19.07.2024

Вера Кононова для Незыгаря – о «пределах роста» экономики и влиянии на них Банка России

Действительно ли наша экономика наталкивается на пределы роста, как считают представители Банка России, или скорее ей не позволяют выйти за эти рамки?

Многие компании сейчас сталкиваются с ограничениями роста из-за устаревших технологий и оборудования, что приводит к низкой производительности труда. За последние 5 лет суммарный рост производительности труда составил всего лишь около 3%, что очень мало для преодоления отставания от ведущих экономик (даже с учетом паритета покупательной способности производительность труда в России остается в 2 с лишним раза ниже, чем в Германии и Франции). Отсюда и обострение проблемы дефицита кадров, которая сейчас актуальна для менее технологичных отраслей. Однако все это говорит даже не столько о сложившихся препятствиях к росту, сколько о том, что экономике критически необходимы инвестиции. Но как их финансировать?

В условиях ожесточенной борьбы Банка России с инфляцией, проводимой с помощью повышения ставок, заемные средства (т.е. ключевой источник инвестиций в развитых экономиках) становятся все менее доступными для российских инвесторов. В 2023 году доля кредитов банков в структуре источников инвестиций уже дошла до минимума (8,7%). Основными же источниками для финансирования инвестиций остаются собственные средства бизнеса (55,6%), а также бюджетные средства (19,6%), однако и то, и другое расширять проблематично. А сейчас, когда руководство Банка России говорит о высокой вероятности дальнейшего повышения ключевой ставки и удержания ее на сверхвысоком уровне в течение года или двух, очень многие инвестиционные проекты будут «заморожены» либо же и вовсе не начаты. Экономика столкнется с инвестиционным спадом и очередным откладыванием ее технологического обновления.

Грозящий нам инвестиционный спад дополнительно усилится еще и из-за того, что возможности Правительства по поддержке инвестиций, которые и так уже серьезно ограничены, могут быть сведены к минимуму. На федеральном уровне идет значительный объем поддержки, связанный не только с госинвестициями и выделением средств ФНБ на инвестиционные цели, но и с субсидированием процентных ставок, купонных выплат, лизинговых платежей, обеспечивающих доступность заемных средств для экономики. Если в 2020 г. из федерального бюджета на такие субсидии было направлено порядка 252 млрд. руб., то в 2022 г. – почти 685 млрд. руб., а в 2024 г. плановый объем расходов должен составить уже более 983 млрд. руб. Однако возможности по наращиванию таких расходов все более ограничены, и не случайно по ряду программ уже обсуждается пересмотр лимитов. И дело тут не только в дефиците бюджета, но и в нарастании расходов на обслуживание госдолга, которые резко растут по мере повышения процентных ставок. Например, в 2024 году при плановом росте госдолга на 15% объем расходов на его обслуживание должен вырасти почти на 37%. Ранее в Минфине оценивали, что каждое повышение ключевой ставки Банка России на 1 п.п. приводит к дополнительным расходам федерального бюджета на 200 млрд. руб. Таким образом, со стороны Правительства сглаживать негативные эффекты высоких ставок на инвестиции будет все сложнее.

Складывается парадоксальная ситуация: в Банке России указывают на технологические и кадровые ограничения роста экономики, однако при этом готовятся к принятию решений, не только не направленных на их снятие, но еще и способствующих усилению их негативного влияния. Настораживает и то, что практически ничего при этом не говорится о национальных целях из указа Президента от 7 мая 2024 г., направленных именно на снятие таких ограничений.

Источник: Незыгарь 

Вера Кононова для Незыгаря – о «пределах роста» экономики и влиянии на них Банка России

Действительно ли наша экономика наталкивается на пределы роста, как считают представители Банка России, или скорее ей не позволяют выйти за эти рамки?

Многие компании сейчас сталкиваются с ограничениями роста из-за устаревших технологий и оборудования, что приводит к низкой производительности труда. За последние 5 лет суммарный рост производительности труда составил всего лишь около 3%, что очень мало для преодоления отставания от ведущих экономик (даже с учетом паритета покупательной способности производительность труда в России остается в 2 с лишним раза ниже, чем в Германии и Франции). Отсюда и обострение проблемы дефицита кадров, которая сейчас актуальна для менее технологичных отраслей. Однако все это говорит даже не столько о сложившихся препятствиях к росту, сколько о том, что экономике критически необходимы инвестиции. Но как их финансировать?

В условиях ожесточенной борьбы Банка России с инфляцией, проводимой с помощью повышения ставок, заемные средства (т.е. ключевой источник инвестиций в развитых экономиках) становятся все менее доступными для российских инвесторов. В 2023 году доля кредитов банков в структуре источников инвестиций уже дошла до минимума (8,7%). Основными же источниками для финансирования инвестиций остаются собственные средства бизнеса (55,6%), а также бюджетные средства (19,6%), однако и то, и другое расширять проблематично. А сейчас, когда руководство Банка России говорит о высокой вероятности дальнейшего повышения ключевой ставки и удержания ее на сверхвысоком уровне в течение года или двух, очень многие инвестиционные проекты будут «заморожены» либо же и вовсе не начаты. Экономика столкнется с инвестиционным спадом и очередным откладыванием ее технологического обновления.

Грозящий нам инвестиционный спад дополнительно усилится еще и из-за того, что возможности Правительства по поддержке инвестиций, которые и так уже серьезно ограничены, могут быть сведены к минимуму. На федеральном уровне идет значительный объем поддержки, связанный не только с госинвестициями и выделением средств ФНБ на инвестиционные цели, но и с субсидированием процентных ставок, купонных выплат, лизинговых платежей, обеспечивающих доступность заемных средств для экономики. Если в 2020 г. из федерального бюджета на такие субсидии было направлено порядка 252 млрд. руб., то в 2022 г. – почти 685 млрд. руб., а в 2024 г. плановый объем расходов должен составить уже более 983 млрд. руб. Однако возможности по наращиванию таких расходов все более ограничены, и не случайно по ряду программ уже обсуждается пересмотр лимитов. И дело тут не только в дефиците бюджета, но и в нарастании расходов на обслуживание госдолга, которые резко растут по мере повышения процентных ставок. Например, в 2024 году при плановом росте госдолга на 15% объем расходов на его обслуживание должен вырасти почти на 37%. Ранее в Минфине оценивали, что каждое повышение ключевой ставки Банка России на 1 п.п. приводит к дополнительным расходам федерального бюджета на 200 млрд. руб. Таким образом, со стороны Правительства сглаживать негативные эффекты высоких ставок на инвестиции будет все сложнее.

Складывается парадоксальная ситуация: в Банке России указывают на технологические и кадровые ограничения роста экономики, однако при этом готовятся к принятию решений, не только не направленных на их снятие, но еще и способствующих усилению их негативного влияния. Настораживает и то, что практически ничего при этом не говорится о национальных целях из указа Президента от 7 мая 2024 г., направленных именно на снятие таких ограничений.

Источник: Незыгарь 

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )