16.06.2024

Сергей Заверский для Незыгаря - о необходимости стимулирования развития малых городов и возможных инструментах

Стимулировать развитие малых и средних городов сегодня для России – это насущная необходимость для обеспечения национальной безопасности и развития. Финансы и управление сколько угодно могут концентрироваться в центре, но реальное производство во многом осуществляется именно там. И если люди оттуда будут уезжать, то никакого технологического, производственного прорыва, реального импортозамещения не будет. В городах с населением до 250 тысяч человек сейчас проживает около 40 млн человек или более 27% населения России. Их развитие – база для достижения национальных целей России и преодоления негативных тенденций в демографии и повышения рождаемости. Однако большинство таких городов сталкивается с депопуляцией, и это неудивительно, так как значительная их часть имеет неблагоприятную городскую среду. Уровень зарплаты при этом хотя и имеет значение, но зачастую оказывается далеко не решающим фактором при принятии решения о выборе места для жизни. Люди хотят проживать в комфортном жилье, иметь в доступности современные детские сады, школы, колледжи, спортивные центры, поликлиники и больницы. Однако тут достаточно упомянуть лишь один факт: более чем в 770 городах сейчас вообще не возводится многоквартирное жилье. Одна из сессий на ПМЭФ - «Планы развития малых городов: миссия выполнима?» - как раз и была посвящена развитию таких городов. Ключевой вывод: у малых и средних городов должна быть устойчивая экономическая модель, должны быть обеспечены стандарты качества жизни в них, должна быть реализована транспортная связность как между малыми и средними городами, так и между ними и крупными агломерациями. Тогда мы сможем увидеть, что такие города станут не отдельными локальными центрами туризма (хотя и это важно), но и флагманами новой индустриализации и развития технологий. Но для этого у малых и средних городов должны быть более широкие возможности для развития. И речь не только о расширении финансирования со стороны федерального бюджета, хотя и без этого не обойтись. Принципиально важно внедрять механизмы, которые позволяли бы городам, их администрациям, лучше выстраивать взаимодействие с бизнесом, создавать стимулы для инвестиций. Действующие механизмы их в этом довольно существенно ограничивают. Например, основанием для выпуска муниципальных облигаций, согласно Бюджетному кодексу, не могут быть цели развития инфраструктуры. Однако именно дефицит инфраструктуры часто оказывается непреодолимым препятствием для прихода инвесторов. Опасения по поводу того, что регионы и муниципалитеты могут занять слишком много, не должны быть препятствием, фактически блокирующим использование долгового рынка для развития экономики регионов. Сейчас же у нас всего 4 муниципалитета имеют облигации в обращении, причем все они – крупные региональные центры. Существуют ограничения и на возможности участия бизнеса в строительстве объектов социальной сферы. И один из ключевых результатов сессии на ПМЭФ, на который стоит обратить внимание – это предложение о внедрении нового типа инструмента – социального инфраструктурного контракта (СОИК). В его рамках инвестор (бизнес) самостоятельно и за свой счет сможет построить такой объект, ввести его в эксплуатацию и передать в собственность или управление субъекту РФ или муниципалитету. В свою очередь муниципалитет или субъект РФ должны будут компенсировать бизнесу понесенные затраты за счет налоговых льгот, а при их недостаточности – также за счет бюджетных отчислений или имущества. При этом основная цель такого партнерства для бизнеса – не получение прибыли, а улучшение качества городской среды и условий жизни людей на территориях присутствия компании. Для малых и средних городов это будет важнейшим шагом к развитию. Спрос со стороны бизнеса на такой инструмент есть.

Источник: Незыгарь

Сергей Заверский для Незыгаря - о необходимости стимулирования развития малых городов и возможных инструментах

Стимулировать развитие малых и средних городов сегодня для России – это насущная необходимость для обеспечения национальной безопасности и развития. Финансы и управление сколько угодно могут концентрироваться в центре, но реальное производство во многом осуществляется именно там. И если люди оттуда будут уезжать, то никакого технологического, производственного прорыва, реального импортозамещения не будет. В городах с населением до 250 тысяч человек сейчас проживает около 40 млн человек или более 27% населения России. Их развитие – база для достижения национальных целей России и преодоления негативных тенденций в демографии и повышения рождаемости. Однако большинство таких городов сталкивается с депопуляцией, и это неудивительно, так как значительная их часть имеет неблагоприятную городскую среду. Уровень зарплаты при этом хотя и имеет значение, но зачастую оказывается далеко не решающим фактором при принятии решения о выборе места для жизни. Люди хотят проживать в комфортном жилье, иметь в доступности современные детские сады, школы, колледжи, спортивные центры, поликлиники и больницы. Однако тут достаточно упомянуть лишь один факт: более чем в 770 городах сейчас вообще не возводится многоквартирное жилье. Одна из сессий на ПМЭФ - «Планы развития малых городов: миссия выполнима?» - как раз и была посвящена развитию таких городов. Ключевой вывод: у малых и средних городов должна быть устойчивая экономическая модель, должны быть обеспечены стандарты качества жизни в них, должна быть реализована транспортная связность как между малыми и средними городами, так и между ними и крупными агломерациями. Тогда мы сможем увидеть, что такие города станут не отдельными локальными центрами туризма (хотя и это важно), но и флагманами новой индустриализации и развития технологий. Но для этого у малых и средних городов должны быть более широкие возможности для развития. И речь не только о расширении финансирования со стороны федерального бюджета, хотя и без этого не обойтись. Принципиально важно внедрять механизмы, которые позволяли бы городам, их администрациям, лучше выстраивать взаимодействие с бизнесом, создавать стимулы для инвестиций. Действующие механизмы их в этом довольно существенно ограничивают. Например, основанием для выпуска муниципальных облигаций, согласно Бюджетному кодексу, не могут быть цели развития инфраструктуры. Однако именно дефицит инфраструктуры часто оказывается непреодолимым препятствием для прихода инвесторов. Опасения по поводу того, что регионы и муниципалитеты могут занять слишком много, не должны быть препятствием, фактически блокирующим использование долгового рынка для развития экономики регионов. Сейчас же у нас всего 4 муниципалитета имеют облигации в обращении, причем все они – крупные региональные центры. Существуют ограничения и на возможности участия бизнеса в строительстве объектов социальной сферы. И один из ключевых результатов сессии на ПМЭФ, на который стоит обратить внимание – это предложение о внедрении нового типа инструмента – социального инфраструктурного контракта (СОИК). В его рамках инвестор (бизнес) самостоятельно и за свой счет сможет построить такой объект, ввести его в эксплуатацию и передать в собственность или управление субъекту РФ или муниципалитету. В свою очередь муниципалитет или субъект РФ должны будут компенсировать бизнесу понесенные затраты за счет налоговых льгот, а при их недостаточности – также за счет бюджетных отчислений или имущества. При этом основная цель такого партнерства для бизнеса – не получение прибыли, а улучшение качества городской среды и условий жизни людей на территориях присутствия компании. Для малых и средних городов это будет важнейшим шагом к развитию. Спрос со стороны бизнеса на такой инструмент есть.

Источник: Незыгарь

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )