05.04.2023

"В условиях кадрового голода депутаты и Минтруд снимают барьеры для занятости несовершеннолетних"

Елена Киселева — о том, что зарплатные и карьерные ожидания у подростков часто завышены, а работодатели вряд ли готовы платить подросткам наравне с более опытными и зрелыми сотрудниками, имеющими диплом об образовании

Дума и правительство на фоне кадрового дефицита активизировали законотворческую деятельность, направленную на содействие занятости подростков. Госдума приняла в первом чтении законопроект группы депутатов, отменяющий ряд барьеров для труда несовершеннолетних. Как пояснили авторы инициативы, в условиях санкций доход подростка – это финансовая поддержка семьи. А Минтруд предложил снизить до 7,6% страховые взносы для предприятий, которые берут на работу 14–18-летних. В Минтруде, правда, отвечая на вопросы «НГ», скорректировали акценты, уточнив, что молодежной занятостью власти занимаются все-таки не первый год. Но не первый год актуальна и проблема убыли населения в трудоспособном возрасте, заставившая ранее провести пенсионную реформу.

В стране формируется новое законодательство о молодежной политике, предполагающее в том числе корректировку подходов к трудоустройству молодежи, и особенно несовершеннолетних.

Об одной из новаций рассказал в среду зампред комитета ГД по молодежной политике Михаил Киселев, выступая на круглом столе «Труд молодежи: правовые аспекты» в рамках организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения школы-практикума. Речь идет о законопроекте группы депутатов (Киселев среди соавторов), который предполагает снятие бюрократических барьеров, мешающих официальному трудоустройству несовершеннолетних. Этот законопроект накануне был принят в первом чтении Госдумой.

Самое главное, на что указал Киселев, уже сегодня по закону подростки, в том числе 14 лет, могут трудоустраиваться. Однако для этого нужно согласие не только одного из родителей, но и органов опеки и попечительства, в которые должны обратиться уже оба родителя. При этом от них требуется собрать пакет документов, потратив на это в среднем от нескольких недель до месяца.

Обычно по итогам проверки эти заявки одобряются, сообщил Киселев. Но из-за столь сложной процедуры в большинстве случаев, как он уточнил, родители принимают решение, что их ребенок либо не будет работать, либо начнет работать в теневом секторе экономики.

Как заявлено в пояснительной записке, законопроект предлагает исключить необходимость получения согласия органов опеки и попечительства при заключении трудового договора с лицом, достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и в свободное от получения образования время. В указанных случаях достаточно будет согласия одного из родителей или законного представителя.

Если же речь идет о социально незащищенных категориях несовершеннолетних (детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей), то в отношении них предлагается для получения согласия использовать Единый портал государственных и муниципальных услуг, «что также позволит существенно оптимизировать процедуру».

Другая новелла касается освобождения работодателя от необходимости осуществлять за свой счет предварительный медицинский осмотр несовершеннолетнего работника при его трудоустройстве, если имеются результаты проведения профилактического медицинского осмотра незначительного срока давности.

Конечно, ежегодная диспансеризация – это несколько иное, чем специальный осмотр перед работой, поэтому, как сообщил Киселев, сейчас Минздрав как раз разрабатывает данный регламент, и 10 числа состоится согласительная комиссия между первым и вторым чтением законопроекта, на которой будут представлены предложения министерства.

Еще одно предлагаемое новшество – утверждение перечня профессий, по которым подросткам разрешается трудоустраиваться. Сегодня, как напомнил Киселев, есть перечень с запрещенными профессиями, но этого, по версии авторов инициативы, недостаточно.

В пояснительной записке перечислены аргументы в пользу снятия барьеров: это и высокая заинтересованность подростков в летних подработках, и их готовность начинать трудовую деятельность и получать соответствующий опыт уже до 18 лет. Говорится о профориентации. Но также, что примечательно, делается отсылка и к особым санкционным реалиям времени.

«В условиях экономического санкционного давления недружественных Российской Федерации государств работа, а значит, доход подростка – это еще и финансовая поддержка семьи, воспитание в нем чувства ответственности», – сообщается в документе.

Правительство к решению вопроса молодежной занятости подходит сейчас немного с другой стороны: со стороны не подростков и их семей, а работодателей.

Минтруд предложил установить страховые взносы за работников в возрасте 14–18 лет на льготном уровне 7,6% (аналогичная норма уже действует для участников студенческих отрядов). Стандартный размер тарифа в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов составляет 30%, напоминают в ведомстве Антона Котякова.

Соответствующие изменения прописаны в двух законопроектах, размещенных сейчас на портале проектов нормативных правовых актов: один из документов вносит поправки в Налоговый кодекс, другой – в закон «Об обязательном пенсионном страховании». Ожидается, что в случае одобрения пониженный тариф заработает с 1 января 2024 года.

При этом авторы признают в пояснительной записке, что «принятие законопроекта приведет к формированию дополнительных расходов федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов».

В пресс-службе Минтруда в ответ на вопросы «НГ» несколько скорректировали акценты в восприятии данной инициативы на фоне нарастающего в российской экономике кадрового дефицита. Тут стоит напомнить, что, как ранее заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников, «рынок труда в ближайшие годы – это трудодефицитный рынок».

Однако в Минтруде объяснили: «Совершенствование законодательства для создания условий для повышения занятости молодежи было предусмотрено Долгосрочной программой содействия молодежной занятости, которая была принята в 2021 году». Кстати, и описанный выше законопроект депутатов тоже ссылается на эту долгосрочную программу.

То есть молодежной занятостью власти занимаются не первый год, хотя на фоне последних событий эта тема приобрела особое звучание. Но тут можно добавить, что уже не первый год перед страной стоит и проблема сокращения численности граждан в трудоспособном возрасте. Если, например, на начало 2015-го в РФ, по данным Росстата, насчитывалось более 85 млн трудоспособных граждан (от 16 лет и до возраста, дающего право на страховую пенсию по старости), то на начало 2021-го – менее 82 млн. На начало 2022-го показатель увеличился, составив свыше 83 млн, что стало следствием заметного к этому сроку расширения границ трудоспособного возраста за счет отсрочки выхода граждан на пенсию.

Если брать данные Росстата по возрастному составу занятого населения, то на группу 15–19 лет в среднем приходится около 0,5%. Для сравнения: на долю лиц в возрасте 20–24 лет приходится уже около 5% занятых в РФ, а в возрасте 25–29 лет – около 12%.

При этом, по Росстату, численность населения в возрасте 15–19 лет в стране увеличилась с 6,9 млн человек в 2017 году до 7,4 млн на начало 2022-го (правда, для сравнения, в начале 2010-х годов она составляла около 8 млн человек). Но растет и численность тех, кто вскоре тоже может пополнить ряды очень молодых работников, отметив в ближайшее время свое 15-летие. Так что в этой возрастной группе есть потенциал для пополнения рынка труда.

Но в Минтруде особо отметили, что предложение о снижении страховых взносов направлено на поддержку молодых людей в их желании попробовать себя в работе, получить первый профессиональный опыт, тем более что, «как правило, речь идет не о длительном трудоустройстве, а о кратковременной подработке». И как показал мониторинг Минтруда, «выпускники, получившие практический опыт еще во время обучения, легче и быстрее трудоустраиваются после получения диплома, а уровень оплаты их труда несколько выше».

Опрошенные «НГ» эксперты уточнили, что идея пониженных ставок страховых взносов «вполне здравая», однако по факту она вряд ли существенно повлияет на рынок труда. «Молодежь трудоустраивается на вакансии, не требующие квалификации, к тому же зачастую на неполный рабочий день: в сфере услуг или помощниками на производстве, – говорит старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. – А для покрытия текущего дефицита кадров в России необходимы более квалифицированные работники».

Кадры сейчас наиболее востребованы, например, в отраслях машиностроения и обрабатывающей промышленности, в строительстве и на транспорте, в здравоохранении – и во всех случаях речь идет о спросе на квалифицированную занятость, следует из комментария научного сотрудника Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анны Зудиной.

«Даже если удастся одновременно сделать работу несовершеннолетних по найму более привлекательной как для них самих, так и для работодателей, то речь пойдет в лучшем случае о десятках тысяч дополнительных работников на неполный рабочий день, – считает научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Игорь Ефремов. – Такое количество дополнительных рабочих рук никак не изменит ситуацию на российском рынке труда в целом».

Причем эксперт уточнил, что труд несовершеннолетних гораздо строже регламентируется трудовым законодательством в интересах здоровья и безопасности таких работников (это ограничения по длительности рабочего времени, видам работ и пр.), поэтому, по его мнению, «льготы по страховым взносам вряд ли смогут сделать несовершеннолетних значительно более привлекательными для работодателей».

Уменьшение взносов не компенсирует других затрат по трудоустройству несовершеннолетних, например, таких, как продолжительный ежегодный отпуск, составляющий 31 календарный день, сокращенное рабочее время, особенности оплаты труда, согласился омбудсмен по вопросам соблюдения трудового законодательства Дмитрий Порочкин. Есть ограничения по видам работ и профессиям, на которые можно трудоустраивать несовершеннолетних. 

 «Из-за этого известное мне процентное соотношение между согласием работодателей к найму несовершеннолетних и несогласием составляет 40% к 60%», – сообщил Порочкин. Тем не менее, как показывали исследования рынка труда, осенью прошлого года спрос на несовершеннолетних соискателей все же рос. 

 Есть и другой значимый нюанс, который может повлиять на скептическое отношение самих подростков. «При трудоустройстве подросток лишается всех доплат и льгот (по инвалидности, потере кормильца, уходу за пожилым родственником), которые зачастую выше, нежели зарплата, – обратил внимание сопредседатель комитета по строительству «Деловой России» Алексей Долматов. – После увольнения подростка нужно возобновлять весь пакет документов». 

 При этом зарплатные и карьерные ожидания у подростков часто завышены, и далеко не все готовы выполнять «непрестижную работу «за копейки», говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. А работодатели, по уточнению эксперта, «вряд ли готовы платить подросткам наравне с более опытными и зрелыми сотрудниками, уже имеющими диплом об образовании». 

 Несмотря на это, часть экспертов ожидают роста заинтересованности со стороны предприятий. «Стратегически можно сказать, что снижение страховых взносов всегда позитивно влияет на взаимоотношения работодателя и его работников», – уточнил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Инициатива снизить страховые взносы за несовершеннолетних работников, безусловно, будет позитивно воспринята компаниями, которые уже активно работают с такой категорией сотрудников. Подростки сейчас востребованы маркетплейсами, банками, сервисными компаниями, супермаркетами, торговыми центрами, крупными рекламными агентствами. Традиционно с учащимися работают госкорпорации, для которых это часть социальной и кадровой политики», – пояснила гендиректор Corporate Travel Елена Боровая. 

 «Кассиры, работники залов супермаркетов, курьеры, операторы колл-центров, официанты, младший офисный персонал. Занятость в этих отраслях, как правило, отличается более высокой текучестью кадров – это типичные анклавы сосредоточения молодежной занятости невысокой квалификации, временной подработки во время учебы или на каникулах, занятости с неполной рабочей неделей», – говорит Зудина. Так что прежде всего речь идет о крупных компаниях, о крупном бизнесе, который может позволить себе такие варианты найма. Также это компании и сферы, для которых характерны сезонные колебания, пиковые нагрузки в определенные периоды.

Как сообщили «НГ» эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), бизнес всегда ставил вопрос о поддержке со стороны государства трудоустройства групп населения, испытывающих объективные трудности в поиске работы. «Полагаем, что введение льготной ставки тарифа страховых взносов за работников 14–18 лет станет определенным стимулом для работодателей, испытывающих потребность в кадрах, – сообщили в РСПП. – Однако речь, конечно, может идти об определенных видах работ, не требующих квалификации, производственного опыта». 

"В условиях кадрового голода депутаты и Минтруд снимают барьеры для занятости несовершеннолетних"
Елена Киселева — о том, что зарплатные и карьерные ожидания у подростков часто завышены, а работодатели вряд ли готовы платить подросткам наравне с более опытными и зрелыми сотрудниками, имеющими диплом об образовании

Дума и правительство на фоне кадрового дефицита активизировали законотворческую деятельность, направленную на содействие занятости подростков. Госдума приняла в первом чтении законопроект группы депутатов, отменяющий ряд барьеров для труда несовершеннолетних. Как пояснили авторы инициативы, в условиях санкций доход подростка – это финансовая поддержка семьи. А Минтруд предложил снизить до 7,6% страховые взносы для предприятий, которые берут на работу 14–18-летних. В Минтруде, правда, отвечая на вопросы «НГ», скорректировали акценты, уточнив, что молодежной занятостью власти занимаются все-таки не первый год. Но не первый год актуальна и проблема убыли населения в трудоспособном возрасте, заставившая ранее провести пенсионную реформу.

В стране формируется новое законодательство о молодежной политике, предполагающее в том числе корректировку подходов к трудоустройству молодежи, и особенно несовершеннолетних.

Об одной из новаций рассказал в среду зампред комитета ГД по молодежной политике Михаил Киселев, выступая на круглом столе «Труд молодежи: правовые аспекты» в рамках организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения школы-практикума. Речь идет о законопроекте группы депутатов (Киселев среди соавторов), который предполагает снятие бюрократических барьеров, мешающих официальному трудоустройству несовершеннолетних. Этот законопроект накануне был принят в первом чтении Госдумой.

Самое главное, на что указал Киселев, уже сегодня по закону подростки, в том числе 14 лет, могут трудоустраиваться. Однако для этого нужно согласие не только одного из родителей, но и органов опеки и попечительства, в которые должны обратиться уже оба родителя. При этом от них требуется собрать пакет документов, потратив на это в среднем от нескольких недель до месяца.

Обычно по итогам проверки эти заявки одобряются, сообщил Киселев. Но из-за столь сложной процедуры в большинстве случаев, как он уточнил, родители принимают решение, что их ребенок либо не будет работать, либо начнет работать в теневом секторе экономики.

Как заявлено в пояснительной записке, законопроект предлагает исключить необходимость получения согласия органов опеки и попечительства при заключении трудового договора с лицом, достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и в свободное от получения образования время. В указанных случаях достаточно будет согласия одного из родителей или законного представителя.

Если же речь идет о социально незащищенных категориях несовершеннолетних (детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей), то в отношении них предлагается для получения согласия использовать Единый портал государственных и муниципальных услуг, «что также позволит существенно оптимизировать процедуру».

Другая новелла касается освобождения работодателя от необходимости осуществлять за свой счет предварительный медицинский осмотр несовершеннолетнего работника при его трудоустройстве, если имеются результаты проведения профилактического медицинского осмотра незначительного срока давности.

Конечно, ежегодная диспансеризация – это несколько иное, чем специальный осмотр перед работой, поэтому, как сообщил Киселев, сейчас Минздрав как раз разрабатывает данный регламент, и 10 числа состоится согласительная комиссия между первым и вторым чтением законопроекта, на которой будут представлены предложения министерства.

Еще одно предлагаемое новшество – утверждение перечня профессий, по которым подросткам разрешается трудоустраиваться. Сегодня, как напомнил Киселев, есть перечень с запрещенными профессиями, но этого, по версии авторов инициативы, недостаточно.

В пояснительной записке перечислены аргументы в пользу снятия барьеров: это и высокая заинтересованность подростков в летних подработках, и их готовность начинать трудовую деятельность и получать соответствующий опыт уже до 18 лет. Говорится о профориентации. Но также, что примечательно, делается отсылка и к особым санкционным реалиям времени.

«В условиях экономического санкционного давления недружественных Российской Федерации государств работа, а значит, доход подростка – это еще и финансовая поддержка семьи, воспитание в нем чувства ответственности», – сообщается в документе.

Правительство к решению вопроса молодежной занятости подходит сейчас немного с другой стороны: со стороны не подростков и их семей, а работодателей.

Минтруд предложил установить страховые взносы за работников в возрасте 14–18 лет на льготном уровне 7,6% (аналогичная норма уже действует для участников студенческих отрядов). Стандартный размер тарифа в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов составляет 30%, напоминают в ведомстве Антона Котякова.

Соответствующие изменения прописаны в двух законопроектах, размещенных сейчас на портале проектов нормативных правовых актов: один из документов вносит поправки в Налоговый кодекс, другой – в закон «Об обязательном пенсионном страховании». Ожидается, что в случае одобрения пониженный тариф заработает с 1 января 2024 года.

При этом авторы признают в пояснительной записке, что «принятие законопроекта приведет к формированию дополнительных расходов федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов».

В пресс-службе Минтруда в ответ на вопросы «НГ» несколько скорректировали акценты в восприятии данной инициативы на фоне нарастающего в российской экономике кадрового дефицита. Тут стоит напомнить, что, как ранее заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников, «рынок труда в ближайшие годы – это трудодефицитный рынок».

Однако в Минтруде объяснили: «Совершенствование законодательства для создания условий для повышения занятости молодежи было предусмотрено Долгосрочной программой содействия молодежной занятости, которая была принята в 2021 году». Кстати, и описанный выше законопроект депутатов тоже ссылается на эту долгосрочную программу.

То есть молодежной занятостью власти занимаются не первый год, хотя на фоне последних событий эта тема приобрела особое звучание. Но тут можно добавить, что уже не первый год перед страной стоит и проблема сокращения численности граждан в трудоспособном возрасте. Если, например, на начало 2015-го в РФ, по данным Росстата, насчитывалось более 85 млн трудоспособных граждан (от 16 лет и до возраста, дающего право на страховую пенсию по старости), то на начало 2021-го – менее 82 млн. На начало 2022-го показатель увеличился, составив свыше 83 млн, что стало следствием заметного к этому сроку расширения границ трудоспособного возраста за счет отсрочки выхода граждан на пенсию.

Если брать данные Росстата по возрастному составу занятого населения, то на группу 15–19 лет в среднем приходится около 0,5%. Для сравнения: на долю лиц в возрасте 20–24 лет приходится уже около 5% занятых в РФ, а в возрасте 25–29 лет – около 12%.

При этом, по Росстату, численность населения в возрасте 15–19 лет в стране увеличилась с 6,9 млн человек в 2017 году до 7,4 млн на начало 2022-го (правда, для сравнения, в начале 2010-х годов она составляла около 8 млн человек). Но растет и численность тех, кто вскоре тоже может пополнить ряды очень молодых работников, отметив в ближайшее время свое 15-летие. Так что в этой возрастной группе есть потенциал для пополнения рынка труда.

Но в Минтруде особо отметили, что предложение о снижении страховых взносов направлено на поддержку молодых людей в их желании попробовать себя в работе, получить первый профессиональный опыт, тем более что, «как правило, речь идет не о длительном трудоустройстве, а о кратковременной подработке». И как показал мониторинг Минтруда, «выпускники, получившие практический опыт еще во время обучения, легче и быстрее трудоустраиваются после получения диплома, а уровень оплаты их труда несколько выше».

Опрошенные «НГ» эксперты уточнили, что идея пониженных ставок страховых взносов «вполне здравая», однако по факту она вряд ли существенно повлияет на рынок труда. «Молодежь трудоустраивается на вакансии, не требующие квалификации, к тому же зачастую на неполный рабочий день: в сфере услуг или помощниками на производстве, – говорит старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок. – А для покрытия текущего дефицита кадров в России необходимы более квалифицированные работники».

Кадры сейчас наиболее востребованы, например, в отраслях машиностроения и обрабатывающей промышленности, в строительстве и на транспорте, в здравоохранении – и во всех случаях речь идет о спросе на квалифицированную занятость, следует из комментария научного сотрудника Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Анны Зудиной.

«Даже если удастся одновременно сделать работу несовершеннолетних по найму более привлекательной как для них самих, так и для работодателей, то речь пойдет в лучшем случае о десятках тысяч дополнительных работников на неполный рабочий день, – считает научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Игорь Ефремов. – Такое количество дополнительных рабочих рук никак не изменит ситуацию на российском рынке труда в целом».

Причем эксперт уточнил, что труд несовершеннолетних гораздо строже регламентируется трудовым законодательством в интересах здоровья и безопасности таких работников (это ограничения по длительности рабочего времени, видам работ и пр.), поэтому, по его мнению, «льготы по страховым взносам вряд ли смогут сделать несовершеннолетних значительно более привлекательными для работодателей».

Уменьшение взносов не компенсирует других затрат по трудоустройству несовершеннолетних, например, таких, как продолжительный ежегодный отпуск, составляющий 31 календарный день, сокращенное рабочее время, особенности оплаты труда, согласился омбудсмен по вопросам соблюдения трудового законодательства Дмитрий Порочкин. Есть ограничения по видам работ и профессиям, на которые можно трудоустраивать несовершеннолетних. 

 «Из-за этого известное мне процентное соотношение между согласием работодателей к найму несовершеннолетних и несогласием составляет 40% к 60%», – сообщил Порочкин. Тем не менее, как показывали исследования рынка труда, осенью прошлого года спрос на несовершеннолетних соискателей все же рос. 

 Есть и другой значимый нюанс, который может повлиять на скептическое отношение самих подростков. «При трудоустройстве подросток лишается всех доплат и льгот (по инвалидности, потере кормильца, уходу за пожилым родственником), которые зачастую выше, нежели зарплата, – обратил внимание сопредседатель комитета по строительству «Деловой России» Алексей Долматов. – После увольнения подростка нужно возобновлять весь пакет документов». 

 При этом зарплатные и карьерные ожидания у подростков часто завышены, и далеко не все готовы выполнять «непрестижную работу «за копейки», говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. А работодатели, по уточнению эксперта, «вряд ли готовы платить подросткам наравне с более опытными и зрелыми сотрудниками, уже имеющими диплом об образовании». 

 Несмотря на это, часть экспертов ожидают роста заинтересованности со стороны предприятий. «Стратегически можно сказать, что снижение страховых взносов всегда позитивно влияет на взаимоотношения работодателя и его работников», – уточнил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Инициатива снизить страховые взносы за несовершеннолетних работников, безусловно, будет позитивно воспринята компаниями, которые уже активно работают с такой категорией сотрудников. Подростки сейчас востребованы маркетплейсами, банками, сервисными компаниями, супермаркетами, торговыми центрами, крупными рекламными агентствами. Традиционно с учащимися работают госкорпорации, для которых это часть социальной и кадровой политики», – пояснила гендиректор Corporate Travel Елена Боровая. 

 «Кассиры, работники залов супермаркетов, курьеры, операторы колл-центров, официанты, младший офисный персонал. Занятость в этих отраслях, как правило, отличается более высокой текучестью кадров – это типичные анклавы сосредоточения молодежной занятости невысокой квалификации, временной подработки во время учебы или на каникулах, занятости с неполной рабочей неделей», – говорит Зудина. Так что прежде всего речь идет о крупных компаниях, о крупном бизнесе, который может позволить себе такие варианты найма. Также это компании и сферы, для которых характерны сезонные колебания, пиковые нагрузки в определенные периоды.

Как сообщили «НГ» эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), бизнес всегда ставил вопрос о поддержке со стороны государства трудоустройства групп населения, испытывающих объективные трудности в поиске работы. «Полагаем, что введение льготной ставки тарифа страховых взносов за работников 14–18 лет станет определенным стимулом для работодателей, испытывающих потребность в кадрах, – сообщили в РСПП. – Однако речь, конечно, может идти об определенных видах работ, не требующих квалификации, производственного опыта». 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )