Вера Кононова специально для #Небрехни — о ситуации в микро- и малом бизнесе
Ситуация, когда количество ИП увеличивается, а количество малых и средних организаций-юрлиц при этом сокращается, характерна для очень многих российских регионов. По данным реестра МСП, в целом по России за 2023 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 10,2%, а численность малых и средних юрлиц в то же время сократилась на 0,8% (т.е. на 19,5 тыс. организаций). Сокращается и количество работников, занятых в секторе МСП. Например, в 2023 г. численность работников малых и средних организаций сократилась на 124,5 тыс. человек. И хотя количество работников у ИП при этом немного выросло (на 13,3 тыс. человек), однако в целом налицо общее сокращение занятых.
В ряде регионов проявляется еще одна тревожная тенденция: на фоне роста микро-бизнеса происходит сокращение числа малых и средних организаций и ИП.
Например, даже среди ИП — сектора МСП с растущей численностью участников — в 40 регионах России в 2023 г. сократилась численность малых ИП, а в 35 регионах — численность средних ИП. Все это в целом указывает на тенденцию измельчания бизнеса. Кстати говоря, самый активный рост происходит сейчас даже не у ИП, а у мельчайшей формы бизнеса — самозанятых, которых за 2023 год всего в России стало больше на 41%.
Причины таких тенденций в различных регионах России имеют свою специфику, но есть и общие предпосылки для такого положения дел. Измельчание бизнеса во многом связано с тем, что большинство субъектов МСП вынуждено выбирать стратегию выживания, а не развития. Открыть бизнес сейчас несложно, и идея ведения собственного бизнеса все чаще воспринимается как интересная альтернатива работе по найму. Однако даже если предприниматель нашел перспективную нишу на рынке и умеет эффективно работать, для развития бизнеса все равно необходим приток финансовых ресурсов. Заемные же средства сейчас крайне дороги.
Источник: Небрехня