«Россия может избежать рецессии, но не экономического тупика»
Россия может избежать рецессии, но не экономического тупика
Эффект от нацпроектов в условиях жесткого бюджетного правила будет ограниченным
В Минэкономразвития уверяют, что страна избежит рецессии и негативные факторы станут позитивными. Один из главных негативных факторов сейчас – «слабый спрос». Новыми драйверами роста в идеале должны стать нацпроекты. Но их эффект может быть ограниченным. По данным Минфина, за 2019–2021 годы в ходе реализации нацпроектов из федерального бюджета будет вложено в экономику примерно в полтора раза меньше средств, чем власти «изымут» из экономики в рамках бюджетного правила. Эксперты называют текущую ситуацию тупиком.
В правительстве пока не будут пересматривать прогноз экономического роста на этот год. С таким заявлением выступил во вторник глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Действующий прогноз предполагает, что ВВП РФ по итогам 2019-го вырастет на 1,3%. Затем рост ускорится.
Итоги первого квартала, которые заставили некоторых экономистов задуматься о рисках наступления рецессии (см. «НГ» от 20.05.19), Орешкин назвал ожидаемыми. «Первый квартал – это предварительные данные, они могут измениться... Мы и ожидали слабую динамику в первом квартале... С точки зрения объема ВВП первый квартал – самый маленький», – пояснил министр.
По объяснениям Орешкина, причина произошедшего в первом квартале замедления – слабость спроса. «Причем она связана и с налогово-бюджетными факторами (повышение налога на добавленную стоимость и смещение расходов вправо внутри года), и с кредитованием, с его изменением, – сказал министр. – Мы столкнулись с тем, что замедлилось и корпоративное кредитование, и ипотечное кредитование». Орешкин дал понять, что существенный «вклад» в замедление вносит Центробанк, повышающий и удерживающий ставку.
Орешкин не согласился с тезисом о высокой вероятности наступления в этом году технической рецессии – снижения ВВП, очищенного от сезонности, в течение двух кварталов подряд. «Нет. Я считаю, что по тому же налогово-бюджетному фактору, который сыграл важную негативную роль в первом квартале, он в остальную часть года будет, наоборот, в другую сторону действовать», – цитирует министра агентство «Финмаркет».
Возможно, власти рассчитывают на адаптацию экономики к новым, более жестким условиям с повышенными налогами, дорогими кредитами и масштабными изъятиями в рамках бюджетного правила. Помимо этого власти надеются на позитивный эффект от реализации нацпроектов. «Начало реализации национальных проектов является дополнительным источником роста», – сообщил ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Они помогут достичь поставленных президентом целей, уверяют в правительстве.
Такие ожидания можно было бы назвать оправданными, если бы не одно «но». Те же самые финансовые власти, которые ждут позитивного влияния нацпроектов на экономический рост, будут выжимать из экономики значительно больше средств, чем затем точечно вложат в нее в ходе реализации нацпроектов. Показательно сопоставление запланированных в федеральном бюджете расходов на нацпроекты с объемом средств, которые в рамках бюджетного правила потратят на покупку валюты для пополнения резервов.
Судя по Основным направлениям бюджетной политики на 2019–2021 годы, в течение трехлетки на покупку валюты будет потрачено около 8,8 трлн руб. Одновременно с этим на все нацпроекты за три года будет израсходовано около 5,6 трлн руб., почти в 1,6 раза меньше. За отдельно взятый 2019 год финансовые власти «изымут» из экономики вдвое больше (около 3,4 трлн руб.), чем направят на нацпроекты, – примерно 1,7 трлн руб.
Как сообщил вчера «НГ» замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, по оценкам, потенциальный вклад нацпроектов в ускорение экономической динамики достигает 0,6 процентных пункта. «То есть если экономическая инерция оценивается в 1,5%, то за счет реализации нацпроектов можно рассчитывать на 2,1%, – отметил эксперт. – Однако в текущем году эффект будет значительно ниже, потому что наиболее масштабные проекты, обеспечивающие наибольший вклад в формирование ВВП, пока не финансируются в полной мере из-за недостаточной проработанности».
«Пока пик финансирования по нацпроектам приходится на 2021 год, когда и можно ожидать значимого эффекта. В то же время цифры потенциального вклада проектов в ВВП свидетельствуют, что только этого фактора будет недостаточно для формирования приемлемых, а главное, устойчивых темпов роста», – предупреждает Широв.
Россия, по словам эксперта, попала в «макроэкономический тупик». «Увеличение налога на добавленную стоимость, слабый курс рубля, стагнация реальных доходов, ограничения на дальнейший рост кредитования населения, отсутствие значимого улучшения внешнеэкономической конъюнктуры сформировали серьезные ограничения для расширения спроса... Сохраняется жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика, – сказал Широв. – С одной стороны, достигнуты все показатели макрофинансовой стабилизации: относительно низкая инфляция, стабильный курс, бездефицитный бюджет. С другой – никаких реальных признаков оживления экономики нет».
Парадокс в том, что сейчас нефтяные цены колеблются в том же диапазоне, что и, допустим, в 2005–2007 годах. Однако российская экономика вовсе не растет теми же темпами, как в тот период, – примерно на 6–8% в год. «Бюджетное правило ограничивает рост расходов бюджета и укрепление курса рубля», – пояснил Широв. Возможности бизнеса инвестировать тоже ограничены.
«Российская экономика резко выделяется среди остальных ведущих экономик по сочетанию жесткой бюджетной и одновременно денежно-кредитной политики, – считает ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. – То есть у нас профицит бюджета сочетается с сохранением высоких реальных процентных ставок. А это два фактора, которые в той или иной степени, но играют против ускорения темпов роста экономики».
«Для перехода экономики к состоянию технической рецессии требуется ряд дополнительных негативных факторов в виде ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры либо дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики», – сказал Широв. По его оценкам, пока значительно выше риски установления по итогам 2019 года темпов роста ВВП РФ ниже 1%.
К слову, о негативных факторах. Как сообщила во вторник Организация экономического сотрудничества и развития, в 2019 году рост мировой экономики замедлится. Если в 2018-м он был 3,5%, то в 2019 году он составит, по обновленному – ухудшенному – прогнозу, 3,2%.
Источник: Независимая газета