25.01.2024

Сергей Заверский для Незыгаря - о ключевых выводах форума в Давосе

Прошедший форум в Давосе ярко показал, в каком состоянии сейчас находится мировая экономика. Политика уже точно побеждает экономику, но в полной мере это еще предстоит осмыслить как на всех уровнях политики, так и в бизнесе.
Глобализация не пришла к концу, но она переходит в новую фазу – к глобализации через регионализацию, с наличием соперничающих друг с другом блоков стран. Все это неизбежно будет вести к дополнительным издержкам для всех. Меняется даже сама по себе логика оценки инвестпроектов и стоимости активов – она уходит от финансовой к иной, в рамках которой непропорционально большое внимание нужно уделять целому набору прочих факторов (геополитика, экологические, климатические и социальные факторы, обеспечение разнообразия и пр.). Производство начинает возвращаться в развитые страны, растет стоимость труда и логистики, и в сумме это ведет к целому набору важных последствий, более мощных, чем кажется на первый взгляд.
Например, борьба с инфляцией на основе старых наработанных методов инфляционного таргетирования становится крайне сложной. Причина в том, что далеко не все растущие издержки сейчас идут от увеличения спроса, и решать проблемы можно только за счет расширения предложения, для чего высокие ставки являются мощным препятствием. В результате придется либо пересматривать ранее установленные ориентиры по инфляции, либо мириться с тем, что темпы роста экономики будут существенно снижены на длительную перспективу.
Другая тенденция связана с тем, что государственное вмешательство в экономику начинает играть все большую роль практически везде. Это тоже дополнительные издержки для всех. И проблема даже не в «возвращении» промышленной политики (это как раз довольно адекватный инструмент), а в рисках существенной бюрократизации и искусственного ограничения конкуренции. При этом государственное регулирование приобретает все более экстерриториальный характер, заставляя бизнес все более жестко подходить к отбору поставщиков и в целом контрагентов, что ставит под вопрос сложившуюся систему международного разделения труда и ведет в сторону вертикальной интеграции бизнесов.
Пикантность текущего момента еще и в том, что политические разногласия и фрагментация экономики не отменяют необходимости решения важнейших общемировых задач, таких как предотвращение изменения климата, управление ускоренным развитием новых технологий (искусственный интеллект, цифровые валюты и др.), подготовка системы здравоохранения к возможным эпидемиологическим вызовам и др. Однако очевидно, что старая система международных институтов себя изжила, а контуры «нового миропорядка» еще не сформированы.
Для России важно прагматично подойти к решению стоящих перед страной задач, при этом на фоне процессов формирования нового миропорядка стараясь действовать на опережение. Первоочередная задача – это развитие собственной экономики, приоритеты же действий во многом текущей мировой повесткой и определены. Во-первых, это развитие внутреннего финансового рынка и обеспечение взаимосвязанности/интеграции внутреннего рынка с рынками стран-партнеров для расширения доступа к капиталу и снижения зависимости от других стран. Во-вторых, это ослабление или как минимум сдерживание ужесточения внутреннего регулирования, дебюрократизация с целью ускорения реализации инвестиционных проектов и развития инноваций. В-третьих, это стимулирование роста доходов наиболее бедных слоев населения и расширение среднего класса для увеличения объема потребительского рынка внутри страны и повышения запроса на инновации.

Источник: Незыгарь 

Сергей Заверский для Незыгаря - о ключевых выводах форума в Давосе

Прошедший форум в Давосе ярко показал, в каком состоянии сейчас находится мировая экономика. Политика уже точно побеждает экономику, но в полной мере это еще предстоит осмыслить как на всех уровнях политики, так и в бизнесе.
Глобализация не пришла к концу, но она переходит в новую фазу – к глобализации через регионализацию, с наличием соперничающих друг с другом блоков стран. Все это неизбежно будет вести к дополнительным издержкам для всех. Меняется даже сама по себе логика оценки инвестпроектов и стоимости активов – она уходит от финансовой к иной, в рамках которой непропорционально большое внимание нужно уделять целому набору прочих факторов (геополитика, экологические, климатические и социальные факторы, обеспечение разнообразия и пр.). Производство начинает возвращаться в развитые страны, растет стоимость труда и логистики, и в сумме это ведет к целому набору важных последствий, более мощных, чем кажется на первый взгляд.
Например, борьба с инфляцией на основе старых наработанных методов инфляционного таргетирования становится крайне сложной. Причина в том, что далеко не все растущие издержки сейчас идут от увеличения спроса, и решать проблемы можно только за счет расширения предложения, для чего высокие ставки являются мощным препятствием. В результате придется либо пересматривать ранее установленные ориентиры по инфляции, либо мириться с тем, что темпы роста экономики будут существенно снижены на длительную перспективу.
Другая тенденция связана с тем, что государственное вмешательство в экономику начинает играть все большую роль практически везде. Это тоже дополнительные издержки для всех. И проблема даже не в «возвращении» промышленной политики (это как раз довольно адекватный инструмент), а в рисках существенной бюрократизации и искусственного ограничения конкуренции. При этом государственное регулирование приобретает все более экстерриториальный характер, заставляя бизнес все более жестко подходить к отбору поставщиков и в целом контрагентов, что ставит под вопрос сложившуюся систему международного разделения труда и ведет в сторону вертикальной интеграции бизнесов.
Пикантность текущего момента еще и в том, что политические разногласия и фрагментация экономики не отменяют необходимости решения важнейших общемировых задач, таких как предотвращение изменения климата, управление ускоренным развитием новых технологий (искусственный интеллект, цифровые валюты и др.), подготовка системы здравоохранения к возможным эпидемиологическим вызовам и др. Однако очевидно, что старая система международных институтов себя изжила, а контуры «нового миропорядка» еще не сформированы.
Для России важно прагматично подойти к решению стоящих перед страной задач, при этом на фоне процессов формирования нового миропорядка стараясь действовать на опережение. Первоочередная задача – это развитие собственной экономики, приоритеты же действий во многом текущей мировой повесткой и определены. Во-первых, это развитие внутреннего финансового рынка и обеспечение взаимосвязанности/интеграции внутреннего рынка с рынками стран-партнеров для расширения доступа к капиталу и снижения зависимости от других стран. Во-вторых, это ослабление или как минимум сдерживание ужесточения внутреннего регулирования, дебюрократизация с целью ускорения реализации инвестиционных проектов и развития инноваций. В-третьих, это стимулирование роста доходов наиболее бедных слоев населения и расширение среднего класса для увеличения объема потребительского рынка внутри страны и повышения запроса на инновации.

Источник: Незыгарь 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )