07.06.2023

"Вернуться к Сибири"

Вера Кононова в своей колонке для Ведомостей — о том, что продукция нижних переделов должна стать локомотивом российской экономики, и разместиться он должен ближе к Китаю

Тот «разворот на Восток», который мы сейчас наблюдаем, в большинстве случаев не означает перехода нашей экономики на новую основу. На Восток разворачиваются лишь те производства, которые находятся в самом начале и в самом конце производственных цепочек: добыча, ориентированная на экспорт, и сборочные производства, зависящие от импорта.

Поставки российской продукции в Китай в январе – апреле 2023 г. увеличились на 24,8% (до $39,5 млрд; по данным Главного таможенного управления КНР), сырьевые компании перенаправили туда значительные объемы нефти, газа, угля, древесины, металлов. В свою очередь, промышленные компании в России переключаются на закупки материалов и комплектующих из КНР. Автокомпоненты и готовые автомобили, полимеры и другая нефтехимическая продукция, электрооборудование – в целом товарный поток из Китая в Россию в январе – апреле 2023 г. вырос на 67,2% в годовом выражении (до $33,7 млрд).

Тем временем продолжают проседать промежуточные звенья цепочек: производство нижних переделов, где сырье превращается в промышленные материалы, а затем в компоненты. Если мы хотим иметь подлинный технологический суверенитет, критически важно развивать эти недостающие переделы.

Именно в этом может и должна заключаться важнейшая роль Сибири – приоритетное развитие производств промышленных материалов и компонентов, что приведет к сокращению зависимости от импорта и созданию полноценных производственных цепочек на территории страны.

Дело в том, что именно в Сибири сложилось сразу несколько важнейших условий для развития таких производств. Первое – богатейшие природные ресурсы: более 1000 месторождений более 80 видов полезных ископаемых, включая руды редких и благородных металлов, запасы топливно-энергетического сырья, нерудные горные породы и минералы. Второе – доступная энергия: на регионы Сибири приходится до 70% потенциала российской гидроэнергетики. Третий компонент этого пазла – развитые промышленные и научно-образовательные центры, на базе которых можно создать новые производства: Красноярск, Иркутск, Новосибирск и др. Важно и то, что регионы Сибири территориально близки к странам Азии, крупнейшим и быстро растущим рынкам.

Сейчас реализация таких проектов в Сибири крайне затруднительна. И дело тут не только в дороговизне финансирования. Еще более критична проблема с транспортной инфраструктурой: как вывозить готовую продукцию и как обеспечить ритмичность поставок потребителям – важнейшее условие для работы в производственной цепочке. На имеющихся транспортных артериях резко возросшие грузопотоки между Россией и КНР делают совершенно непредсказуемыми и сроки, и стоимость доставки грузов. По оценкам Минвостокразвития, в 2022 г. из-за дефицита мощностей Транссиба и БАМа в восточном направлении более 186 млн т грузов так и остались невывезенными.

Выход из этой ситуации уже не раз обсуждался на региональных и федеральном уровнях. Это масштабное развитие транспортной системы, прежде всего Транссиба: сооружение дополнительных главных путей на всей его протяженности, создание сопутствующей инфраструктуры, что позволит повысить провозную способность сети и расширить возможности движения несырьевых грузов.

Одновременно крайне важно обеспечить создание в Сибири производственно-логистических центров – площадок для развития перерабатывающих производств. Этим центрам следует придать статус ОЭЗ, ТОР, СПВ или других действующих механизмов территориального развития и обеспечить здесь необходимые условия для осуществления частных инвестиций: доступ к необходимой транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуре, поддержку при получении необходимых регуляторных разрешений, налоговые вычеты, гарантии неухудшения регуляторных условий. Такие центры имеет смысл создавать вблизи транспортных узлов и в относительной близости к сырью.

Безусловно, все это потребует значительных вложений, в том числе со стороны государства. Но потенциал долгового рынка в нашей стране задействован еще далеко не полностью, и необходимые средства могут быть инвестированы уже в ближайшей перспективе. Результатом этих инвестиций станет серьезный импульс к росту не только регионов Сибири, но и всей российской экономики, включая отрасли – потребители промышленных материалов и компонентов, смежные и сопутствующие производства. Вложения в развитие Сибири окупятся уже в обозримом будущем – за счет высоких темпов роста экономики и устойчивого роста доходов населения, а также встраивания России в международные экономические отношения в совершенно новом качестве.

Источник: Ведомости

"Вернуться к Сибири"
Вера Кононова в своей колонке для Ведомостей — о том, что продукция нижних переделов должна стать локомотивом российской экономики, и разместиться он должен ближе к Китаю

Тот «разворот на Восток», который мы сейчас наблюдаем, в большинстве случаев не означает перехода нашей экономики на новую основу. На Восток разворачиваются лишь те производства, которые находятся в самом начале и в самом конце производственных цепочек: добыча, ориентированная на экспорт, и сборочные производства, зависящие от импорта.

Поставки российской продукции в Китай в январе – апреле 2023 г. увеличились на 24,8% (до $39,5 млрд; по данным Главного таможенного управления КНР), сырьевые компании перенаправили туда значительные объемы нефти, газа, угля, древесины, металлов. В свою очередь, промышленные компании в России переключаются на закупки материалов и комплектующих из КНР. Автокомпоненты и готовые автомобили, полимеры и другая нефтехимическая продукция, электрооборудование – в целом товарный поток из Китая в Россию в январе – апреле 2023 г. вырос на 67,2% в годовом выражении (до $33,7 млрд).

Тем временем продолжают проседать промежуточные звенья цепочек: производство нижних переделов, где сырье превращается в промышленные материалы, а затем в компоненты. Если мы хотим иметь подлинный технологический суверенитет, критически важно развивать эти недостающие переделы.

Именно в этом может и должна заключаться важнейшая роль Сибири – приоритетное развитие производств промышленных материалов и компонентов, что приведет к сокращению зависимости от импорта и созданию полноценных производственных цепочек на территории страны.

Дело в том, что именно в Сибири сложилось сразу несколько важнейших условий для развития таких производств. Первое – богатейшие природные ресурсы: более 1000 месторождений более 80 видов полезных ископаемых, включая руды редких и благородных металлов, запасы топливно-энергетического сырья, нерудные горные породы и минералы. Второе – доступная энергия: на регионы Сибири приходится до 70% потенциала российской гидроэнергетики. Третий компонент этого пазла – развитые промышленные и научно-образовательные центры, на базе которых можно создать новые производства: Красноярск, Иркутск, Новосибирск и др. Важно и то, что регионы Сибири территориально близки к странам Азии, крупнейшим и быстро растущим рынкам.

Сейчас реализация таких проектов в Сибири крайне затруднительна. И дело тут не только в дороговизне финансирования. Еще более критична проблема с транспортной инфраструктурой: как вывозить готовую продукцию и как обеспечить ритмичность поставок потребителям – важнейшее условие для работы в производственной цепочке. На имеющихся транспортных артериях резко возросшие грузопотоки между Россией и КНР делают совершенно непредсказуемыми и сроки, и стоимость доставки грузов. По оценкам Минвостокразвития, в 2022 г. из-за дефицита мощностей Транссиба и БАМа в восточном направлении более 186 млн т грузов так и остались невывезенными.

Выход из этой ситуации уже не раз обсуждался на региональных и федеральном уровнях. Это масштабное развитие транспортной системы, прежде всего Транссиба: сооружение дополнительных главных путей на всей его протяженности, создание сопутствующей инфраструктуры, что позволит повысить провозную способность сети и расширить возможности движения несырьевых грузов.

Одновременно крайне важно обеспечить создание в Сибири производственно-логистических центров – площадок для развития перерабатывающих производств. Этим центрам следует придать статус ОЭЗ, ТОР, СПВ или других действующих механизмов территориального развития и обеспечить здесь необходимые условия для осуществления частных инвестиций: доступ к необходимой транспортно-логистической, энергетической и иной инфраструктуре, поддержку при получении необходимых регуляторных разрешений, налоговые вычеты, гарантии неухудшения регуляторных условий. Такие центры имеет смысл создавать вблизи транспортных узлов и в относительной близости к сырью.

Безусловно, все это потребует значительных вложений, в том числе со стороны государства. Но потенциал долгового рынка в нашей стране задействован еще далеко не полностью, и необходимые средства могут быть инвестированы уже в ближайшей перспективе. Результатом этих инвестиций станет серьезный импульс к росту не только регионов Сибири, но и всей российской экономики, включая отрасли – потребители промышленных материалов и компонентов, смежные и сопутствующие производства. Вложения в развитие Сибири окупятся уже в обозримом будущем – за счет высоких темпов роста экономики и устойчивого роста доходов населения, а также встраивания России в международные экономические отношения в совершенно новом качестве.

Источник: Ведомости

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )