11.03.2024

"Вера Кононова – о необходимости новых налоговых мер для развития малого и среднего бизнеса"

Какие потери несет российская экономика от недостаточного уровня развития малого и среднего бизнеса, и что нужно сделать, чтобы малые и средние компании перестали прятаться в тени и начали ускоренно расти?
В недавнем докладе ИКСИ представлен свой взгляд на эти вопросы: условия ведения малого и среднего бизнеса (финансовые, регуляторные и др.) сейчас ужесточились до такой степени, что уход в тень для многих компаний – это единственный способ выживания. Те же, кто не готов к таким способам ведения бизнеса, просто из него уходят. А экономика при этом теряет важнейший сегмент, способный гибко подстраиваться даже под резкие изменения внешней среды. Слабый уровень развития малого бизнеса не дает развиваться нашим малым и средним городам, ведь малый бизнес – это важнейший драйвер развития территорий, обеспечивающий заказами локальных поставщиков и партнеров. О масштабах потерь, которые несет российская экономика от текущего состояния малого и среднего бизнеса, говорит хотя бы то, что в России вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет немногим выше 20%, в то время как в европейских экономиках – 40-60% ВВП, а в КНР – более 60%.
Одно из ключевых предложений в докладе ИКСИ касается налогообложения малого и среднего бизнеса. Казалось бы, в российской налоговой системе для малого бизнеса сделано немало – это и специальные налоговые режимы, и снижение страховых взносов, и постепенное упрощение налогового учета и отчетности. Однако всего этого, к сожалению, недостаточно.
Дело в том, что все специальные налоговые режимы для малого бизнеса применимы лишь к его микрочасти. По закону к малому бизнесу относятся компании с выручкой до 800 млн руб. в год, к среднему бизнесу – до 2 млрд руб. в год. Но упрощенную налоговую систему (даже с учетом индексаций) в 2024 году можно применять лишь при выручке не более 265,8 млн руб. в год (при соблюдении всех остальных нормпо численности занятых, стоимости основных средств и т.д.). Ну а последние новации (режим для самозанятых – НПД и автоматизированная УСН – АУСН) и вовсе относятся лишь к предпринимателям-одиночкам или к микро-организациям с выручкой до 60 млн руб. и не более чем 5 сотрудниками. В итоге налоговая система подталкивает растущий малый бизнес к «дроблению», становящемуся сейчас причиной уголовных дел.
Такая же однобокая ситуация сложилась и с другими мерами. Например, снижение страховых взносов для малого бизнеса с 30% до 15% для части зарплаты, превышающей МРОТ, снижает нагрузку на работодателей совсем не вдвое, а в значительно меньшей степени, ведь зарплаты, как правило, невысоки. И каждый раз при индексации МРОТ нагрузка на малый бизнес автоматически возрастает. Если же добавить к этому растущую нагрузку по другим налогам (например, имущественным) и другие налоговые риски, то становится очевидно, что налоговая система вместо создания благоприятной среды для развития бизнеса нередко создает нечто противоположное.
Именно поэтому, как показано в докладе, для развития малого и среднего бизнеса в России в первую очередь нужны налоговые меры. Во-первых, требуется существенное расширение границ применения АУСН. Эта система, освобождающая бизнес от страховых взносов и от отчетности, должна стать доступной для широкого круга малых предприятий, а условия ее применения (выручка, численность занятыхи т.д.) должны быть максимально сближены с «обычной» УСН. Во-вторых, критерии применения УСН тоже нужно расширить, обеспечив ее доступность не только для микро-, но и для остальных малых и средних компаний. В этом случае малый и средний бизнес получит серьезный стимул к росту и выходу из тени, что усилит эффект от других необходимых мер, таких как снижение административных барьеров, расширение доступа к кредитованию, декриминализация предпринимательской деятельности и др.

Источник: Незыгарь

"Вера Кононова – о необходимости новых налоговых мер для развития малого и среднего бизнеса"

Какие потери несет российская экономика от недостаточного уровня развития малого и среднего бизнеса, и что нужно сделать, чтобы малые и средние компании перестали прятаться в тени и начали ускоренно расти?
В недавнем докладе ИКСИ представлен свой взгляд на эти вопросы: условия ведения малого и среднего бизнеса (финансовые, регуляторные и др.) сейчас ужесточились до такой степени, что уход в тень для многих компаний – это единственный способ выживания. Те же, кто не готов к таким способам ведения бизнеса, просто из него уходят. А экономика при этом теряет важнейший сегмент, способный гибко подстраиваться даже под резкие изменения внешней среды. Слабый уровень развития малого бизнеса не дает развиваться нашим малым и средним городам, ведь малый бизнес – это важнейший драйвер развития территорий, обеспечивающий заказами локальных поставщиков и партнеров. О масштабах потерь, которые несет российская экономика от текущего состояния малого и среднего бизнеса, говорит хотя бы то, что в России вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет немногим выше 20%, в то время как в европейских экономиках – 40-60% ВВП, а в КНР – более 60%.
Одно из ключевых предложений в докладе ИКСИ касается налогообложения малого и среднего бизнеса. Казалось бы, в российской налоговой системе для малого бизнеса сделано немало – это и специальные налоговые режимы, и снижение страховых взносов, и постепенное упрощение налогового учета и отчетности. Однако всего этого, к сожалению, недостаточно.
Дело в том, что все специальные налоговые режимы для малого бизнеса применимы лишь к его микрочасти. По закону к малому бизнесу относятся компании с выручкой до 800 млн руб. в год, к среднему бизнесу – до 2 млрд руб. в год. Но упрощенную налоговую систему (даже с учетом индексаций) в 2024 году можно применять лишь при выручке не более 265,8 млн руб. в год (при соблюдении всех остальных нормпо численности занятых, стоимости основных средств и т.д.). Ну а последние новации (режим для самозанятых – НПД и автоматизированная УСН – АУСН) и вовсе относятся лишь к предпринимателям-одиночкам или к микро-организациям с выручкой до 60 млн руб. и не более чем 5 сотрудниками. В итоге налоговая система подталкивает растущий малый бизнес к «дроблению», становящемуся сейчас причиной уголовных дел.
Такая же однобокая ситуация сложилась и с другими мерами. Например, снижение страховых взносов для малого бизнеса с 30% до 15% для части зарплаты, превышающей МРОТ, снижает нагрузку на работодателей совсем не вдвое, а в значительно меньшей степени, ведь зарплаты, как правило, невысоки. И каждый раз при индексации МРОТ нагрузка на малый бизнес автоматически возрастает. Если же добавить к этому растущую нагрузку по другим налогам (например, имущественным) и другие налоговые риски, то становится очевидно, что налоговая система вместо создания благоприятной среды для развития бизнеса нередко создает нечто противоположное.
Именно поэтому, как показано в докладе, для развития малого и среднего бизнеса в России в первую очередь нужны налоговые меры. Во-первых, требуется существенное расширение границ применения АУСН. Эта система, освобождающая бизнес от страховых взносов и от отчетности, должна стать доступной для широкого круга малых предприятий, а условия ее применения (выручка, численность занятыхи т.д.) должны быть максимально сближены с «обычной» УСН. Во-вторых, критерии применения УСН тоже нужно расширить, обеспечив ее доступность не только для микро-, но и для остальных малых и средних компаний. В этом случае малый и средний бизнес получит серьезный стимул к росту и выходу из тени, что усилит эффект от других необходимых мер, таких как снижение административных барьеров, расширение доступа к кредитованию, декриминализация предпринимательской деятельности и др.

Источник: Незыгарь

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )