29.09.2021

"Снижения налоговой нагрузки от Думы придется ждать три года"

ИКСИ специально для Независимой газеты – о мандате Центробанка и бюджетно-налоговой политике

Работа Госдумы (ГД) восьмого созыва начнется с обсуждения нового трехлетнего бюджета. Правительство в четверг должно внести в ГД весь бюджетный пакет. Эксперты задаются вопросом, какой активности в сфере экономики ждать от прошедших партий. Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ), проанализировав предвыборные программы, пришел к выводу, что в них есть отдельные важные меры, но в целом ни одна не содержит комплексного плана развития экономики. Подобные оценки экономистов и сами стали поводом для критики со стороны парламентариев. В ИКСИ рассказали «НГ», какие дискуссии хотелось бы начать на площадке обновленной Госдумы, – о мандате Центробанка и бюджетно-налоговой политике.

В четверг правительство должно внести в Госдуму бюджетный пакет на следующую трехлетку. «Предстоит обсудить его с депутатами нового созыва и обеспечить утверждение в парламенте», – сообщил премьер Михаил Мишустин. Первое пленарное заседание восьмого созыва ГД планируется в 10-х числах октября. Так что пока совет Думы соберется на заседание, чтобы рассмотреть проект бюджета на 2022–2024 годы и направить его в рассылку, в составе седьмого созыва, передает ТАСС со ссылкой на источники. На данном этапе определяется будущая структура Думы: соответствующие консультации со всеми фракциями проводит спикер ГД седьмого созыва Вячеслав Володин, которого ранее предложил на пост председателя нижней палаты нового созыва президент.

Напомним, по итогам выборов в Госдуму провели свои списки пять партий: «Единая Россия» (ЕР), КПРФ, «Справедливая Россия – За правду» (СР), ЛДПР и «Новые люди». ЕР получила конституционное большинство, на втором и третьем местах – КПРФ и СР соответственно.

Один из ключевых вопросов – какой активности в сфере экономики ожидать от прошедших партий, будут ли они готовы к позитивным экономическим преобразованиям или же их деятельность сведется к имитации активности. Уже сама по себе постановка такого вопроса болезненна для парламентариев.

Как сообщили в своем аналитическом обзоре специалисты ИКСИ, «предвыборные программы партий, прошедших в состав новой Госдумы, включают в себя отдельные важные предложения по социально-экономическому развитию, за реализацией которых будет интересно проследить в будущем». Однако, по уточнению экспертов, «в целом ни одна из программ не содержит по-настоящему комплексного плана развития российской экономики на ближайшие годы, в программах практически отсутствуют идеи, которые действительно могли бы обеспечить переход страны к существенно более высоким темпам экономического роста».

По уточнению экономистов, наиболее комплексный характер имеет разве что программа ЕР, хотя это связано с тем, что «партийная программа во многом повторяет текущую политику правительства и те меры, которые планируются к реализации в ближайшем будущем»: многие количественные ориентиры в программе ЕР «в точности совпадают с целями нацпроектов и других программных документов». «Экономические программы КПРФ, ЛДПР и СР, в свою очередь, содержат большое количество популистских мер, вероятность реализации которых крайне низка, – считают в ИКСИ. – Программа партии «Новые люди» отличается наибольшей ориентацией на развитие бизнеса в стране, однако предлагаемые меры, во-первых, точечны, а во-вторых, во многом довольно спорны и слабо обоснованы».

«Предвыборные программы партий скорее сосредоточены на мерах поддержки населения, чем на предложениях по развитию экономики страны. В то же время отсутствие целостного взгляда на развитие экономики ставит под сомнение реализуемость и этих мер, – продолжили в ИКСИ. – Программы большинства партий не просто слабо ориентированы на развитие бизнеса, но и предполагают рост и так уже немалой доли государства в экономике и закрытости страны».

ИКСИ приводит ряд примеров, вот некоторые. «Почти все партии предлагают меры по снижению налоговой нагрузки. Однако многие из данных мер предусматривают радикальные изменения существующей налоговой системы и в связи с этим почти не имеют шансов на реализацию. К этому относится, в частности, предложение КПРФ об отмене налога на добавленную стоимость (НДС), предложение ЛДПР об отмене всех налогов с малого бизнеса в течение трех лет с начала работы и аналогичное предложение СР об освобождении от всех налогов самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, – сообщили в ИКСИ. – Чересчур радикальным и не вполне проработанным выглядит также предложение партии «Новые люди» по замене НДС, налога на прибыль и страховых взносов работодателей на «единый налог с оборота» по ставке 5–7%».

По словам экспертов, примечательно, что в программе ЕР «практически отсутствуют предложения по снижению налоговой нагрузки – за исключением точечных социальных мер, таких как освобождение от уплаты налога на доход от продажи жилой недвижимости семей с двумя и более детьми, если в течение календарного года они направляют полученные средства на покупку нового жилья». «С учетом того, что «Единая Россия» получила конституционное большинство в Госдуме, действительного снижения налоговой нагрузки в обозримой перспективе вряд ли можно ожидать», – прогнозирует ИКСИ.
Кроме того, большинство партий предлагают отказ от дальнейшего процесса приватизации или национализацию отдельных предприятий и отраслей (КПРФ, ЛДПР, СР), а также пересмотр итогов приватизации (ЛДПР). «По сути, лишь одна партия – «Новые люди» – заявляет о необходимости «уменьшить влияние госкорпораций на высококонкурентных рынках», однако данное предложение не конкретизировано», – добавили в институте.

Некоторые программы содержат целевые показатели по увеличению доходов отдельных групп граждан. Так, есть предложения по увеличению зарплат медикам (ЛДПР, «Новые люди»), учителям («Новые люди»), по повышению пенсий (ЛДПР, СР), по введению ежемесячных выплат в размере минимального размера оплаты труда многодетным матерям и пособий по воспитанию детей до 14 лет (ЛДПР), а также справедливого базового дохода в отношении малоимущих граждан и семей с детьми (СР), перечисляют эксперты. Однако, по их уточнению, «эти предложения не сопровождаются какой-либо экономической оценкой необходимых бюджетных расходов для понимания вероятности реализации данных мер». Характерно, что в основном программы в социальной части ориентированы именно на повышение благосостояния наиболее бедных категорий граждан.

Но авторы делают важное уточнение. Несмотря на ряд недостатков, программы всех партий содержат отдельные интересные и значимые для российской экономики предложения. К ним эксперты ИКСИ причислили: отказ от накопления средств «в кубышке» и переход к их активному инвестированию в развитие инфраструктуры, регионов, науки (КПРФ); стремление к обеспечению работы Банка России в интересах экономики страны (КПРФ) и необходимость «подчинить Центробанк Госдуме» (ЛДПР); снижение НДС до 15% (СР); введение налоговых льгот для высокотехнологичных компаний и социально ориентированного бизнеса (СР); введение налоговых льгот для перевода бизнеса из мегаполисов в малые города (ЛДПР); принятие расходов частных компаний на НИОКР в зачет при выплате налогов и введение налоговых преференций для зеленого бизнеса («Новые люди»).

Помимо этого в списке важных мер также ориентация госкомпаний на создание новых рынков, а не на скупку частных компаний («Новые люди»); реализация комплексной программы развития регионов Сибири (ЕР); расширение объемов финансирования образования, здравоохранения, науки и культуры в соотношении с ВВП (КПРФ, СР); создание национальной системы регулирования выбросов парниковых газов, включая системы мониторинга, отчетности и проверки объектов выбросов (ЕР). Уточним, это не весь перечень. И конечно, важен будет реальный процесс реализации всех этих мер.

Как пояснил «НГ» начальник отдела аналитических исследований ИКСИ Сергей Заверский, очерченные законодательством возможности и полномочия парламента в плане влияния на развитие экономики не такие уж узкие, хотя Дума не всегда этим пользуется.

«Например, Госдума рассматривает основные направления единой денежно-кредитной политики и принимает по ним решение. Но фактически на протяжении уже многих лет это решение сводилось к формулировке «принять к сведению», – говорит Заверский. И это в условиях уже идущих дискуссий о мандате Центробанка, о том, должен ли ЦБ ограничиваться контролем за инфляцией, или ему стоит участвовать еще и в расширении экономической активности.

«Это именно та дискуссия, которая может и должна идти как раз в Госдуме», – считает эксперт. Похожая история, по его словам, и с мерами бюджетно-налоговой политики.

В большей степени стоит обращать внимание на ключевые экономические меры именно партии власти, считает завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Абрамов. Ведь какими бы ни были инициативы у других партий, если они не будут поддержаны правящей силой, «никакие меры воплощены не будут». По предложениям остальных партий стоит ожидать разве что возможную коалиционную интригу или игру интересов.

Но и сами выводы экономистов тоже стали поводом для критики – со стороны парламентариев.

Так, глава фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов принципиально не согласился с подходом, предполагающим разделение и даже противопоставление мер поддержки населения и развития экономики страны: «Не может развиваться экономика в стране с нищим населением; не может расти бизнес там, где платежеспособность граждан падает. Можно, например, создать самый благоприятный инвестиционный климат, но если нет спроса – в этих условиях бизнес зачахнет. Зачем получать на самых льготных условиях средства для развития, если ваши товары и услуги не покупают. А работать на экспорт все не могут, да и не должны».

При этом, как уточнил собеседник издания, даже в нынешнем состоянии экономики у государства достаточно ресурсов, чтобы покончить с бедностью. «В ходе обсуждения федерального бюджета на текущий год мы подготовили свой альтернативный вариант, где указали дополнительные источники дохода в размере 6 трлн руб. Мы показали, как можно реализовать все наши социальные предложения, одновременно сократив размер бюджетного дефицита. Так что знакомые упреки в «популизме» не более чем безосновательное навешивание ярлыков, – говорит Миронов. – Я считаю, что мы прагматики».
«Инициативы, которые фракция будет выдвигать в новой Думе, в том числе в сфере экономики, четко сформулированы в нашей превыборной программе. В частности, это снижение НДС до 15%, закрепление за малым и средним бизнесом не менее 30% объема госзакупок, повышение гарантий судебной защиты для предпринимателей в случае преследования по уголовным мотивам, введение налоговых льгот для высокотехнологичных компаний, фирм, нанимающих на работу молодежь, и многое другое», – перечислил Миронов.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский тоже рассказал, в каком направлении фракция будет работать в восьмем созыве. «Закон об экологии. Необходимо ввести требования к защите окружающей среды, водоемов, лесов, воздуха, – сообщил он. – Человек может избежать в жизни многих ситуаций, которые не отрегулированы законом, но не может перестать дышать или пить воду – это ключевые, базовые параметры, отвечающие за качество жизни. Если мы не можем дышать свежим воздухом – умираем на многие годы раньше срока. При этом в России миллионы граждан по 6–9 месяцев в году дышат отравленным воздухом из-за лесных пожаров или вредного производства поблизости их домов, живут в режиме «черного неба».
Действовать планируется поэтапно. «Для начала запретим разводить любые свалки близ населенных пунктов и водоемов. Полностью запретим сброс отходов в реки и там, где высокие грунтовые воды. Поможем гражданам – кто хочет – переехать из городов, где расположено вредное производство. Там нужно работать вахтовым методом», – считает Жириновский.
Кроме того, он напомнил о законопроекте ЛДПР, направленном на повышение рождаемости: «В России ежегодно делают 3 млн абортов. Мы можем предложить женщинам, которые не хотят ребенка, премию за отказ от аборта, скажем, выплатим ей материнский капитал, а ребенка, которого она не хочет, на попечение возьмет государство. Так мы и здоровье женщин спасем, и миллионы детских жизней, и демография пойдет в рост». Также, по мнению Жириновского, давно назрела реформа административного устройства России: «Деление на регионы должно быть только по географическим границам. Регионы должны быть равномерно крупными по населению – не менее 3–5 млн человек на губернию. В США 300 млн жителей, а штатов только 50. У нас же 150 млн жителей, а регионов 85. И все они разновеликие и по населению, и по территории».

Источник: Независимая газета

"Снижения налоговой нагрузки от Думы придется ждать три года"
ИКСИ специально для Независимой газеты – о мандате Центробанка и бюджетно-налоговой политике

Работа Госдумы (ГД) восьмого созыва начнется с обсуждения нового трехлетнего бюджета. Правительство в четверг должно внести в ГД весь бюджетный пакет. Эксперты задаются вопросом, какой активности в сфере экономики ждать от прошедших партий. Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ), проанализировав предвыборные программы, пришел к выводу, что в них есть отдельные важные меры, но в целом ни одна не содержит комплексного плана развития экономики. Подобные оценки экономистов и сами стали поводом для критики со стороны парламентариев. В ИКСИ рассказали «НГ», какие дискуссии хотелось бы начать на площадке обновленной Госдумы, – о мандате Центробанка и бюджетно-налоговой политике.

В четверг правительство должно внести в Госдуму бюджетный пакет на следующую трехлетку. «Предстоит обсудить его с депутатами нового созыва и обеспечить утверждение в парламенте», – сообщил премьер Михаил Мишустин. Первое пленарное заседание восьмого созыва ГД планируется в 10-х числах октября. Так что пока совет Думы соберется на заседание, чтобы рассмотреть проект бюджета на 2022–2024 годы и направить его в рассылку, в составе седьмого созыва, передает ТАСС со ссылкой на источники. На данном этапе определяется будущая структура Думы: соответствующие консультации со всеми фракциями проводит спикер ГД седьмого созыва Вячеслав Володин, которого ранее предложил на пост председателя нижней палаты нового созыва президент.

Напомним, по итогам выборов в Госдуму провели свои списки пять партий: «Единая Россия» (ЕР), КПРФ, «Справедливая Россия – За правду» (СР), ЛДПР и «Новые люди». ЕР получила конституционное большинство, на втором и третьем местах – КПРФ и СР соответственно.

Один из ключевых вопросов – какой активности в сфере экономики ожидать от прошедших партий, будут ли они готовы к позитивным экономическим преобразованиям или же их деятельность сведется к имитации активности. Уже сама по себе постановка такого вопроса болезненна для парламентариев.

Как сообщили в своем аналитическом обзоре специалисты ИКСИ, «предвыборные программы партий, прошедших в состав новой Госдумы, включают в себя отдельные важные предложения по социально-экономическому развитию, за реализацией которых будет интересно проследить в будущем». Однако, по уточнению экспертов, «в целом ни одна из программ не содержит по-настоящему комплексного плана развития российской экономики на ближайшие годы, в программах практически отсутствуют идеи, которые действительно могли бы обеспечить переход страны к существенно более высоким темпам экономического роста».

По уточнению экономистов, наиболее комплексный характер имеет разве что программа ЕР, хотя это связано с тем, что «партийная программа во многом повторяет текущую политику правительства и те меры, которые планируются к реализации в ближайшем будущем»: многие количественные ориентиры в программе ЕР «в точности совпадают с целями нацпроектов и других программных документов». «Экономические программы КПРФ, ЛДПР и СР, в свою очередь, содержат большое количество популистских мер, вероятность реализации которых крайне низка, – считают в ИКСИ. – Программа партии «Новые люди» отличается наибольшей ориентацией на развитие бизнеса в стране, однако предлагаемые меры, во-первых, точечны, а во-вторых, во многом довольно спорны и слабо обоснованы».

«Предвыборные программы партий скорее сосредоточены на мерах поддержки населения, чем на предложениях по развитию экономики страны. В то же время отсутствие целостного взгляда на развитие экономики ставит под сомнение реализуемость и этих мер, – продолжили в ИКСИ. – Программы большинства партий не просто слабо ориентированы на развитие бизнеса, но и предполагают рост и так уже немалой доли государства в экономике и закрытости страны».

ИКСИ приводит ряд примеров, вот некоторые. «Почти все партии предлагают меры по снижению налоговой нагрузки. Однако многие из данных мер предусматривают радикальные изменения существующей налоговой системы и в связи с этим почти не имеют шансов на реализацию. К этому относится, в частности, предложение КПРФ об отмене налога на добавленную стоимость (НДС), предложение ЛДПР об отмене всех налогов с малого бизнеса в течение трех лет с начала работы и аналогичное предложение СР об освобождении от всех налогов самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса, – сообщили в ИКСИ. – Чересчур радикальным и не вполне проработанным выглядит также предложение партии «Новые люди» по замене НДС, налога на прибыль и страховых взносов работодателей на «единый налог с оборота» по ставке 5–7%».

По словам экспертов, примечательно, что в программе ЕР «практически отсутствуют предложения по снижению налоговой нагрузки – за исключением точечных социальных мер, таких как освобождение от уплаты налога на доход от продажи жилой недвижимости семей с двумя и более детьми, если в течение календарного года они направляют полученные средства на покупку нового жилья». «С учетом того, что «Единая Россия» получила конституционное большинство в Госдуме, действительного снижения налоговой нагрузки в обозримой перспективе вряд ли можно ожидать», – прогнозирует ИКСИ.
Кроме того, большинство партий предлагают отказ от дальнейшего процесса приватизации или национализацию отдельных предприятий и отраслей (КПРФ, ЛДПР, СР), а также пересмотр итогов приватизации (ЛДПР). «По сути, лишь одна партия – «Новые люди» – заявляет о необходимости «уменьшить влияние госкорпораций на высококонкурентных рынках», однако данное предложение не конкретизировано», – добавили в институте.

Некоторые программы содержат целевые показатели по увеличению доходов отдельных групп граждан. Так, есть предложения по увеличению зарплат медикам (ЛДПР, «Новые люди»), учителям («Новые люди»), по повышению пенсий (ЛДПР, СР), по введению ежемесячных выплат в размере минимального размера оплаты труда многодетным матерям и пособий по воспитанию детей до 14 лет (ЛДПР), а также справедливого базового дохода в отношении малоимущих граждан и семей с детьми (СР), перечисляют эксперты. Однако, по их уточнению, «эти предложения не сопровождаются какой-либо экономической оценкой необходимых бюджетных расходов для понимания вероятности реализации данных мер». Характерно, что в основном программы в социальной части ориентированы именно на повышение благосостояния наиболее бедных категорий граждан.

Но авторы делают важное уточнение. Несмотря на ряд недостатков, программы всех партий содержат отдельные интересные и значимые для российской экономики предложения. К ним эксперты ИКСИ причислили: отказ от накопления средств «в кубышке» и переход к их активному инвестированию в развитие инфраструктуры, регионов, науки (КПРФ); стремление к обеспечению работы Банка России в интересах экономики страны (КПРФ) и необходимость «подчинить Центробанк Госдуме» (ЛДПР); снижение НДС до 15% (СР); введение налоговых льгот для высокотехнологичных компаний и социально ориентированного бизнеса (СР); введение налоговых льгот для перевода бизнеса из мегаполисов в малые города (ЛДПР); принятие расходов частных компаний на НИОКР в зачет при выплате налогов и введение налоговых преференций для зеленого бизнеса («Новые люди»).

Помимо этого в списке важных мер также ориентация госкомпаний на создание новых рынков, а не на скупку частных компаний («Новые люди»); реализация комплексной программы развития регионов Сибири (ЕР); расширение объемов финансирования образования, здравоохранения, науки и культуры в соотношении с ВВП (КПРФ, СР); создание национальной системы регулирования выбросов парниковых газов, включая системы мониторинга, отчетности и проверки объектов выбросов (ЕР). Уточним, это не весь перечень. И конечно, важен будет реальный процесс реализации всех этих мер.

Как пояснил «НГ» начальник отдела аналитических исследований ИКСИ Сергей Заверский, очерченные законодательством возможности и полномочия парламента в плане влияния на развитие экономики не такие уж узкие, хотя Дума не всегда этим пользуется.

«Например, Госдума рассматривает основные направления единой денежно-кредитной политики и принимает по ним решение. Но фактически на протяжении уже многих лет это решение сводилось к формулировке «принять к сведению», – говорит Заверский. И это в условиях уже идущих дискуссий о мандате Центробанка, о том, должен ли ЦБ ограничиваться контролем за инфляцией, или ему стоит участвовать еще и в расширении экономической активности.

«Это именно та дискуссия, которая может и должна идти как раз в Госдуме», – считает эксперт. Похожая история, по его словам, и с мерами бюджетно-налоговой политики.

В большей степени стоит обращать внимание на ключевые экономические меры именно партии власти, считает завкафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Абрамов. Ведь какими бы ни были инициативы у других партий, если они не будут поддержаны правящей силой, «никакие меры воплощены не будут». По предложениям остальных партий стоит ожидать разве что возможную коалиционную интригу или игру интересов.

Но и сами выводы экономистов тоже стали поводом для критики – со стороны парламентариев.

Так, глава фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов принципиально не согласился с подходом, предполагающим разделение и даже противопоставление мер поддержки населения и развития экономики страны: «Не может развиваться экономика в стране с нищим населением; не может расти бизнес там, где платежеспособность граждан падает. Можно, например, создать самый благоприятный инвестиционный климат, но если нет спроса – в этих условиях бизнес зачахнет. Зачем получать на самых льготных условиях средства для развития, если ваши товары и услуги не покупают. А работать на экспорт все не могут, да и не должны».

При этом, как уточнил собеседник издания, даже в нынешнем состоянии экономики у государства достаточно ресурсов, чтобы покончить с бедностью. «В ходе обсуждения федерального бюджета на текущий год мы подготовили свой альтернативный вариант, где указали дополнительные источники дохода в размере 6 трлн руб. Мы показали, как можно реализовать все наши социальные предложения, одновременно сократив размер бюджетного дефицита. Так что знакомые упреки в «популизме» не более чем безосновательное навешивание ярлыков, – говорит Миронов. – Я считаю, что мы прагматики».
«Инициативы, которые фракция будет выдвигать в новой Думе, в том числе в сфере экономики, четко сформулированы в нашей превыборной программе. В частности, это снижение НДС до 15%, закрепление за малым и средним бизнесом не менее 30% объема госзакупок, повышение гарантий судебной защиты для предпринимателей в случае преследования по уголовным мотивам, введение налоговых льгот для высокотехнологичных компаний, фирм, нанимающих на работу молодежь, и многое другое», – перечислил Миронов.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский тоже рассказал, в каком направлении фракция будет работать в восьмем созыве. «Закон об экологии. Необходимо ввести требования к защите окружающей среды, водоемов, лесов, воздуха, – сообщил он. – Человек может избежать в жизни многих ситуаций, которые не отрегулированы законом, но не может перестать дышать или пить воду – это ключевые, базовые параметры, отвечающие за качество жизни. Если мы не можем дышать свежим воздухом – умираем на многие годы раньше срока. При этом в России миллионы граждан по 6–9 месяцев в году дышат отравленным воздухом из-за лесных пожаров или вредного производства поблизости их домов, живут в режиме «черного неба».
Действовать планируется поэтапно. «Для начала запретим разводить любые свалки близ населенных пунктов и водоемов. Полностью запретим сброс отходов в реки и там, где высокие грунтовые воды. Поможем гражданам – кто хочет – переехать из городов, где расположено вредное производство. Там нужно работать вахтовым методом», – считает Жириновский.
Кроме того, он напомнил о законопроекте ЛДПР, направленном на повышение рождаемости: «В России ежегодно делают 3 млн абортов. Мы можем предложить женщинам, которые не хотят ребенка, премию за отказ от аборта, скажем, выплатим ей материнский капитал, а ребенка, которого она не хочет, на попечение возьмет государство. Так мы и здоровье женщин спасем, и миллионы детских жизней, и демография пойдет в рост». Также, по мнению Жириновского, давно назрела реформа административного устройства России: «Деление на регионы должно быть только по географическим границам. Регионы должны быть равномерно крупными по населению – не менее 3–5 млн человек на губернию. В США 300 млн жителей, а штатов только 50. У нас же 150 млн жителей, а регионов 85. И все они разновеликие и по населению, и по территории».

Источник: Независимая газета

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )