"Рубль почти догнал доллар в расчетах за экспорт. Что это дает России?"
Курс на уход от доллара при внешнеторговых операциях нашел зримое воплощение в обзоре Банка России. За первые 9 месяцев доля американской валюты в расчетах за российский экспорт сократилась до 34%, еще в начале года это значение составляло 52%. За то же время доля рубля почти сравнялась с долларом в нашем внешнеторговом обороте, увеличившись с 12,3% до 32,4%.
За третью позицию в популярности валют при российских экспортных расчетах сражаются стремительно наступающий юань и теряющий позиции евро. Если в начале года доля китайской валюты составляла ничтожные 0,4%, то через 9 месяцев эта цифра выросла до 14%. За тот же период расчеты в евро рухнули с 35% до 19%.
Очевидно, что дедолларизация в расчетах за экспорт вызвана санкциями США и ЕС, отключением значительной части российских банков от платежной системы SWIFT и рисками заморозки платежей в долларах или евро. Но и у валют дружественных стран есть свои недостатки: «В условиях ограниченных арбитражных возможностей и слабого взаимодействия российского рынка с международным (приобрести на зарубежных площадках доллары США и евро за рубли, юани или иные валюты дружественных стран проблематично на фоне узости рынков и опасения вторичных санкций) такие дисбалансы могут приводить к расхождению курсов иностранной валюты на российском и международном рынке и в целом к повышенной волатильности валютного курса рубля» — говорится в обзоре ЦБ. В переводе с банковского это обозначает, что ограниченная конвертируемость валют дружественных стран и закрытые для нас выходы на международные рынки капитала могут исказить курс рубля и негативно повлиять на всю национальную экономику в целом. С другой стороны, растущая доля рубля снимает существенную часть рисков заморозки экспортной выручки, платежи в нашей национальной валюте не «зависнут» в западных банках, и это преимущество с лихвой компенсирует все недостатки.
«Повышение доли расчетов за российский экспорт в рублях является одним из элементов адаптации российской экономики к санкциям, введенным со стороны США и ЕС, — объясняет аналитик института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. — Введенные санкции ограничили объемы поставок российских товаров в США и ЕС и серьезно затруднили проведение трансграничных расчетов в долларах и евро в торговле с третьими странами. В этих условиях переход на расчеты в рубли и валюты других стран позволяет осуществлять переориентацию экспорта российских товаров на новые рынки и снизить санкционные риски для участников международной торговли.
Расширение использования рубля во внешней торговле теоретически также способствует повышению финансовой стабильности, так как может снижать зависимость от курсовых колебаний и необходимость хеджирования валютных рисков. Но для этого должна изменяться вся структура трансграничных расчетов, а не только расчеты по экспорту.
В то же время Банк России в своем обзоре финансовой стабильности отмечает, что финансовые операции с нерезидентами по-прежнему проводятся преимущественно с использованием “токсичных” доллара и евро. Сложившиеся условия, когда валютная структура поступлений и платежей существенно различается (currency mismatch), могут представлять угрозу для финансовой стабильности».
Источник: АиФ