Цена на нефть, валютный курс и нефтегазовые доходы бюджета
При подготовке принятых 5 июня изменений в закон о федеральном бюджете на 2012 г. Минфин исходил из того, что среднегодовая цена нефти марки Urals увеличится со 100 до 115 долл./барр., а среднегодовой курс доллара – с 28,6 до 29,2 руб./долл. С учетом этих и ряда других факторов, Минфин предполагал, что объем дополнительных нефтегазовых доходов бюджета может составить более 0,8 трлн. руб., которые должны быть направлены на снижение уровня дефицита бюджета.
По оценке ИКСИ, при среднегодовом курсе на уровне 30,6 руб./долл. (средний курс за первое полугодие 2012 г.), установленный законом о федеральном бюджете объем нефтегазовых доходов в 6,4 трлн. руб. будет достигнут при среднегодовой цене на нефть не ниже 110,1 долл./барр. Либо же, если среднегодовая цена на нефть снизится до ранее прогнозировавшегося уровня 100 долл./барр., среднегодовой курс должен будет составлять не менее 33,95 руб./долл. (см. график).
В целом, при неизменном среднегодовом курсе, равном предусмотренному бюджетом 29,2 руб./долл., рост или снижение среднегодовой цены на нефть на 1% от заложенных в бюджет 115 долл./барр. будет приводить к увеличению/снижению объема нефтегазовых доходов бюджета на 65,8 млрд. руб. В той же ситуации при среднегодовом курсе 30,6 руб./долл. нефтегазовые доходы бюджета увеличатся/снизятся на 69,0 млрд. руб., при курсе 32,0 руб./долл. – на 72,1 млрд. руб.
Оценка изменения объема нефтегазовых доходов бюджета при ослаблении или укреплении среднегодового курса на 1% от заложенных в бюджет 29,2 руб./долл. при различных уровнях среднегодовой цены нефти Urals приведена в таблице.
Зависимость динамики объема нефтегазовых доходов от изменения курса рубля и цен на нефть не является линейной, так как кроме НДПИ и экспортных пошлин на нефть и экспортных пошлин на нефтепродукты в нефтегазовые доходы входят НДПИ и экспортные пошлины на природный газ.