25.05.2024

"Сергей Заверский для Незыгаря — о новых экономических ориентирах"

Одна из самых ярких и привлекающих внимание целей, представленных в Указе Президента о национальных целях до 2030 года и на перспективу до 2036 года – вхождение России в четвёрку стран по объему ВВП по ППС. Цель вполне себе амбициозная, а в окружении множества других представленных в Указе целей, ориентированных на повышение качества жизни людей, выглядит крупной «вишенкой на торте». Однако если разбираться детальнее, то возникают вопросы, как именно планируется этого достичь. И ключевой вопрос тут – а мы вообще какую модель экономического развития выбираем? Модель быстрого догоняющего развития, условно по типу «азиатских тигров» в свое время, или же консервативный курс на удержание позиций, более свойственный экономикам, уже достигшим высокого уровня развития? Глава Минэкономразвития, выступая в Госдуме перед своим утверждением, указал на наличие признаков перегрева экономики. О том же уже довольно давно заявляет Банк России. И это все – на фоне роста ВВП в прошлом году на 3,6%, а в I квартале этого года – на 4,6% (оценка ЦБ). ЦБ и вовсе утверждает, что траектория сбалансированного роста для нашей экономики – это 1,5-2,5% в год. С такими «сбалансированными» темпами роста, конечно, шансы обогнать Германию есть, но вот ликвидировать отставание от Японии будет уже намного сложнее. Также высока вероятность и пропустить вперед, например, Индонезию, в которой темпы роста в 5% не рассматриваются властями как чрезмерно высокие. При этом если высокая загрузка производственных мощностей воспринимается как признак перегрева, то стоит понимать, что уровень загрузки определяется не только планом производства, но и наличием этих самых мощностей. И если мы хотим достичь поставленных целей, то очень странно заниматься охлаждением экономики, стараясь снизить спрос и через это «нормализовав» загрузку мощностей. Нам сейчас куда важнее прирост инвестиций, который позволит расширить объем мощностей, заодно преодолев и физический, и моральный износ многих из имеющихся. Соответственно, необходимо задуматься над механизмами планирования и управления, которые позволят обеспечить движение вперед. Совершенно очевидно, что нынешняя конструкция, ориентированная исключительно на стабильность, подходит скорее для других условий и целей. Сейчас же нужна перестройка этой системы, и переход к ориентации на развитие. Новая система планирования и управления, очевидно, должна предусматривать и новый формат взаимодействия ключевых субъектов экономики. Нужен новый механизм взаимодействия государства и бизнеса, который предполагает разработку совместных планов действий. Не тех отраслевых стратегий, про которые часто забывают сразу после их принятия, а по-настоящему синхронизированных индикативных планов, нацеленных на достижение общих целей. Особая важность этого механизма состоит в том, что полноценное взаимодействие позволит получить понимание в каждом конкретном случае – что мы можем произвести при текущих условиях хозяйствования, и что мы сможем, если будем эти условия менять, стимулируя производство. Такой механизм, ориентированный не на ограничение спроса, а на расширение предложения, и будет основой построения экономики предложения, способной обеспечить действительное, а не мнимое, снижение инфляционного давления. Какие условия для стимулирования роста производства нужны – будет зависеть от конкретной ситуации. Очевидно, есть и общие вопросы – доступность финансирования, налоговое стимулирование, обеспечение благоприятной правовой среды, снижение административного и силового давления, формирование привлекательного климата для иностранных инвесторов и т.д. Но принципиально важно не упустить момент – если экономика пока готова расти даже при тех же запредельных процентных ставках, не стоит ожидать, что так будет вечно. Запустить же маховик роста заново будет куда сложнее.

Источник: Незыгарь

"Сергей Заверский для Незыгаря — о новых экономических ориентирах"

Одна из самых ярких и привлекающих внимание целей, представленных в Указе Президента о национальных целях до 2030 года и на перспективу до 2036 года – вхождение России в четвёрку стран по объему ВВП по ППС. Цель вполне себе амбициозная, а в окружении множества других представленных в Указе целей, ориентированных на повышение качества жизни людей, выглядит крупной «вишенкой на торте». Однако если разбираться детальнее, то возникают вопросы, как именно планируется этого достичь. И ключевой вопрос тут – а мы вообще какую модель экономического развития выбираем? Модель быстрого догоняющего развития, условно по типу «азиатских тигров» в свое время, или же консервативный курс на удержание позиций, более свойственный экономикам, уже достигшим высокого уровня развития? Глава Минэкономразвития, выступая в Госдуме перед своим утверждением, указал на наличие признаков перегрева экономики. О том же уже довольно давно заявляет Банк России. И это все – на фоне роста ВВП в прошлом году на 3,6%, а в I квартале этого года – на 4,6% (оценка ЦБ). ЦБ и вовсе утверждает, что траектория сбалансированного роста для нашей экономики – это 1,5-2,5% в год. С такими «сбалансированными» темпами роста, конечно, шансы обогнать Германию есть, но вот ликвидировать отставание от Японии будет уже намного сложнее. Также высока вероятность и пропустить вперед, например, Индонезию, в которой темпы роста в 5% не рассматриваются властями как чрезмерно высокие. При этом если высокая загрузка производственных мощностей воспринимается как признак перегрева, то стоит понимать, что уровень загрузки определяется не только планом производства, но и наличием этих самых мощностей. И если мы хотим достичь поставленных целей, то очень странно заниматься охлаждением экономики, стараясь снизить спрос и через это «нормализовав» загрузку мощностей. Нам сейчас куда важнее прирост инвестиций, который позволит расширить объем мощностей, заодно преодолев и физический, и моральный износ многих из имеющихся. Соответственно, необходимо задуматься над механизмами планирования и управления, которые позволят обеспечить движение вперед. Совершенно очевидно, что нынешняя конструкция, ориентированная исключительно на стабильность, подходит скорее для других условий и целей. Сейчас же нужна перестройка этой системы, и переход к ориентации на развитие. Новая система планирования и управления, очевидно, должна предусматривать и новый формат взаимодействия ключевых субъектов экономики. Нужен новый механизм взаимодействия государства и бизнеса, который предполагает разработку совместных планов действий. Не тех отраслевых стратегий, про которые часто забывают сразу после их принятия, а по-настоящему синхронизированных индикативных планов, нацеленных на достижение общих целей. Особая важность этого механизма состоит в том, что полноценное взаимодействие позволит получить понимание в каждом конкретном случае – что мы можем произвести при текущих условиях хозяйствования, и что мы сможем, если будем эти условия менять, стимулируя производство. Такой механизм, ориентированный не на ограничение спроса, а на расширение предложения, и будет основой построения экономики предложения, способной обеспечить действительное, а не мнимое, снижение инфляционного давления. Какие условия для стимулирования роста производства нужны – будет зависеть от конкретной ситуации. Очевидно, есть и общие вопросы – доступность финансирования, налоговое стимулирование, обеспечение благоприятной правовой среды, снижение административного и силового давления, формирование привлекательного климата для иностранных инвесторов и т.д. Но принципиально важно не упустить момент – если экономика пока готова расти даже при тех же запредельных процентных ставках, не стоит ожидать, что так будет вечно. Запустить же маховик роста заново будет куда сложнее.

Источник: Незыгарь

Читать дальше

Читайте также
Сформировать заказ ( 0 )