даже при том, что эти платежи можно снизить до 0% только в федеральной части, а в региональной – только до 5% от суммы налога на прибыль, направляемой в бюджеты субъектов РФ, в пересчете на всю прибыль компании это означает снижение ставки до 4,25%. Такая ставка сопоставима со ставками налога на прибыль, применяемыми в рамках механизмов территориального развития (ОЭЗ, СЭЗ, ТОР и СПВ на определенных этапах работы резидентов).

И, в-пятых, если расходы на инвестиционные цели оказались больше, чем прибыль организации в данном периоде, неиспользованный остаток вычета ( в части, компенсируемой за счет регионального бюджета) потенциально может быть перенесен на следующие периоды. При этом сама возможность переноса, а также периоды, в течение которых можно использовать остаток вычета, определяются регионами. 

Как выглядит новый вычет в реальности?

Далеко не все субъекты РФ, установившие применение инвестиционного вычета, могут предоставить его широкому кругу компаний-инвесторов на условиях, обеспечивающих быструю компенсацию их капитальных вложений. Основной причиной этого является сложная бюджетная ситуация – выпадающие доходы при предоставлении налогового вычета инвесторам могут стать для регионов непреодолимым препятствием для обеспечения бюджетных обязательств, включая социальные обязательства, цели по национальным проектам и т.д. При этом отдача от инвестиционного вычета в виде инвестиционного роста экономики и соответствующего расширения налоговой базы будет получена бюджетами не сразу. 

В этой ситуации многие из регионов, которые уже ввели инвестиционный налоговый вычет, сделали это с ограничениями. Практически все регионы ограничили круг налогоплательщиков, которые могут воспользоваться вычетом. Кроме того, ряд регионов снизил долю инвестиционных расходов, подлежащую вычету, а также уменьшил фактический размер вычета за счет повышения расчетной ставки налога. В некоторых регионах ограничили возможности переноса неиспользованного остатка вычета на будущее, либо отложили дату, после которой можно будет фактически применять вычет.

Ограничения относительно компаний, которые могут пользоваться вычетом

В большинстве субъектов РФ, где введен инвестиционный налоговый вычет, серьезно ограничен круг организаций, которые могут им воспользоваться (см. табл. 1). Как правило, это ограничения по видам деятельности компаний (чаще всего право на вычет предоставляют обрабатывающим производствам и организациям в сфере водоснабжения и очистки вод), либо по статусу проектов (вычет предоставляют только тем компаниям, чьи инвестиционные проекты включены в перечни приоритетных проектов на уровне региона). Единственным субъектом РФ, где инвестиционным вычетом могут пользоваться любые организации, ведущие деятельность на территории региона, является Тульская область (однако сделать это, согласно закону Тульской области № 51-ЗТО от 01.07.2019, можно будет лишь с 2020 г.). 

Во всех остальных субъектах РФ (кроме Тульской области), где приняты законы об инвестиционном налоговом вычете, воспользоваться этим вычетом смогут далеко не все плательщики налога на прибыль. Даже в тех регионах, которые установили ограничения только по видам деятельности компаний (что является не самым «жестким» ограничением), инвестиционный вычет остается недоступным для целого ряда секторов экономики. Например, почти во всех регионах, установивших такие ограничения, «за периметром» вычета остались сельское хозяйство (инвестиционный вычет для этой сферы деятельности доступен только в Кемеровской области и ХМАО), сектор транспорта и логистики (возможность получения вычета предоставлена только в Московской области), индустрия гостеприимства (отдельные возможности получения вычета есть только в Московской области и в Чеченской республике). В ряде субъектов РФ виды деятельности организаций, для которых можно применять налоговый вычет, сформулированы достаточно узко. Например, в Республике Карелия под применение вычета подпадают только производства биологически активных добавок, лекарственных средств и материалов, а в Ставропольском крае – только организации, производящие пищевые продукты, текстиль и одежду (при этом во всех субъектах РФ устанавливается ограничение, что доходы от обозначенных видов деятельности должны составлять не менее 70% доходов налогоплательщика). 

Еще более жесткие ограничения на доступ к инвестиционному налоговому вычету установлены в тех субъектах РФ, которые предоставляют право получения вычета только участникам приоритетных инвестиционных проектов, включенным в соответствующие перечни или реестры, либо участникам соглашений СПИК, концессионных соглашений, соглашений о взаимодействии при реализации нацпроектов и т.д. На данный момент не все субъекты РФ раскрывают информацию, какие именно компании и проекты включены в такие перечни, реестры и соглашения. Однако судя по перечням приоритетных проектов, находящимся в открытом доступе, в ряде регионов инвестиционный налоговый вычет может быть доступен только отдельным компаниям, число которых измеряется даже не десятками, а единицами. Например, в ЯмалоНенецком АО по состоянию на конец 2018 г. (последние доступные данные) в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории округа, входило 14 компаний ( а общее число проектов, реализуемых этими компаниями, составляло 17). В Вологодской области действующая редакция постановления правительства региона « О перечне приоритетных инвестиционных проектов» включает 8 проектов, которые реализуют 5 компаний (ПАО «Северсталь», АО «Апатит», АО «Белозерский леспромхоз», ООО «Белозерсклес» и ООО «Нестле-Россия»).

 

Ограничения на объем поддержки в рамках инвестиционного вычета

Согласно Налоговому кодексу (ст. 286.1), объем инвестиционного вычета, предоставляемый за счет регионального бюджета, может составлять до 90% инвестиционных расходов налогоплательщика. На данный момент только 9 субъектов РФ установили этот объем на уровне 90%. В 1 регионе (Тульская область) этот объем составляет 70% расходов, в 7 регионах – 50%, в 3 регионах – менее 50%. В Ханты-Мансийском АО размер вычета составляет 45% инвестиционных расходов, в Еврейской АО – 20% (но для реконструируемых объектов объем увеличен до 50%), а в Ростовской области объем вычета не указан в региональном законе (в таком случае инвесторы смогут претендовать только на «федеральную» часть этого вычета – 10% расходов, но не более суммы налога на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет). 

Достаточно много ограничений установлено регионами и в отношении предельного размера вычета, определяемого с помощью расчетной ставки налога на прибыль. Согласно ст. 286.1 НК РФ, налогоплательщик может уменьшить свой платеж налога на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, на сумму, соответствующую разнице между суммой налога, которая поступила бы в региональный бюджет при отсутствии вычета, и суммой налога, рассчитанной по расчетной ставке 5%. Тем самым обеспечивается поступление «минимального платежа» в региональный бюджет. При этом по решению субъекта РФ может быть назначена другая расчетная ставка. В настоящее время расчетная ставка 5% установлена только в 7 из 20 субъектов РФ, которые ввели инвестиционный вычет. В Тульской области расчетная ставка составила 7% (т.е. минимальный платеж для инвестора будет составлять уже не 4,25%, а 5,95% прибыли компании). Еще в 4 субъектах РФ расчетная ставка увеличена до 8,5%, а еще в 7 – до 10% (в этом случае минимальный платеж налога на прибыль составит 8,5% прибыли). Повышение расчетной ставки означает, что компании-инвесторы, направляющие значительную часть прибыли на инвестиционные цели, смогут компенсировать за счет налога на прибыль более ограниченную часть своих расходов в текущем периоде. При этом следует учитывать, что эти компании будут лишены права применять амортизационную премию и амортизационные начисления ( в налоговом учете) по объектам, в отношении которых применялся вычет. Более того, перенос неиспользованного остатка вычета на будущие периоды установлен только в половине субъектов РФ, вводящих этот вычет. Такие ограничения еще более снижают возможности компенсации инвестиционных расходов инвесторов.

Какой объем поддержки возможно получить в разных регионах?

Существующий механизм инвестиционного вычета (уменьшение платежа по налогу на прибыль на величину инвестиционных расходов, но не более определенной величины вычета, определяемой с помощью расчетной ставки и прибыли, полученной компанией) означает, что объем компенсации для инвестора будет зависеть также и от того, как соотносятся инвестиции и прибыль компании на момент применения вычета. 
Так, инвестор, расходующий относительно небольшую долю своей прибыли на инвестиционные цели, сможет компенсировать значительную часть своих расходов в первом же периоде, когда он воспользуется инвестиционным вычетом. Например, для компании, приобретающей новое оборудование на сумму, соответствующую 25% ее прибыли, в отчетном периоде может быть компенсировано 44-61% инвестиционных расходов ( в зависимости от параметров вычета, установленных региональным законодательством). Это связано с тем, что полученной инвестором прибыли «достаточно» для получения компенсации как в рамках «федеральной», так и «региональной» части вычета (см. рис. 1). 

Однако для компании, приобретающей точно такое же оборудование, но имеющей меньшую прибыль, возможности компенсации расходов резко ограничены (в то время как потребности в компенсации понесенных расходов у такого инвестора вряд ли становятся меньше). По оценке, компания, которая направила 75% прибыли на инвестиционные цели, по действующей системе сможет компенсировать только 15-21% понесенных инвестиционных расходов. В такой ситуации для компаний-инвесторов критически важным становится перенос неиспользованной части вычета на будущие периоды. Однако, как уже упоминалось выше, такая возможность есть только в половине субъектов РФ, где сейчас введен данный вычет.

Таким образом, инвестиционный вычет в большей степени поощряет инвесторов с небольшими объемами вложений (по сравнению с объемом их прибыли), а в меньшей – тех, у которых капитальные вложения сопоставимы с объемом прибыли. Стоит отметить, что к таким инвесторам могут относиться, например, компании, реализующие крупные дорогостоящие проекты, а также компании, финансирующие свои инвестпрограммы  с привлечением кредитных средств.

Наиболее и наименее благоприятные условия для получения вычета

Текущая ситуация с параметрами инвестиционного вычета в субъектах РФ показывает, что чем благоприятнее «финансовые» условия по объемам вычета, тем, как правило, меньший круг компаний может на него претендовать из-за предусмотренных ограничений. И наоборот, регионы, установившие у себя меньшие объемы вычетов, чаще обеспечивают более широкий доступ к ним для компаний-инвесторов. 

Так, в тех субъектах РФ, где законодательство позволяет получить наибольшую компенсацию  инвестиционных расходов (Амурская, Нижегородская, Свердловская области, а также Удмуртская и Чеченская республики), правом на вычет могут воспользоваться лишь немногие инвесторы. Например, в Амурской, Свердловской и Нижегородской областях право на вычет имеют только участники приоритетных проектов, а в Удмуртской Республике – участники региональных соглашений. Среди этих регионов только в Чеченской республике ограничения на доступ компаний к вычету сформулированы по отраслевому принципу (обрабатывающие производства, организации в сфере туризма), что само по себе предполагает более широкий охват налогоплательщиков. 

Достаточно высокий уровень компенсации расходов инвесторов также возможен в Вологодской области, Ставропольском крае и Тульской области. Однако среди этих субъектов РФ понастоящему широкий доступ к вычету будет возможен с 2020 г. только в Тульской области. В Вологодской области право на вычет имеют только участники приоритетных проектов (которыми, как упоминалось выше, являются только 5 компаний), а в Ставропольском крае это право предоставляется компаниям пищевой и текстильной промышленности. 

В свою очередь, среди субъектов РФ, предоставляющих меньшие возможности компенсации расходов инвесторов, чаще встречаются примеры, когда доступ инвесторов к вычету определяется по отраслевому принципу. Так, ограничения такого типа установлены в Кемеровской, Московской областях, ХМАО и Еврейской АО. В этих регионах доступ к вычетам могут получить компании с определенными видами деятельности – как правило это обрабатывающие производства, в ряде случаев – сельхозорганизации, а также организации в сфере водоснабжения.

Таким образом, текущая ситуация с инвестиционным вычетом показывает, что на данный  момент регионы скорее склонны ограничивать возможности его применения компаниями. Это связано с необходимостью «бюджетной экономии» – большинство регионов сейчас имеет мало возможностей компенсировать «выпадающие доходы», в то время как инвестиционные стимулы по своей природе не могут дать быстрой отдачи с точки зрения доходов бюджета. 

Продолжение такой ситуации создает высокий риск того, что инвестиционный вычет станет еще одной «точечной» мерой, которая будет использоваться для поддержки лишь единичных (пусть и важных для региона) компаний, а также для компенсации тех инвестиционных расходов, которые являются сравнительно небольшими по сравнению с прибылью, получаемой компанией. Однако задачи активизации инвестиционного процесса в стране требуют совсем другого – широкомасштабной поддержки инвестиций, осуществляемых бизнесом различного масштаба, разной отраслевой и региональной принадлежности. В связи с этим важнейшим условием результативности нового инвестиционного вычета является более активное участие федерального бюджета в поддержке региональных бюджетов, в том числе для компенсации их расходов по предоставлению инвестиционных вычетов.

 

 

 

 

 

Инвестиционный вычет в регионах РФ
Ряд регионов уже начинает предоставлять новый инвестиционный вычет по налогу на прибыль, однако его доступность для большинства компаний-инвесторов остается весьма низкой

С конца 2017 г. у субъектов РФ появился новый инструмент стимулирования инвестиций – инвестиционный налоговый вычет, дающий возможность снизить платежи по налогу на прибыль для компаний, осуществляющих капиталовложения. Условия предоставления этого вычета определяются субъектами РФ, и на данный момент соответствующие законодательные акты приняты в 20 субъектах. Еще в ряде регионов продолжается обсуждение и подготовка к принятию таких актов. 

В целом, инвестиционный налоговый вычет потенциально является достаточно привлекательным инструментом поддержки инвестиций. Однако то, в какой степени он будет влиять на инвестиционную ситуацию в стране, зависит даже не от того, сколько регионов примут решение о его предоставлении, а от того, какими будут условия доступа к этому вычету для компанийинвесторов, и какие суммы в реальности они смогут получить. 

Чем привлекателен инвестиционный вычет?

Для компании-инвестора новый инвестиционный вычет потенциально может обеспечить более быструю компенсацию понесенных капитальных расходов, чем другие инвестиционные стимулы в действующем законодательстве (такие как амортизационная премия).  

Во-первых, расчет вычета ведется так, что уменьшению подлежит сам налоговый платеж (а не база налога, как делается в большинстве вычетов). При такой системе расчета реальный эффект для налогоплательщика соответствует всей сумме вычета (а не 20% от этой суммы, как например при применении амортизационной премии).  

Во-вторых, сумма расходов, которую налогоплательщик может предъявить к вычету, потенциально может составить до 100% инвестиционных расходов (из них 10% – за счет федерального бюджета, а остальное, вплоть до 90% – за счет регионального бюджета). Для сравнения, амортизационная премия позволяет списать не более 30% расходов на оборудование. При этом конкретную долю расходов, которую можно вычесть за счет регионального бюджета, устанавливают регионы. 

В-третьих, налогоплательщик может применить вычет сразу после ввода основных средств (или после реконструкции или дооборудования, увеличивающих стоимость основного средства), не дожидаясь, например, окончания года.

В-четвертых, применение инвестиционного вычета существенно снижает платежи по налогу на прибыль. Даже при том, что эти платежи можно снизить до 0% только в федеральной части, а в региональной – только до 5% от суммы налога на прибыль, направляемой в бюджеты субъектов РФ, в пересчете на всю прибыль компании это означает снижение ставки до 4,25%. Такая ставка сопоставима со ставками налога на прибыль, применяемыми в рамках механизмов территориального развития (ОЭЗ, СЭЗ, ТОР и СПВ на определенных этапах работы резидентов).

И, в-пятых, если расходы на инвестиционные цели оказались больше, чем прибыль организации в данном периоде, неиспользованный остаток вычета ( в части, компенсируемой за счет регионального бюджета) потенциально может быть перенесен на следующие периоды. При этом сама возможность переноса, а также периоды, в течение которых можно использовать остаток вычета, определяются регионами. 

Как выглядит новый вычет в реальности?

Далеко не все субъекты РФ, установившие применение инвестиционного вычета, могут предоставить его широкому кругу компаний-инвесторов на условиях, обеспечивающих быструю компенсацию их капитальных вложений. Основной причиной этого является сложная бюджетная ситуация – выпадающие доходы при предоставлении налогового вычета инвесторам могут стать для регионов непреодолимым препятствием для обеспечения бюджетных обязательств, включая социальные обязательства, цели по национальным проектам и т.д. При этом отдача от инвестиционного вычета в виде инвестиционного роста экономики и соответствующего расширения налоговой базы будет получена бюджетами не сразу. 

В этой ситуации многие из регионов, которые уже ввели инвестиционный налоговый вычет, сделали это с ограничениями. Практически все регионы ограничили круг налогоплательщиков, которые могут воспользоваться вычетом. Кроме того, ряд регионов снизил долю инвестиционных расходов, подлежащую вычету, а также уменьшил фактический размер вычета за счет повышения расчетной ставки налога. В некоторых регионах ограничили возможности переноса неиспользованного остатка вычета на будущее, либо отложили дату, после которой можно будет фактически применять вычет.

Ограничения относительно компаний, которые могут пользоваться вычетом

В большинстве субъектов РФ, где введен инвестиционный налоговый вычет, серьезно ограничен круг организаций, которые могут им воспользоваться (см. табл. 1). Как правило, это ограничения по видам деятельности компаний (чаще всего право на вычет предоставляют обрабатывающим производствам и организациям в сфере водоснабжения и очистки вод), либо по статусу проектов (вычет предоставляют только тем компаниям, чьи инвестиционные проекты включены в перечни приоритетных проектов на уровне региона). Единственным субъектом РФ, где инвестиционным вычетом могут пользоваться любые организации, ведущие деятельность на территории региона, является Тульская область (однако сделать это, согласно закону Тульской области № 51-ЗТО от 01.07.2019, можно будет лишь с 2020 г.). 

Во всех остальных субъектах РФ (кроме Тульской области), где приняты законы об инвестиционном налоговом вычете, воспользоваться этим вычетом смогут далеко не все плательщики налога на прибыль. Даже в тех регионах, которые установили ограничения только по видам деятельности компаний (что является не самым «жестким» ограничением), инвестиционный вычет остается недоступным для целого ряда секторов экономики. Например, почти во всех регионах, установивших такие ограничения, «за периметром» вычета остались сельское хозяйство (инвестиционный вычет для этой сферы деятельности доступен только в Кемеровской области и ХМАО), сектор транспорта и логистики (возможность получения вычета предоставлена только в Московской области), индустрия гостеприимства (отдельные возможности получения вычета есть только в Московской области и в Чеченской республике). В ряде субъектов РФ виды деятельности организаций, для которых можно применять налоговый вычет, сформулированы достаточно узко. Например, в Республике Карелия под применение вычета подпадают только производства биологически активных добавок, лекарственных средств и материалов, а в Ставропольском крае – только организации, производящие пищевые продукты, текстиль и одежду (при этом во всех субъектах РФ устанавливается ограничение, что доходы от обозначенных видов деятельности должны составлять не менее 70% доходов налогоплательщика). 

Еще более жесткие ограничения на доступ к инвестиционному налоговому вычету установлены в тех субъектах РФ, которые предоставляют право получения вычета только участникам приоритетных инвестиционных проектов, включенным в соответствующие перечни или реестры, либо участникам соглашений СПИК, концессионных соглашений, соглашений о взаимодействии при реализации нацпроектов и т.д. На данный момент не все субъекты РФ раскрывают информацию, какие именно компании и проекты включены в такие перечни, реестры и соглашения. Однако судя по перечням приоритетных проектов, находящимся в открытом доступе, в ряде регионов инвестиционный налоговый вычет может быть доступен только отдельным компаниям, число которых измеряется даже не десятками, а единицами. Например, в ЯмалоНенецком АО по состоянию на конец 2018 г. (последние доступные данные) в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории округа, входило 14 компаний ( а общее число проектов, реализуемых этими компаниями, составляло 17). В Вологодской области действующая редакция постановления правительства региона « О перечне приоритетных инвестиционных проектов» включает 8 проектов, которые реализуют 5 компаний (ПАО «Северсталь», АО «Апатит», АО «Белозерский леспромхоз», ООО «Белозерсклес» и ООО «Нестле-Россия»).

 

Ограничения на объем поддержки в рамках инвестиционного вычета

Согласно Налоговому кодексу (ст. 286.1), объем инвестиционного вычета, предоставляемый за счет регионального бюджета, может составлять до 90% инвестиционных расходов налогоплательщика. На данный момент только 9 субъектов РФ установили этот объем на уровне 90%. В 1 регионе (Тульская область) этот объем составляет 70% расходов, в 7 регионах – 50%, в 3 регионах – менее 50%. В Ханты-Мансийском АО размер вычета составляет 45% инвестиционных расходов, в Еврейской АО – 20% (но для реконструируемых объектов объем увеличен до 50%), а в Ростовской области объем вычета не указан в региональном законе (в таком случае инвесторы смогут претендовать только на «федеральную» часть этого вычета – 10% расходов, но не более суммы налога на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет). 

Достаточно много ограничений установлено регионами и в отношении предельного размера вычета, определяемого с помощью расчетной ставки налога на прибыль. Согласно ст. 286.1 НК РФ, налогоплательщик может уменьшить свой платеж налога на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, на сумму, соответствующую разнице между суммой налога, которая поступила бы в региональный бюджет при отсутствии вычета, и суммой налога, рассчитанной по расчетной ставке 5%. Тем самым обеспечивается поступление «минимального платежа» в региональный бюджет. При этом по решению субъекта РФ может быть назначена другая расчетная ставка. В настоящее время расчетная ставка 5% установлена только в 7 из 20 субъектов РФ, которые ввели инвестиционный вычет. В Тульской области расчетная ставка составила 7% (т.е. минимальный платеж для инвестора будет составлять уже не 4,25%, а 5,95% прибыли компании). Еще в 4 субъектах РФ расчетная ставка увеличена до 8,5%, а еще в 7 – до 10% (в этом случае минимальный платеж налога на прибыль составит 8,5% прибыли). Повышение расчетной ставки означает, что компании-инвесторы, направляющие значительную часть прибыли на инвестиционные цели, смогут компенсировать за счет налога на прибыль более ограниченную часть своих расходов в текущем периоде. При этом следует учитывать, что эти компании будут лишены права применять амортизационную премию и амортизационные начисления ( в налоговом учете) по объектам, в отношении которых применялся вычет. Более того, перенос неиспользованного остатка вычета на будущие периоды установлен только в половине субъектов РФ, вводящих этот вычет. Такие ограничения еще более снижают возможности компенсации инвестиционных расходов инвесторов.

Какой объем поддержки возможно получить в разных регионах?

Существующий механизм инвестиционного вычета (уменьшение платежа по налогу на прибыль на величину инвестиционных расходов, но не более определенной величины вычета, определяемой с помощью расчетной ставки и прибыли, полученной компанией) означает, что объем компенсации для инвестора будет зависеть также и от того, как соотносятся инвестиции и прибыль компании на момент применения вычета. 
Так, инвестор, расходующий относительно небольшую долю своей прибыли на инвестиционные цели, сможет компенсировать значительную часть своих расходов в первом же периоде, когда он воспользуется инвестиционным вычетом. Например, для компании, приобретающей новое оборудование на сумму, соответствующую 25% ее прибыли, в отчетном периоде может быть компенсировано 44-61% инвестиционных расходов ( в зависимости от параметров вычета, установленных региональным законодательством). Это связано с тем, что полученной инвестором прибыли «достаточно» для получения компенсации как в рамках «федеральной», так и «региональной» части вычета (см. рис. 1). 

Однако для компании, приобретающей точно такое же оборудование, но имеющей меньшую прибыль, возможности компенсации расходов резко ограничены (в то время как потребности в компенсации понесенных расходов у такого инвестора вряд ли становятся меньше). По оценке, компания, которая направила 75% прибыли на инвестиционные цели, по действующей системе сможет компенсировать только 15-21% понесенных инвестиционных расходов. В такой ситуации для компаний-инвесторов критически важным становится перенос неиспользованной части вычета на будущие периоды. Однако, как уже упоминалось выше, такая возможность есть только в половине субъектов РФ, где сейчас введен данный вычет.

Таким образом, инвестиционный вычет в большей степени поощряет инвесторов с небольшими объемами вложений (по сравнению с объемом их прибыли), а в меньшей – тех, у которых капитальные вложения сопоставимы с объемом прибыли. Стоит отметить, что к таким инвесторам могут относиться, например, компании, реализующие крупные дорогостоящие проекты, а также компании, финансирующие свои инвестпрограммы  с привлечением кредитных средств.

Наиболее и наименее благоприятные условия для получения вычета

Текущая ситуация с параметрами инвестиционного вычета в субъектах РФ показывает, что чем благоприятнее «финансовые» условия по объемам вычета, тем, как правило, меньший круг компаний может на него претендовать из-за предусмотренных ограничений. И наоборот, регионы, установившие у себя меньшие объемы вычетов, чаще обеспечивают более широкий доступ к ним для компаний-инвесторов. 

Так, в тех субъектах РФ, где законодательство позволяет получить наибольшую компенсацию  инвестиционных расходов (Амурская, Нижегородская, Свердловская области, а также Удмуртская и Чеченская республики), правом на вычет могут воспользоваться лишь немногие инвесторы. Например, в Амурской, Свердловской и Нижегородской областях право на вычет имеют только участники приоритетных проектов, а в Удмуртской Республике – участники региональных соглашений. Среди этих регионов только в Чеченской республике ограничения на доступ компаний к вычету сформулированы по отраслевому принципу (обрабатывающие производства, организации в сфере туризма), что само по себе предполагает более широкий охват налогоплательщиков. 

Достаточно высокий уровень компенсации расходов инвесторов также возможен в Вологодской области, Ставропольском крае и Тульской области. Однако среди этих субъектов РФ понастоящему широкий доступ к вычету будет возможен с 2020 г. только в Тульской области. В Вологодской области право на вычет имеют только участники приоритетных проектов (которыми, как упоминалось выше, являются только 5 компаний), а в Ставропольском крае это право предоставляется компаниям пищевой и текстильной промышленности. 

В свою очередь, среди субъектов РФ, предоставляющих меньшие возможности компенсации расходов инвесторов, чаще встречаются примеры, когда доступ инвесторов к вычету определяется по отраслевому принципу. Так, ограничения такого типа установлены в Кемеровской, Московской областях, ХМАО и Еврейской АО. В этих регионах доступ к вычетам могут получить компании с определенными видами деятельности – как правило это обрабатывающие производства, в ряде случаев – сельхозорганизации, а также организации в сфере водоснабжения.

Таким образом, текущая ситуация с инвестиционным вычетом показывает, что на данный  момент регионы скорее склонны ограничивать возможности его применения компаниями. Это связано с необходимостью «бюджетной экономии» – большинство регионов сейчас имеет мало возможностей компенсировать «выпадающие доходы», в то время как инвестиционные стимулы по своей природе не могут дать быстрой отдачи с точки зрения доходов бюджета. 

Продолжение такой ситуации создает высокий риск того, что инвестиционный вычет станет еще одной «точечной» мерой, которая будет использоваться для поддержки лишь единичных (пусть и важных для региона) компаний, а также для компенсации тех инвестиционных расходов, которые являются сравнительно небольшими по сравнению с прибылью, получаемой компанией. Однако задачи активизации инвестиционного процесса в стране требуют совсем другого – широкомасштабной поддержки инвестиций, осуществляемых бизнесом различного масштаба, разной отраслевой и региональной принадлежности. В связи с этим важнейшим условием результативности нового инвестиционного вычета является более активное участие федерального бюджета в поддержке региональных бюджетов, в том числе для компенсации их расходов по предоставлению инвестиционных вычетов.

 

 

 

 

 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )