14.10.2021

"Такой хрупкий цемент"

Наталья Чуркина – о перспективных направлениях для цементной отрасли

Российская цементная отрасль нуждается в тотальной модернизации. Но проводить ее без гарантий со стороны государства инвесторы не готовы.

Минстрой планирует к 2030 году построить примерно миллиард квадратных метров жилья. Согласно проекту стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, который подготовила ведомство, через 9 лет обеспеченность жильем в России должна достигнуть 33,8 квадратных метров на человека против сегодняшних 26,9 квадратов в большинстве регионов.

Стратегия в том числе предполагает «создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования отрасли промышленности строительных материалов», не выделяя при этом никаких конкретных направлений (разве что деревянное домостроение планируют наращивать). Однако документ предусматривает «рост числа производств, использующих наилучшие доступные мировые и инновационные технологии для выпуска продукции».

Звучит вполне оптимистично, но без конкретики получается не план, но лозунг. Реальные же цифры и показатели, по крайней мере по ряду отраслей, явно снижает градус пионерского задора стратегии. Яркий пример — ситуация в цементной отрасли.

«Отрасль сегодня в непростом положении. Много проблем, касающихся модернизации производства, уровня конкуренции, рабочей силы и многих других», — поясняет координатор экспертно-аналитического центра Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Алексей Поплавский.

Не утонуть — не значит выплыть
С одной стороны — отрасль не сильно просела даже в пандемию.

«В прошлом году было выпущено 2,9 % меньше цемента, чем в 2019 году (56 млн тонн), но к концу года объемы производства стали расти. Например, в декабре 2020 года объем производства цемента вырос на 2,4% (по сравнению с декабрем 2019 года), он

составил 3,3 млн тонн», — рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Как поясняет Алексей Поплавский, рост сектора строительства жилья оказал существенную поддержку. Тем не менее отрасль пострадала от разрыва логистических и производственных цепочек, на полное восстановление которых, по оценкам Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, еще потребуется не менее полутора-двух лет.

«Но важнее другое — объемы производства и в предыдущие 3-4 года были не столь высоки, как могли бы. Так, в 2012-2014 гг. объемы производства цемента достигали, например, 62-69 млн тонн», — отмечает аналитик ИКСИ Наталья Чуркина.

Опережающий рост
По данным мониторинга рынка аналитиками цементных компаний, текущий уровень потребления цемента соответствует 57% имеющихся в стране мощностей. Профицит предложения долгое время сдерживал рост цен, в итоге, в то время, когда на волне возобновления строительства и отложенного спроса другие стройматериалы уверенно набирали обороты по ценам, цемент хоть и дорожал, но далеко не так резво.

«По итогам первого полугодия 2021 года продажа цемента уже превысила на 4% показатели аналогичного периода 2020 года. Рост цен составил порядка 10%, что выглядит довольно скромно по сравнению с ростом цен на стоимость других строительных материалов- стекла, древесины, стали, которые выросли на величины 50-100%», — говорит к.э.н., доцент кафедры национальной экономики РУДН Сергей Зайнуллин.

Между тем, дорожали не только стройматериалы — росли и сопутствующие расходы всех отраслей. Только за 6 месяцев этого года смазочные материалы прибавили в цене в среднем 50%, уголь — 120%, упаковка из полипропилена - 60%, поддоны — 70-80%, продукция химпрома — 80%. На десятки процентов подорожала новая грузовая техника и железнодорожные перевозки.

Выходом мог бы стать экспорт — на мировом рынке цемент прибавляет в цене. Впрочем, пока его доля для российских производителей немногим выше нуля.

«По данным Федеральной таможенной службы объем импортируемого цемента 1, 7 млн тонн сопоставим с объемом экспортируемого цемента. И основными потребителями российского цемента выступают также страны ЕвраЗЭС», — говорит Сергей Зайнуллин.

Алексей Поплавский уточняет, что основной объем экспорта отправляется в Казахстан — 65,2%. В Белоруссию идет 23,9%. И скромные 3,4% — в Финляндию.

Модернизировать на перспективу
С одной стороны, как отмечает Зайнуллин, сконцентрированность на внутреннем рынке защищает производителей от санкций, карантинных ограничений, трансграничных коллапсов и, например, углеродного налога.

С другой — такая «защита» очень ограничивает горизонт. К тому же, даже в случае, если пресловутый европейский углеродный налог напрямую не грозит российским производителям, модернизировать производство, в том числе, в соответствии с меняющимися экологическими требованиями и тенденциями все-таки было бы полезно. Как с внутренним прицелом, так и экспортным.

«Если в будущем объемы возрастут, компании могут начать внедрять в производство отходы из сортировочного комплекса ТКО. Альтернативное топливо приносит пользу экологии, так как отходы не нужно сжигать на заводах и утилизировать на полигонах, вместо этого на заводах извлекаются полезные фракции, например, стекло, металл и пластик. Благодаря этому сокращаются выбросы в атмосферу CO2», — поясняет Павел Сигал.

Помимо экспорта и строительства есть и другие перспективные направления для цементной отрасли, отмечает Наталья Чуркина. Рассуждая о поддержке спроса на продукцию со стороны государства, аналитик указывает на направление, которое давно обсуждается, но практически не реализуется — строительство более долговечных и экономичных цементобетонных дорог.

Россия — страна большая, по состоянию на 1 января 2020 года общая протяженность только дорог федерального назначения превысила 57 тысяч километров. А регионального или межмуниципального — почти достигла 510 тысяч. При этом в планах властей — постоянно увеличивать эти показатели. Казалось бы, вот где при новых технологиях пригодится отечественный цемент.

Однако при нынешней конъюнктуре даже простое наращивание объемов производства уже задача непростая.

«Текущий уровень загрузки существующих производственных мощностей в теории позволяет существенно нарастить производство, на практике же все далеко не так просто. Не все компании в состоянии обеспечить рост. Во-первых, акционеров некоторых компаний вполне устраивает текущее положение дел, во-вторых часть мощностей настолько изношена, что наращивание производство можно обсуждать только в связке с модернизацией», — рассуждает Алексей Поплавский.

Свой-чужой цемент
Но кто и во что может вкладываться? По словам Сергея Зайнуллина, в нашу цементную отрасль вкладываются иностранные игроки — LafargeHolcim, Dyckerhoff, HeidelbergCemen. Им принадлежит сейчас около 25% российских цементных заводов.

Но локализация производства иностранными концернами не дает принимающей стороне особых выгод. Это уже наглядно продемонстрировал автопром. С одной стороны — создаются рабочие места, платятся какие-то налоги, рынок получает необходимый продукт. С другой — резиденты не спешат везти технологические новинки, а уж тем более что-то собирать на месте. Стоит на локализованных предприятиях оборудование, которого просто хватает. Причем деньги за него получили отнюдь не российские производители.

Более того — большинство разработок — что производству, что по продукту, ведутся на родине иностранного концерна. То есть, деньги в «науку» идут. Но где-то далеко.

Кроме того, нельзя исключать международные форс-мажоры: иностранные игроки по каким-либо причинам засобираются «на выход». Даже если еще вчера все было хорошо. Такие примеры уже были и в автопроме, и в финансовом секторе. Да, цемент — более спокойная сфера. Здесь, вроде бы, нет санкционных страстей скрытых угроз. Но торговые войны последних лет показали, что для тех, кто хочет надавить на неугодного партнера, мелочей и тихих гаваней не бывает. А четверть рынка — доля немалая.

Да, отечественных игроков на российском рынке гораздо больше. На группы Новоросцемент и Сибирский цемент приходится по 10%. ПАО Евроцемент групп — крупнейший производителей с 30% долей. Но пока это скорее колосс на глиняных ногах.

Весной этого года Сбербанк продал 100% акций Евроцемента холдингу Смиком за рекордные 161 млрд рублей. Но в каком состоянии? Предыдущие владельцы, отдавшие группу Сберу, вытянули из предприятий максимум ресурса. И за 2 года финансовый холдинг не смог реанимировать гиганта. После чего решил, что этим должен заняться «эффективный собственник», уже имеющий опыт в подобной сфере. Им оказался «Смиком», купивший группу со всеми долгами и проблемами.

В группе 16 заводов. Но 3 из них законсервированы. Еще 9 производят цемент «мокрым» способом и нуждаются в тотальной модернизации. При этом новые владельцы группы готовы не просто обновить предприятия, но и начать подтягивать их до того самого zero-waste, которого, в принципе, от цементников сейчас никто и не просит. То есть, люди смотрят не просто в «завтра», такие планы — взгляд на далекую перспективу.

Только вот в текущей ситуации дальше «взглядов» дело вряд ли зайдет. При нынешних ценах «Евроцемент» будет аккумулировать силы для погашения долга, доставшегося «в наследство», копить на ту самую модернизацию, которая жизненно нужна предприятиям. Но того самого решительного шага вперед не будет.

Это — не частная проблема, а ситуация по отрасли в целом. И у государства есть сразу несколько причин вмешаться и поддержать отечественных производителей.

Ведь, во-первых, планируя «большую стройку» стоит обеспечить стабильные поставки стройматериалов в нужном объеме. Во-вторых, многие цементные предприятия в России являются градообразующими — они обеспечивают работой людей в небольших, малонаселенных пунктах страны. В третьих — если сейчас не дать отрасли новые стимулы для развития, она может просто лишиться рабочих рук там, где альтернатива все-таки есть. Разница в заработных платах рабочих на цементном и, к примеру, металлургическом заводах составляет уже более 50%. Повышать зарплаты и при этом модернизировать предприятия — при нынешних вводных компании такое не потянут.

По мнению Алексея Поплавского, в данной ситуации нужны не разовые акции со стороны государства, а системные меры. «Качественно изменить ситуацию, ничего не меняя, не получится. Точечные мероприятия могут дать краткосрочный результат и, как это часто бывает, не для всех компаний. Задачи регуляторов: обеспечить горизонт планирования, необходимый для инвестиций в новое производство; поддерживать конкуренцию; обеспечить доступ к «длинным деньгам»», — резюмирует эксперт.

Казалось бы, не такой уж большой список. И эти меры гораздо конкретнее, чем прописанное в проекте стратегии Минстроя «создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования». Однако, судя по уже принятым в этом году стратегиям, их авторы предпочитают рисовать картины широкими мазками. И не важно, что картины эти всего лишь прикрывают настоящие дыры.

Источник: Эксперт

"Такой хрупкий цемент"
Наталья Чуркина – о перспективных направлениях для цементной отрасли

Российская цементная отрасль нуждается в тотальной модернизации. Но проводить ее без гарантий со стороны государства инвесторы не готовы.

Минстрой планирует к 2030 году построить примерно миллиард квадратных метров жилья. Согласно проекту стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, который подготовила ведомство, через 9 лет обеспеченность жильем в России должна достигнуть 33,8 квадратных метров на человека против сегодняшних 26,9 квадратов в большинстве регионов.

Стратегия в том числе предполагает «создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования отрасли промышленности строительных материалов», не выделяя при этом никаких конкретных направлений (разве что деревянное домостроение планируют наращивать). Однако документ предусматривает «рост числа производств, использующих наилучшие доступные мировые и инновационные технологии для выпуска продукции».

Звучит вполне оптимистично, но без конкретики получается не план, но лозунг. Реальные же цифры и показатели, по крайней мере по ряду отраслей, явно снижает градус пионерского задора стратегии. Яркий пример — ситуация в цементной отрасли.

«Отрасль сегодня в непростом положении. Много проблем, касающихся модернизации производства, уровня конкуренции, рабочей силы и многих других», — поясняет координатор экспертно-аналитического центра Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Алексей Поплавский.

Не утонуть — не значит выплыть
С одной стороны — отрасль не сильно просела даже в пандемию.

«В прошлом году было выпущено 2,9 % меньше цемента, чем в 2019 году (56 млн тонн), но к концу года объемы производства стали расти. Например, в декабре 2020 года объем производства цемента вырос на 2,4% (по сравнению с декабрем 2019 года), он

составил 3,3 млн тонн», — рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Как поясняет Алексей Поплавский, рост сектора строительства жилья оказал существенную поддержку. Тем не менее отрасль пострадала от разрыва логистических и производственных цепочек, на полное восстановление которых, по оценкам Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, еще потребуется не менее полутора-двух лет.

«Но важнее другое — объемы производства и в предыдущие 3-4 года были не столь высоки, как могли бы. Так, в 2012-2014 гг. объемы производства цемента достигали, например, 62-69 млн тонн», — отмечает аналитик ИКСИ Наталья Чуркина.

Опережающий рост
По данным мониторинга рынка аналитиками цементных компаний, текущий уровень потребления цемента соответствует 57% имеющихся в стране мощностей. Профицит предложения долгое время сдерживал рост цен, в итоге, в то время, когда на волне возобновления строительства и отложенного спроса другие стройматериалы уверенно набирали обороты по ценам, цемент хоть и дорожал, но далеко не так резво.

«По итогам первого полугодия 2021 года продажа цемента уже превысила на 4% показатели аналогичного периода 2020 года. Рост цен составил порядка 10%, что выглядит довольно скромно по сравнению с ростом цен на стоимость других строительных материалов- стекла, древесины, стали, которые выросли на величины 50-100%», — говорит к.э.н., доцент кафедры национальной экономики РУДН Сергей Зайнуллин.

Между тем, дорожали не только стройматериалы — росли и сопутствующие расходы всех отраслей. Только за 6 месяцев этого года смазочные материалы прибавили в цене в среднем 50%, уголь — 120%, упаковка из полипропилена - 60%, поддоны — 70-80%, продукция химпрома — 80%. На десятки процентов подорожала новая грузовая техника и железнодорожные перевозки.

Выходом мог бы стать экспорт — на мировом рынке цемент прибавляет в цене. Впрочем, пока его доля для российских производителей немногим выше нуля.

«По данным Федеральной таможенной службы объем импортируемого цемента 1, 7 млн тонн сопоставим с объемом экспортируемого цемента. И основными потребителями российского цемента выступают также страны ЕвраЗЭС», — говорит Сергей Зайнуллин.

Алексей Поплавский уточняет, что основной объем экспорта отправляется в Казахстан — 65,2%. В Белоруссию идет 23,9%. И скромные 3,4% — в Финляндию.

Модернизировать на перспективу
С одной стороны, как отмечает Зайнуллин, сконцентрированность на внутреннем рынке защищает производителей от санкций, карантинных ограничений, трансграничных коллапсов и, например, углеродного налога.

С другой — такая «защита» очень ограничивает горизонт. К тому же, даже в случае, если пресловутый европейский углеродный налог напрямую не грозит российским производителям, модернизировать производство, в том числе, в соответствии с меняющимися экологическими требованиями и тенденциями все-таки было бы полезно. Как с внутренним прицелом, так и экспортным.

«Если в будущем объемы возрастут, компании могут начать внедрять в производство отходы из сортировочного комплекса ТКО. Альтернативное топливо приносит пользу экологии, так как отходы не нужно сжигать на заводах и утилизировать на полигонах, вместо этого на заводах извлекаются полезные фракции, например, стекло, металл и пластик. Благодаря этому сокращаются выбросы в атмосферу CO2», — поясняет Павел Сигал.

Помимо экспорта и строительства есть и другие перспективные направления для цементной отрасли, отмечает Наталья Чуркина. Рассуждая о поддержке спроса на продукцию со стороны государства, аналитик указывает на направление, которое давно обсуждается, но практически не реализуется — строительство более долговечных и экономичных цементобетонных дорог.

Россия — страна большая, по состоянию на 1 января 2020 года общая протяженность только дорог федерального назначения превысила 57 тысяч километров. А регионального или межмуниципального — почти достигла 510 тысяч. При этом в планах властей — постоянно увеличивать эти показатели. Казалось бы, вот где при новых технологиях пригодится отечественный цемент.

Однако при нынешней конъюнктуре даже простое наращивание объемов производства уже задача непростая.

«Текущий уровень загрузки существующих производственных мощностей в теории позволяет существенно нарастить производство, на практике же все далеко не так просто. Не все компании в состоянии обеспечить рост. Во-первых, акционеров некоторых компаний вполне устраивает текущее положение дел, во-вторых часть мощностей настолько изношена, что наращивание производство можно обсуждать только в связке с модернизацией», — рассуждает Алексей Поплавский.

Свой-чужой цемент
Но кто и во что может вкладываться? По словам Сергея Зайнуллина, в нашу цементную отрасль вкладываются иностранные игроки — LafargeHolcim, Dyckerhoff, HeidelbergCemen. Им принадлежит сейчас около 25% российских цементных заводов.

Но локализация производства иностранными концернами не дает принимающей стороне особых выгод. Это уже наглядно продемонстрировал автопром. С одной стороны — создаются рабочие места, платятся какие-то налоги, рынок получает необходимый продукт. С другой — резиденты не спешат везти технологические новинки, а уж тем более что-то собирать на месте. Стоит на локализованных предприятиях оборудование, которого просто хватает. Причем деньги за него получили отнюдь не российские производители.

Более того — большинство разработок — что производству, что по продукту, ведутся на родине иностранного концерна. То есть, деньги в «науку» идут. Но где-то далеко.

Кроме того, нельзя исключать международные форс-мажоры: иностранные игроки по каким-либо причинам засобираются «на выход». Даже если еще вчера все было хорошо. Такие примеры уже были и в автопроме, и в финансовом секторе. Да, цемент — более спокойная сфера. Здесь, вроде бы, нет санкционных страстей скрытых угроз. Но торговые войны последних лет показали, что для тех, кто хочет надавить на неугодного партнера, мелочей и тихих гаваней не бывает. А четверть рынка — доля немалая.

Да, отечественных игроков на российском рынке гораздо больше. На группы Новоросцемент и Сибирский цемент приходится по 10%. ПАО Евроцемент групп — крупнейший производителей с 30% долей. Но пока это скорее колосс на глиняных ногах.

Весной этого года Сбербанк продал 100% акций Евроцемента холдингу Смиком за рекордные 161 млрд рублей. Но в каком состоянии? Предыдущие владельцы, отдавшие группу Сберу, вытянули из предприятий максимум ресурса. И за 2 года финансовый холдинг не смог реанимировать гиганта. После чего решил, что этим должен заняться «эффективный собственник», уже имеющий опыт в подобной сфере. Им оказался «Смиком», купивший группу со всеми долгами и проблемами.

В группе 16 заводов. Но 3 из них законсервированы. Еще 9 производят цемент «мокрым» способом и нуждаются в тотальной модернизации. При этом новые владельцы группы готовы не просто обновить предприятия, но и начать подтягивать их до того самого zero-waste, которого, в принципе, от цементников сейчас никто и не просит. То есть, люди смотрят не просто в «завтра», такие планы — взгляд на далекую перспективу.

Только вот в текущей ситуации дальше «взглядов» дело вряд ли зайдет. При нынешних ценах «Евроцемент» будет аккумулировать силы для погашения долга, доставшегося «в наследство», копить на ту самую модернизацию, которая жизненно нужна предприятиям. Но того самого решительного шага вперед не будет.

Это — не частная проблема, а ситуация по отрасли в целом. И у государства есть сразу несколько причин вмешаться и поддержать отечественных производителей.

Ведь, во-первых, планируя «большую стройку» стоит обеспечить стабильные поставки стройматериалов в нужном объеме. Во-вторых, многие цементные предприятия в России являются градообразующими — они обеспечивают работой людей в небольших, малонаселенных пунктах страны. В третьих — если сейчас не дать отрасли новые стимулы для развития, она может просто лишиться рабочих рук там, где альтернатива все-таки есть. Разница в заработных платах рабочих на цементном и, к примеру, металлургическом заводах составляет уже более 50%. Повышать зарплаты и при этом модернизировать предприятия — при нынешних вводных компании такое не потянут.

По мнению Алексея Поплавского, в данной ситуации нужны не разовые акции со стороны государства, а системные меры. «Качественно изменить ситуацию, ничего не меняя, не получится. Точечные мероприятия могут дать краткосрочный результат и, как это часто бывает, не для всех компаний. Задачи регуляторов: обеспечить горизонт планирования, необходимый для инвестиций в новое производство; поддерживать конкуренцию; обеспечить доступ к «длинным деньгам»», — резюмирует эксперт.

Казалось бы, не такой уж большой список. И эти меры гораздо конкретнее, чем прописанное в проекте стратегии Минстроя «создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования». Однако, судя по уже принятым в этом году стратегиям, их авторы предпочитают рисовать картины широкими мазками. И не важно, что картины эти всего лишь прикрывают настоящие дыры.

Источник: Эксперт

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )