14.12.2018

Федеральный бюджет и регионы: кто кому помогает?

По состоянию на 1 ноября 2018 г. в 47 субъектах РФ суммы налогов и неналоговых поступлений, перечисленных в федеральный бюджет, превышали объемы полученных ими трансфертов из федерального бюджета. В 38 субъектах РФ сложилась обратная ситуация: объемы трансфертов были выше, чем перечисленные доходы, причем для ряда регионов это превышение исчисляется десятками, а в отдельных случаях – и тысячами раз

По данным ФНС, в январе-октябре 2018 г. в субъектах РФ было собрано 17,6 трлн. руб. налогов и иных обязательных платежей, администрируемых ведомством. Из них 9,8 трлн. руб. (55,7%) было направлено в федеральный бюджет, а остальное (7,8 трлн. руб.) было зачислено в доходы консолидированных бюджетов регионов. В свою очередь, бюджеты субъектов РФ получали трансферты из федерального бюджета – безвозмездные поступления на различные цели. По данным Федерального казначейства, в общей сложности за январь-октябрь 2018 г. объем безвозмездных поступлений регионов «от других бюджетов бюджетной системы[1]» составил 1,4 трлн. руб., или только 14,7% от сумм, перечисленных регионами в федеральный бюджет. Однако в ряде регионов эти соотношения во много раз отличаются от средних значений.

Налоги и межбюджетные трансферты по федеральным округам

Среди федеральных округов ведущим «поставщиком» средств в федеральный бюджет являются регионы Уральского ФО (прежде всего это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, перечисляющие НДПИ на нефть и газ). Налоговые органы регионов Уральского ФО в январе-октябре 2018 г. перечислили в федеральный бюджет 3,8 трлн. руб., или 79,8% собранных ими поступлений. Кроме того, значительные объемы средств в федеральный бюджет поступают из регионов Центрального ФО (1,8 трлн. руб.) и Приволжского ФО (1,7 трлн. руб.). Важно отметить, что для Приволжского ФО объемы перечислений в федеральный бюджет также превышают средний уровень по стране и составляют 59,5% собранных налогов и иных платежей, администрируемых ФНС. При этом для Центрального ФО этот показатель составляет только 38,4%.

Наименьшие объемы средств, перечисляемых в федеральный бюджет, характерны для регионов  Северо-Кавказского, Дальневосточного[2] и Южного ФО (в январе-октябре 2018 г. в федеральный бюджет ими было перечислено 48,9 млрд. руб., 216,7 млрд. руб. и 355,6 млрд. руб. соответственно). Эти суммы составляют 30-40% поступлений, администрируемых ФНС в соответствующих регионах. Такая ситуация связана с несколькими факторами, включая состояние экономики соответствующих регионов, а также наличие в них специальных налоговых режимов, подразумевающих меньшие объемы перечислений налогов в федеральный бюджет (например, льготы по налогу на прибыль за счет «федеральной» части).

При этом объемы трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов РФ, не так существенно отличаются в разрезе федеральных округов (см. рис. 1). Для большинства округов поступившие трансферты в январе-октябре 2018 г. находились в диапазоне 140-200 млрд. руб. Наибольший объем этих трансфертов относился к регионам Центрального ФО (245,1 млрд. руб.), а наименьший – к регионам Уральского ФО (66,8 млрд. руб.).

Федеральные округа – «доноры» и «реципиенты»

Отношение объема трансфертов, полученных субъектами РФ из федерального бюджета, к объему налогов и иных платежей, перечисленных из этих субъектов в федеральный бюджет, резко отличается для разных федеральных округов. Так, для регионов Уральского ФО, являющихся основными «донорами» для федерального бюджета, это соотношение в январе-октябре 2018 г. составило 1,8%. Еще для ряда регионов – Приволжского, Центрального, Северо-Западного ФО – оно насчитывало 12-14%. Для сравнения, в регионах Дальневосточного ФО это отношение достигло 92,1% (т.е. объемы полученных трансфертов лишь немного уступили объемам средств, перечисленных в федеральный бюджет), а в Северо-Кавказском ФО объемы полученных трансфертов были в 4,1 раза выше, чем объем доходов, перечисленных региональными ФНС в федеральный бюджет (см. рис. 2).

Регионы – крупнейшие «доноры» и крупнейшие получатели трансфертов

В январе-октябре 2018 г. более 70% средств, перечисленных в федеральный бюджет налоговыми органами субъектов РФ, приходилось на 10 регионов (см. таблицу 1). При этом в двух из этих субъектов РФ – ХМАО и Москве – эти поступления превысили 1 трлн. руб. В свою очередь, на 10 регионов – крупнейших получателей бюджетных трансфертов в январе-октябре 2018 г. приходилось только 33% суммарного объема таких трансфертов по стране. Наибольший объем трансфертов был получен бюджетом Республики Крым (88,6 млрд. руб.). Важно отметить, что единственным субъектом РФ, входящим как в число крупнейших «доноров», так и в число крупнейших получателей федеральных трансфертов, является город Москва.

Среди субъектов РФ, являющихся крупнейшими получателями федеральных трансфертов, особо выделяются Чеченская Республика, республики Крым и Дагестан, Алтайский и Камчатский края. Во всех этих регионах объем трансфертов, полученных в январе-октябре 2018 г., оказался в несколько раз больше налогов и иных платежей, перечисленных налоговыми органами в федеральный бюджет. Абсолютный рекорд по этому показателю принадлежит Чеченской Республике, где это превышение составило более 1500 раз. По данным ФНС, в январе-октябре 2018 г. объем налогов и иных платежей, собранных на территории республики и перечисленных в федеральный бюджет, составил всего 32,1 млн. руб., в то время как объем поступивших трансфертов – 51,2 млрд. руб. Для сравнения, в Камчатском крае объем трансфертов превысил объем перечислений в федеральный бюджет в 21,2 раза, в Республике Крым – в 13,7 раз, в Республике Дагестан – в 8,6 раз.

Регионы с наименьшими объемами перечислений налогов в федеральный бюджет

Целый ряд субъектов РФ, которые в силу состояния экономики, а также особенностей регионального производства обеспечивают малые объемы перечислений налогов в федеральный бюджет, одновременно являются значимыми получателями бюджетных трансфертов (см. таблицу 2). В значительной степени это связано с получением ими дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также иных трансфертов, в том числе связанных с реализацией инвестпроектов на территории данных регионов.

Среди таких регионов особо выделяются Амурская, Магаданская области и Чукотский АО, где в январе-октябре 2018 г. было зафиксировано чистое возмещение средств из федерального бюджета (в значительное степени связанное с возмещением НДС). В остальных субъектах РФ с минимальными объемами перечислений налогов и иных платежей в федеральный бюджет эти объемы составляли 1,8 млрд. руб. и менее.

При этом для большинства из перечисленных в таблице 2 субъектов РФ объемы полученных бюджетных трансфертов были многократно выше, чем их перечисления в федеральный бюджет. Так, для Еврейской АО, республик Тыва и Ингушетия это превышение составило 20-30 раз, для Республики Бурятия – 9,1 раза, для республик Алтай и Хакасия – около 6 раз.

 

 



[1] Практически все эти средства представляют собой трансферты из федерального бюджета.

[2] Данные по регионам Дальневосточного и Сибирского ФО не учитывают присоединения Забайкальского края и Республики Бурятия к Дальневосточному ФО.

Федеральный бюджет и регионы: кто кому помогает?
По состоянию на 1 ноября 2018 г. в 47 субъектах РФ суммы налогов и неналоговых поступлений, перечисленных в федеральный бюджет, превышали объемы полученных ими трансфертов из федерального бюджета. В 38 субъектах РФ сложилась обратная ситуация: объемы трансфертов были выше, чем перечисленные доходы, причем для ряда регионов это превышение исчисляется десятками, а в отдельных случаях – и тысячами раз

По данным ФНС, в январе-октябре 2018 г. в субъектах РФ было собрано 17,6 трлн. руб. налогов и иных обязательных платежей, администрируемых ведомством. Из них 9,8 трлн. руб. (55,7%) было направлено в федеральный бюджет, а остальное (7,8 трлн. руб.) было зачислено в доходы консолидированных бюджетов регионов. В свою очередь, бюджеты субъектов РФ получали трансферты из федерального бюджета – безвозмездные поступления на различные цели. По данным Федерального казначейства, в общей сложности за январь-октябрь 2018 г. объем безвозмездных поступлений регионов «от других бюджетов бюджетной системы[1]» составил 1,4 трлн. руб., или только 14,7% от сумм, перечисленных регионами в федеральный бюджет. Однако в ряде регионов эти соотношения во много раз отличаются от средних значений.

Налоги и межбюджетные трансферты по федеральным округам

Среди федеральных округов ведущим «поставщиком» средств в федеральный бюджет являются регионы Уральского ФО (прежде всего это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, перечисляющие НДПИ на нефть и газ). Налоговые органы регионов Уральского ФО в январе-октябре 2018 г. перечислили в федеральный бюджет 3,8 трлн. руб., или 79,8% собранных ими поступлений. Кроме того, значительные объемы средств в федеральный бюджет поступают из регионов Центрального ФО (1,8 трлн. руб.) и Приволжского ФО (1,7 трлн. руб.). Важно отметить, что для Приволжского ФО объемы перечислений в федеральный бюджет также превышают средний уровень по стране и составляют 59,5% собранных налогов и иных платежей, администрируемых ФНС. При этом для Центрального ФО этот показатель составляет только 38,4%.

Наименьшие объемы средств, перечисляемых в федеральный бюджет, характерны для регионов  Северо-Кавказского, Дальневосточного[2] и Южного ФО (в январе-октябре 2018 г. в федеральный бюджет ими было перечислено 48,9 млрд. руб., 216,7 млрд. руб. и 355,6 млрд. руб. соответственно). Эти суммы составляют 30-40% поступлений, администрируемых ФНС в соответствующих регионах. Такая ситуация связана с несколькими факторами, включая состояние экономики соответствующих регионов, а также наличие в них специальных налоговых режимов, подразумевающих меньшие объемы перечислений налогов в федеральный бюджет (например, льготы по налогу на прибыль за счет «федеральной» части).

При этом объемы трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов РФ, не так существенно отличаются в разрезе федеральных округов (см. рис. 1). Для большинства округов поступившие трансферты в январе-октябре 2018 г. находились в диапазоне 140-200 млрд. руб. Наибольший объем этих трансфертов относился к регионам Центрального ФО (245,1 млрд. руб.), а наименьший – к регионам Уральского ФО (66,8 млрд. руб.).

Федеральные округа – «доноры» и «реципиенты»

Отношение объема трансфертов, полученных субъектами РФ из федерального бюджета, к объему налогов и иных платежей, перечисленных из этих субъектов в федеральный бюджет, резко отличается для разных федеральных округов. Так, для регионов Уральского ФО, являющихся основными «донорами» для федерального бюджета, это соотношение в январе-октябре 2018 г. составило 1,8%. Еще для ряда регионов – Приволжского, Центрального, Северо-Западного ФО – оно насчитывало 12-14%. Для сравнения, в регионах Дальневосточного ФО это отношение достигло 92,1% (т.е. объемы полученных трансфертов лишь немного уступили объемам средств, перечисленных в федеральный бюджет), а в Северо-Кавказском ФО объемы полученных трансфертов были в 4,1 раза выше, чем объем доходов, перечисленных региональными ФНС в федеральный бюджет (см. рис. 2).

Регионы – крупнейшие «доноры» и крупнейшие получатели трансфертов

В январе-октябре 2018 г. более 70% средств, перечисленных в федеральный бюджет налоговыми органами субъектов РФ, приходилось на 10 регионов (см. таблицу 1). При этом в двух из этих субъектов РФ – ХМАО и Москве – эти поступления превысили 1 трлн. руб. В свою очередь, на 10 регионов – крупнейших получателей бюджетных трансфертов в январе-октябре 2018 г. приходилось только 33% суммарного объема таких трансфертов по стране. Наибольший объем трансфертов был получен бюджетом Республики Крым (88,6 млрд. руб.). Важно отметить, что единственным субъектом РФ, входящим как в число крупнейших «доноров», так и в число крупнейших получателей федеральных трансфертов, является город Москва.

Среди субъектов РФ, являющихся крупнейшими получателями федеральных трансфертов, особо выделяются Чеченская Республика, республики Крым и Дагестан, Алтайский и Камчатский края. Во всех этих регионах объем трансфертов, полученных в январе-октябре 2018 г., оказался в несколько раз больше налогов и иных платежей, перечисленных налоговыми органами в федеральный бюджет. Абсолютный рекорд по этому показателю принадлежит Чеченской Республике, где это превышение составило более 1500 раз. По данным ФНС, в январе-октябре 2018 г. объем налогов и иных платежей, собранных на территории республики и перечисленных в федеральный бюджет, составил всего 32,1 млн. руб., в то время как объем поступивших трансфертов – 51,2 млрд. руб. Для сравнения, в Камчатском крае объем трансфертов превысил объем перечислений в федеральный бюджет в 21,2 раза, в Республике Крым – в 13,7 раз, в Республике Дагестан – в 8,6 раз.

Регионы с наименьшими объемами перечислений налогов в федеральный бюджет

Целый ряд субъектов РФ, которые в силу состояния экономики, а также особенностей регионального производства обеспечивают малые объемы перечислений налогов в федеральный бюджет, одновременно являются значимыми получателями бюджетных трансфертов (см. таблицу 2). В значительной степени это связано с получением ими дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также иных трансфертов, в том числе связанных с реализацией инвестпроектов на территории данных регионов.

Среди таких регионов особо выделяются Амурская, Магаданская области и Чукотский АО, где в январе-октябре 2018 г. было зафиксировано чистое возмещение средств из федерального бюджета (в значительное степени связанное с возмещением НДС). В остальных субъектах РФ с минимальными объемами перечислений налогов и иных платежей в федеральный бюджет эти объемы составляли 1,8 млрд. руб. и менее.

При этом для большинства из перечисленных в таблице 2 субъектов РФ объемы полученных бюджетных трансфертов были многократно выше, чем их перечисления в федеральный бюджет. Так, для Еврейской АО, республик Тыва и Ингушетия это превышение составило 20-30 раз, для Республики Бурятия – 9,1 раза, для республик Алтай и Хакасия – около 6 раз.

 

 



[1] Практически все эти средства представляют собой трансферты из федерального бюджета.

[2] Данные по регионам Дальневосточного и Сибирского ФО не учитывают присоединения Забайкальского края и Республики Бурятия к Дальневосточному ФО.

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )