14.09.2022

"Регионы устроили себе тучный год"

Вера Кононова – о том, что возможности распоряжения средствами на региональном уровне остаются крайне ограниченными, и «большинство регионов продолжает консервативную бюджетную политику»

Консолидированные бюджеты регионов обросли «жирком», показав по итогам января–августа профицит примерно в 11 раз больше, чем у федерального бюджета. Именно федеральный бюджет, по экспертным оценкам, взял на себя основное бремя по купированию кризиса. Огромный профицит в регионах может свидетельствовать не только об их устойчивости, но и о том, что увеличение расходов на местах на самом деле пока не носило фронтального характера. В Институте Гайдара и РАНХиГС указали на смещение приоритетов в бюджетной политике регионов в пользу расходов на экономику. Но государственных денег инвестируется как раз недостаточно, ведь если бы они действительно активно тратились на экономическое развитие, то и рекордного «жирка» не наблюдалось бы. Недаром федеральный Центр уже открыто называет фобией опасения регионов по поводу их финансовой обеспеченности.

Новые расходные обязательства бюджета нужно принимать аккуратно, исходя из возможностей, а не иллюзий и нереалистичных предпосылок. К этому призвал в среду на совещании, посвященном проекту федерального бюджета на следующую трехлетку, премьер Михаил Мишустин. Он рассказал о пользе именно осторожного расширения бюджетного стимулирования и о том, что каждый рубль должен расходоваться максимально эффективно.

Другими словами, деньги, как можно судить, будут выделяться из казны ограниченными порциями. На этом фоне основным получателям бюджетных средств, видимо, предстоит умерить запросы и перебороть опасения. Например, это может касаться регионов.

По итогам января–августа федеральный бюджет РФ пока исполняется с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. Как следует из данных Минфина, он составил около 137 млрд руб. Однако если проанализировать разбивку по месяцам, тогда выяснится, что федеральный бюджет третий месяц подряд уходит в минус. В июне дефицит составлял около 122 млрд руб., в июле – аномальные, по оценкам экспертов, 1 трлн руб., после чего в августе дефицит снизился до 344 млрд руб., сообщали аналитики с опорой на данные Минфина.

«Мы считаем, что именно гигантский дефицит июля сыграл основную роль в наметившейся стабилизации экономики, – комментирует эти данные аналитический Telegram-канал MMI, автором которого выступает экономист банка «ЦентроКредит» Евгений Суворов. – Без бюджетной поддержки неизбежно начнется вторая волна обвала экономики».

Одновременно с этим консолидированные бюджеты регионов по состоянию на начало сентября были исполнены с профицитом в размере 1,5 трлн руб., следует из данных, которые приводят представители Минфина. 75 субъектов РФ закончили семь месяцев текущего года с профицитом консолидированного бюджета, уточнили, в свою очередь, эксперты Института Гайдара и РАНХиГС в новом выпуске Мониторинга экономической ситуации в России. Указали они и на явную смену приоритетов в бюджетной политике регионов.

«По итогам первых семи месяцев 2022 года рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ опережал рост бюджетных расходов и уровень инфляции, что говорит о сохранении достаточного уровня финансовой устойчивости регионов», – сообщается в мониторинге. При этом в структуре трат финансирование национальной экономики вытесняет некоторые другие расходы.

В частности, как отмечается в мониторинге, «если сравнивать структуру расходов консолидированных бюджетов регионов по итогам семи месяцев за период 2013–2022 годов, то стоит отметить, что в текущем году доля целого ряда расходов (на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, дошкольное образование, культуру и кинематографию, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, средства массовой информации, а также на обслуживание государственного и муниципального долга) имела минимальные значения».

Одновременно с этим «доля других расходов – национальная экономика, включая дорожное хозяйство, ЖКХ, охрана окружающей среды, физическая культура и спорт, – напротив, достигла своих максимальных значений», указано в мониторинге.

Но, видимо, государственных денег инвестируется в экономическое развитие все равно недостаточно – недаром бюджеты при заметной смене приоритетов обрастают «жирком».

Например, как пояснил «НГ» директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, можно привести несколько гипотез относительно того, почему федеральный бюджет сейчас себя чувствует как будто хуже консолидированных бюджетов регионов.
Ключевая гипотеза, по его словам, состоит в том, что основное бремя купирования кризисных явлений взял на себя именно федеральный бюджет. Но есть и другие объяснения – «среди прочего это означает, что индексация расходов пока не носит фронтального характера», уточнил экономист.

«Сам факт накопления достаточно крупного суммарного профицита указывает на то, что изъятия средств из экономики (в виде налогов и иных аналогичных им платежей) существенно превышают объем вливаний в экономику, – отметила замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова. – По сути, в текущей ситуации, когда потребности экономики в инвестициях и создании стимулов для бизнеса очень высоки, этот профицит (а в ряде регионов он связан не только с ростом текущих поступлений, но и с накопленными остатками прошлых лет) мог бы стать важным подспорьем для восстановления экономического роста». Однако пока что такие возможности в полной мере не используются.

По ее словам, возможности распоряжения средствами на региональном уровне остаются крайне ограниченными, и «большинство регионов продолжает консервативную бюджетную политику».

Исполнение бюджетов на федеральном и региональном уровнях происходит в течение финансового года крайне неравномерно, продолжила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Алла Чалова. «Динамика исполнения бюджетных расходов на федеральном и региональных уровнях существенно различается: около 65% и 50% соответственно. И 36 субъектов Федерации, или 42% от общего их числа, исполнили свои расходы на уровне ниже 50%», – сообщила эксперт.

Вот и объяснение, откуда различия в размерах профицита. «Регионы придерживают исполнение своих расходов как по объективным причинам – это неготовность первичной документации для проведения кассовых расходов казначейством, так и по субъективным – это ожидания ухудшения экономической конъюнктуры к концу года и нехватка источников доходов для финансирования расходных обязательств», – говорит Чалова.

Так что субъекты Федерации, похоже, решили устроить себе искусственно тучный год в условиях доведенной до предела экономической неопределенности. Недаром федеральный Центр уже открыто называет опасения на местах «фобией».

«Всем всегда не хватает денег. Недостаток ресурсов – это их (регионов. – «НГ») главная фобия. Сейчас появилась еще одна фобия – сложность прогнозирования из-за неопределенности экономической ситуации», – рассказал в интервью РБК первый замминистра финансов Леонид Горнин.

«Тем не менее регионам есть чего бояться, – парирует в своем Telegram-канале Институт экономики роста им. Столыпина. – Каждую льготу, которая предоставляется бизнесу, необходимо согласовывать с федеральным Минфином, так как, если не согласовать, можно лишиться компенсации выпадающих доходов. Поэтому так медленно работает механизм инвестиционного налогового вычета».

Да и средства бюджета на развитие также сложно потратить, уверяют эксперты института. Если социальные расходы, по их уточнению, обосновать можно, то с проектами развития надо так все просчитать, чтобы в перспективе они давали превышение налогов над их выпадением. «А как с постоянной волатильностью что-то просчитать?» – задаются вопросом эксперты.

И это при том, что, как пояснил «НГ» исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко, «в экономику для развития надо вложить несколько триллионов рублей, часть из этих средств должна идти по линии региональных институтов развития».

«Официально размер трансферов не публикуется, но, судя по косвенным данным, была неплохая докапитализация бюджетов, – сообщил он. – Например, докапитализировали региональные фонды развития промышленности, предоставляются инфраструктурные бюджетные кредиты».

Между тем сейчас мы обсуждаем итоги первой половины года, а дальнейшее наполнение бюджетов зависит от того, «как быстро будут идти процессы трансформации, создания новых производств, перенаправления сырья на другие рынки». Так что Минфин, по словам Свириденко, будет действовать «ситуативно».

Источник: Независимая газета

"Регионы устроили себе тучный год"
Вера Кононова – о том, что возможности распоряжения средствами на региональном уровне остаются крайне ограниченными, и «большинство регионов продолжает консервативную бюджетную политику»

Консолидированные бюджеты регионов обросли «жирком», показав по итогам января–августа профицит примерно в 11 раз больше, чем у федерального бюджета. Именно федеральный бюджет, по экспертным оценкам, взял на себя основное бремя по купированию кризиса. Огромный профицит в регионах может свидетельствовать не только об их устойчивости, но и о том, что увеличение расходов на местах на самом деле пока не носило фронтального характера. В Институте Гайдара и РАНХиГС указали на смещение приоритетов в бюджетной политике регионов в пользу расходов на экономику. Но государственных денег инвестируется как раз недостаточно, ведь если бы они действительно активно тратились на экономическое развитие, то и рекордного «жирка» не наблюдалось бы. Недаром федеральный Центр уже открыто называет фобией опасения регионов по поводу их финансовой обеспеченности.

Новые расходные обязательства бюджета нужно принимать аккуратно, исходя из возможностей, а не иллюзий и нереалистичных предпосылок. К этому призвал в среду на совещании, посвященном проекту федерального бюджета на следующую трехлетку, премьер Михаил Мишустин. Он рассказал о пользе именно осторожного расширения бюджетного стимулирования и о том, что каждый рубль должен расходоваться максимально эффективно.

Другими словами, деньги, как можно судить, будут выделяться из казны ограниченными порциями. На этом фоне основным получателям бюджетных средств, видимо, предстоит умерить запросы и перебороть опасения. Например, это может касаться регионов.

По итогам января–августа федеральный бюджет РФ пока исполняется с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. Как следует из данных Минфина, он составил около 137 млрд руб. Однако если проанализировать разбивку по месяцам, тогда выяснится, что федеральный бюджет третий месяц подряд уходит в минус. В июне дефицит составлял около 122 млрд руб., в июле – аномальные, по оценкам экспертов, 1 трлн руб., после чего в августе дефицит снизился до 344 млрд руб., сообщали аналитики с опорой на данные Минфина.

«Мы считаем, что именно гигантский дефицит июля сыграл основную роль в наметившейся стабилизации экономики, – комментирует эти данные аналитический Telegram-канал MMI, автором которого выступает экономист банка «ЦентроКредит» Евгений Суворов. – Без бюджетной поддержки неизбежно начнется вторая волна обвала экономики».

Одновременно с этим консолидированные бюджеты регионов по состоянию на начало сентября были исполнены с профицитом в размере 1,5 трлн руб., следует из данных, которые приводят представители Минфина. 75 субъектов РФ закончили семь месяцев текущего года с профицитом консолидированного бюджета, уточнили, в свою очередь, эксперты Института Гайдара и РАНХиГС в новом выпуске Мониторинга экономической ситуации в России. Указали они и на явную смену приоритетов в бюджетной политике регионов.

«По итогам первых семи месяцев 2022 года рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ опережал рост бюджетных расходов и уровень инфляции, что говорит о сохранении достаточного уровня финансовой устойчивости регионов», – сообщается в мониторинге. При этом в структуре трат финансирование национальной экономики вытесняет некоторые другие расходы.

В частности, как отмечается в мониторинге, «если сравнивать структуру расходов консолидированных бюджетов регионов по итогам семи месяцев за период 2013–2022 годов, то стоит отметить, что в текущем году доля целого ряда расходов (на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, дошкольное образование, культуру и кинематографию, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, средства массовой информации, а также на обслуживание государственного и муниципального долга) имела минимальные значения».

Одновременно с этим «доля других расходов – национальная экономика, включая дорожное хозяйство, ЖКХ, охрана окружающей среды, физическая культура и спорт, – напротив, достигла своих максимальных значений», указано в мониторинге.

Но, видимо, государственных денег инвестируется в экономическое развитие все равно недостаточно – недаром бюджеты при заметной смене приоритетов обрастают «жирком».

Например, как пояснил «НГ» директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, можно привести несколько гипотез относительно того, почему федеральный бюджет сейчас себя чувствует как будто хуже консолидированных бюджетов регионов.
Ключевая гипотеза, по его словам, состоит в том, что основное бремя купирования кризисных явлений взял на себя именно федеральный бюджет. Но есть и другие объяснения – «среди прочего это означает, что индексация расходов пока не носит фронтального характера», уточнил экономист.

«Сам факт накопления достаточно крупного суммарного профицита указывает на то, что изъятия средств из экономики (в виде налогов и иных аналогичных им платежей) существенно превышают объем вливаний в экономику, – отметила замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова. – По сути, в текущей ситуации, когда потребности экономики в инвестициях и создании стимулов для бизнеса очень высоки, этот профицит (а в ряде регионов он связан не только с ростом текущих поступлений, но и с накопленными остатками прошлых лет) мог бы стать важным подспорьем для восстановления экономического роста». Однако пока что такие возможности в полной мере не используются.

По ее словам, возможности распоряжения средствами на региональном уровне остаются крайне ограниченными, и «большинство регионов продолжает консервативную бюджетную политику».

Исполнение бюджетов на федеральном и региональном уровнях происходит в течение финансового года крайне неравномерно, продолжила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Алла Чалова. «Динамика исполнения бюджетных расходов на федеральном и региональных уровнях существенно различается: около 65% и 50% соответственно. И 36 субъектов Федерации, или 42% от общего их числа, исполнили свои расходы на уровне ниже 50%», – сообщила эксперт.

Вот и объяснение, откуда различия в размерах профицита. «Регионы придерживают исполнение своих расходов как по объективным причинам – это неготовность первичной документации для проведения кассовых расходов казначейством, так и по субъективным – это ожидания ухудшения экономической конъюнктуры к концу года и нехватка источников доходов для финансирования расходных обязательств», – говорит Чалова.

Так что субъекты Федерации, похоже, решили устроить себе искусственно тучный год в условиях доведенной до предела экономической неопределенности. Недаром федеральный Центр уже открыто называет опасения на местах «фобией».

«Всем всегда не хватает денег. Недостаток ресурсов – это их (регионов. – «НГ») главная фобия. Сейчас появилась еще одна фобия – сложность прогнозирования из-за неопределенности экономической ситуации», – рассказал в интервью РБК первый замминистра финансов Леонид Горнин.

«Тем не менее регионам есть чего бояться, – парирует в своем Telegram-канале Институт экономики роста им. Столыпина. – Каждую льготу, которая предоставляется бизнесу, необходимо согласовывать с федеральным Минфином, так как, если не согласовать, можно лишиться компенсации выпадающих доходов. Поэтому так медленно работает механизм инвестиционного налогового вычета».

Да и средства бюджета на развитие также сложно потратить, уверяют эксперты института. Если социальные расходы, по их уточнению, обосновать можно, то с проектами развития надо так все просчитать, чтобы в перспективе они давали превышение налогов над их выпадением. «А как с постоянной волатильностью что-то просчитать?» – задаются вопросом эксперты.

И это при том, что, как пояснил «НГ» исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко, «в экономику для развития надо вложить несколько триллионов рублей, часть из этих средств должна идти по линии региональных институтов развития».

«Официально размер трансферов не публикуется, но, судя по косвенным данным, была неплохая докапитализация бюджетов, – сообщил он. – Например, докапитализировали региональные фонды развития промышленности, предоставляются инфраструктурные бюджетные кредиты».

Между тем сейчас мы обсуждаем итоги первой половины года, а дальнейшее наполнение бюджетов зависит от того, «как быстро будут идти процессы трансформации, создания новых производств, перенаправления сырья на другие рынки». Так что Минфин, по словам Свириденко, будет действовать «ситуативно».

Источник: Независимая газета

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )