22.06.2021

"Россия теряет сотни тысяч пенсионеров по плану"

Елена Киселева – о достижении целей пенсионной реформы

Пандемия и реформы сократили социальные обязательства государства

В России сокращается число пенсионеров благодаря увеличению возраста выхода на заслуженный отдых, а также росту смертности во время пандемии COVID-19. В связи с этим Пенсионный фонд России (ПФР) экономит миллиарды рублей, что и было объявленной целью реформы с повышением пенсионного возраста. Однако обещанного роста благосостояния стариков нет, сетуют эксперты.

Росстат продолжает констатировать сокращение числа пенсионеров. По данным на конец апреля в 2021 году в стране 45,6 млн пенсионеров, а в 2020-м было 46,2 млн, в 2019-м – 46,5 млн. Основное количество пожилых людей, которые получают пенсии, – пенсионеры по старости. В 2021-м их насчитывается 35,7 млн человек, в 2020-м было 36,3 млн, а в год практического начала пенсионной реформы (2019) – 36,7 млн.

Отцы-продвигатели реформы в принципе именно это и начертали на ее знамени – сокращение числа получателей пенсии за счет более позднего выхода на нее. Если мужчины начиная с 1959 года рождения на пенсию должны были выходить в 60, то фактически выплаты им стали делать в 60,5 года, а те, кто родился, например, в 1961-м, начнут получать ее в возрасте 63 лет с 2024 года, в дальнейшем, с 2028 года все мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины вместо 55 лет – в 60.

Согласно заключению Счетной палаты о бюджете ПФР на 2021–2023 годы, среднегодовое число пенсионеров в 2021 году должно составить 42,9 млн, в 2022-м – 43 млн и в 2023-м – 42,3 млн, а получателей страховых пенсий сократиться соответственно с 39,8 млн в 2020-м до 38,5 в 2023-м.

Исходным пунктом для начала реформы была нехватка средств в Пенсионном фонде, которые поступают от работодателей, для выплат текущим пенсионерам. Накануне старта реформы летом 2018 года в правительстве рассказывали, что эффект от нее выразится в устойчивом росте собственных доходов ПФР (на 5–6% ежегодно) и соответственно снижении начиная с 2020 года трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Вице-премьер Татьяна Голикова рассчитывала, что трансферт федерального бюджета в пенсионную систему к 2030 году будет сведен к нулю – такой срок был поставлен для выхода пенсионной системы страны на самообеспечение.

По данным Счетной палаты, удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП ежегодно снижается с 8,6 в 2020-м до 7,9% – в 2023 году. При этом власти уверяли, что основной целью является повышение благосостояния пенсионеров. В проекте бюджета ПФР предусматривается повышение страховых пенсий неработающих пенсионеров в 2021 году на 6,3 %, а в 2023 году – на 5,6 %. При этом отмечалось, что рост номинальных пенсий будет в 1,4–1,7 раза выше темпов инфляции, то есть будет относительно серьезный реальный рост выплат. Однако в мае 2021-го инфляция уже достигла 6%, и выход на искомые Центробанком 4% выглядит нереальной перспективой, то есть реальный рост пенсий в лучшем случае составит доли процентов.

Эксперты отмечают, что сократить дефицит ПФР удалось, а вот вторая цель реформы – повысить благосостояние людей – далека от достижения. Сокращение количества пенсионеров ведет к бюджетной экономии, но послаблений для бизнеса, делающего отчисления в пенсионные фонды, не видно.

«Повышение пенсионного возраста было вызвано желанием снизить нагрузку на пенсионную систему, сократить дефицит Пенсионного фонда и уменьшить трансферт на покрытие этого дефицита из федерального бюджета. Пока что это успешно удается делать: в 2019 и 2020 годах бюджет ПФР был профицитным (с учетом трансфертов). Однако сокращение числа пенсионеров в результате поэтапного повышения пенсионного возраста не привело к росту благосостояния людей старшего поколения», – сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.

В России значительная часть «молодых» пенсионеров (порядка 20%) продолжают работать после наступления пенсионного возраста и получают одновременно пенсию и зарплату. Если выход на пенсию отодвигается, то люди лишаются части дохода в виде пенсии, отмечает эксперт. «При этом реальный размер пенсий (с учетом инфляции) в 2020 году был на 2,6% ниже уровня 2014 года, когда размер реальной пенсии достиг своего максимума», – говорит Киселева. Она отмечает, что в 2020 году коэффициент замещения (соотношение между пенсией и зарплатой, которое показывает, в какой мере размер пенсии компенсирует прежний трудовой доход) опустился до минимального значения за последние 10 лет. «Показатель составил 29,3%, тогда как рекомендованное Международной организацией труда (МОТ) значение – 40%», – говорит Киселева.

Кроме того, говорит эксперт, кроме повышения пенсионного возраста увеличиваются требования к числу накопленных пенсионных баллов (они зависят от размера уплаченных страховых взносов) и к минимальному стажу (в 2019 году требовалось не менее 10 лет подтвержденного трудового стажа, а к 2024 году – уже не менее 15 лет).

«Тем самым даже при достижении «повышенного» пенсионного возраста часть людей может претендовать только на социальную пенсию, а не на страховую пенсию по старости. При этом размер социальной пенсии в 1,6 раза ниже страховой (9,8 тыс. руб. против 16 тыс. в 2020 году)», – отмечает Киселева.

«Если число пенсионеров сократилось на полмиллиона – то государство начнет экономить на социальных выплатах минимум по 100 млрд руб. в год. Это очень много. Например, в ковидном 2020-м власти отчитались о господдержке бизнесу в размере 500 млрд. Но то были разовые меры. А сокращение пенсионных обязательств – постоянное. То есть появляется простор для снижения налоговой нагрузки на реальный сектор, на работающий бизнес. Увы, но о послаблениях налогоплательщикам пока никто даже не задумывается», – сказала «НГ» управляющий партнер Topline Наталья Ненашева.

Численность населения России с 2014 года находится на уровне 146 млн, то есть за 6 лет изменения в численности произошли в пределах 1 млн, за этот же период серьезно не менялись и пропорции отдельных категорий населения – численность лиц ниже трудоспособного возраста выросла на 0,7%, численность лиц в трудоспособном возрасте сократилась на 2%, а численность лиц старше трудоспособного возраста выросла на 0,9%, сказала «НГ» доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Еще до принятия закона многие эксперты определяли, что за счет повышения возраста выхода на пенсию в переходный период численность пенсионеров ежегодно будет сокращаться на 300–500 тыс., что сейчас и происходит. К этому добавляется еще и общее сокращение численности трудоспособного населения, отмечает эксперт.

По ее словам, из-за сокращения числа людей в трудоспособном возрасте сокращается предложение рабочей силы, а поскольку нет достаточно населения, выходящего на рынок труда, сокращается численность рабочих мест, компании ощущают дефицит специалистов. «Компании скорее всего должны изменить спрос на возрастной ценз работников, работающие пенсионеры будут востребованы на рынке труда», – считает Швец.

Источник: Независимая газета

"Россия теряет сотни тысяч пенсионеров по плану"
Елена Киселева – о достижении целей пенсионной реформы

Пандемия и реформы сократили социальные обязательства государства

В России сокращается число пенсионеров благодаря увеличению возраста выхода на заслуженный отдых, а также росту смертности во время пандемии COVID-19. В связи с этим Пенсионный фонд России (ПФР) экономит миллиарды рублей, что и было объявленной целью реформы с повышением пенсионного возраста. Однако обещанного роста благосостояния стариков нет, сетуют эксперты.

Росстат продолжает констатировать сокращение числа пенсионеров. По данным на конец апреля в 2021 году в стране 45,6 млн пенсионеров, а в 2020-м было 46,2 млн, в 2019-м – 46,5 млн. Основное количество пожилых людей, которые получают пенсии, – пенсионеры по старости. В 2021-м их насчитывается 35,7 млн человек, в 2020-м было 36,3 млн, а в год практического начала пенсионной реформы (2019) – 36,7 млн.

Отцы-продвигатели реформы в принципе именно это и начертали на ее знамени – сокращение числа получателей пенсии за счет более позднего выхода на нее. Если мужчины начиная с 1959 года рождения на пенсию должны были выходить в 60, то фактически выплаты им стали делать в 60,5 года, а те, кто родился, например, в 1961-м, начнут получать ее в возрасте 63 лет с 2024 года, в дальнейшем, с 2028 года все мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины вместо 55 лет – в 60.

Согласно заключению Счетной палаты о бюджете ПФР на 2021–2023 годы, среднегодовое число пенсионеров в 2021 году должно составить 42,9 млн, в 2022-м – 43 млн и в 2023-м – 42,3 млн, а получателей страховых пенсий сократиться соответственно с 39,8 млн в 2020-м до 38,5 в 2023-м.

Исходным пунктом для начала реформы была нехватка средств в Пенсионном фонде, которые поступают от работодателей, для выплат текущим пенсионерам. Накануне старта реформы летом 2018 года в правительстве рассказывали, что эффект от нее выразится в устойчивом росте собственных доходов ПФР (на 5–6% ежегодно) и соответственно снижении начиная с 2020 года трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Вице-премьер Татьяна Голикова рассчитывала, что трансферт федерального бюджета в пенсионную систему к 2030 году будет сведен к нулю – такой срок был поставлен для выхода пенсионной системы страны на самообеспечение.

По данным Счетной палаты, удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП ежегодно снижается с 8,6 в 2020-м до 7,9% – в 2023 году. При этом власти уверяли, что основной целью является повышение благосостояния пенсионеров. В проекте бюджета ПФР предусматривается повышение страховых пенсий неработающих пенсионеров в 2021 году на 6,3 %, а в 2023 году – на 5,6 %. При этом отмечалось, что рост номинальных пенсий будет в 1,4–1,7 раза выше темпов инфляции, то есть будет относительно серьезный реальный рост выплат. Однако в мае 2021-го инфляция уже достигла 6%, и выход на искомые Центробанком 4% выглядит нереальной перспективой, то есть реальный рост пенсий в лучшем случае составит доли процентов.

Эксперты отмечают, что сократить дефицит ПФР удалось, а вот вторая цель реформы – повысить благосостояние людей – далека от достижения. Сокращение количества пенсионеров ведет к бюджетной экономии, но послаблений для бизнеса, делающего отчисления в пенсионные фонды, не видно.

«Повышение пенсионного возраста было вызвано желанием снизить нагрузку на пенсионную систему, сократить дефицит Пенсионного фонда и уменьшить трансферт на покрытие этого дефицита из федерального бюджета. Пока что это успешно удается делать: в 2019 и 2020 годах бюджет ПФР был профицитным (с учетом трансфертов). Однако сокращение числа пенсионеров в результате поэтапного повышения пенсионного возраста не привело к росту благосостояния людей старшего поколения», – сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.

В России значительная часть «молодых» пенсионеров (порядка 20%) продолжают работать после наступления пенсионного возраста и получают одновременно пенсию и зарплату. Если выход на пенсию отодвигается, то люди лишаются части дохода в виде пенсии, отмечает эксперт. «При этом реальный размер пенсий (с учетом инфляции) в 2020 году был на 2,6% ниже уровня 2014 года, когда размер реальной пенсии достиг своего максимума», – говорит Киселева. Она отмечает, что в 2020 году коэффициент замещения (соотношение между пенсией и зарплатой, которое показывает, в какой мере размер пенсии компенсирует прежний трудовой доход) опустился до минимального значения за последние 10 лет. «Показатель составил 29,3%, тогда как рекомендованное Международной организацией труда (МОТ) значение – 40%», – говорит Киселева.

Кроме того, говорит эксперт, кроме повышения пенсионного возраста увеличиваются требования к числу накопленных пенсионных баллов (они зависят от размера уплаченных страховых взносов) и к минимальному стажу (в 2019 году требовалось не менее 10 лет подтвержденного трудового стажа, а к 2024 году – уже не менее 15 лет).

«Тем самым даже при достижении «повышенного» пенсионного возраста часть людей может претендовать только на социальную пенсию, а не на страховую пенсию по старости. При этом размер социальной пенсии в 1,6 раза ниже страховой (9,8 тыс. руб. против 16 тыс. в 2020 году)», – отмечает Киселева.

«Если число пенсионеров сократилось на полмиллиона – то государство начнет экономить на социальных выплатах минимум по 100 млрд руб. в год. Это очень много. Например, в ковидном 2020-м власти отчитались о господдержке бизнесу в размере 500 млрд. Но то были разовые меры. А сокращение пенсионных обязательств – постоянное. То есть появляется простор для снижения налоговой нагрузки на реальный сектор, на работающий бизнес. Увы, но о послаблениях налогоплательщикам пока никто даже не задумывается», – сказала «НГ» управляющий партнер Topline Наталья Ненашева.

Численность населения России с 2014 года находится на уровне 146 млн, то есть за 6 лет изменения в численности произошли в пределах 1 млн, за этот же период серьезно не менялись и пропорции отдельных категорий населения – численность лиц ниже трудоспособного возраста выросла на 0,7%, численность лиц в трудоспособном возрасте сократилась на 2%, а численность лиц старше трудоспособного возраста выросла на 0,9%, сказала «НГ» доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Еще до принятия закона многие эксперты определяли, что за счет повышения возраста выхода на пенсию в переходный период численность пенсионеров ежегодно будет сокращаться на 300–500 тыс., что сейчас и происходит. К этому добавляется еще и общее сокращение численности трудоспособного населения, отмечает эксперт.

По ее словам, из-за сокращения числа людей в трудоспособном возрасте сокращается предложение рабочей силы, а поскольку нет достаточно населения, выходящего на рынок труда, сокращается численность рабочих мест, компании ощущают дефицит специалистов. «Компании скорее всего должны изменить спрос на возрастной ценз работников, работающие пенсионеры будут востребованы на рынке труда», – считает Швец.

Источник: Независимая газета

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )