08.02.2023

"Расход – дело тонкое"

Вера Кононова в интервью для АиФ — о том, как дефицитный федеральный бюджет отразится на наших карманах

С 5 февраля вступили в силу европейское эмбарго и потолок цен на нефтепродукты из РФ, от экспорта которых в спокойном 2021 г. Россия получила более 70 млрд долл.

Сильно санкции потрепали наш бюджет? Что будет с пенсиями, пособиями, рублем и ростом цен? Рассказывает замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова.

– В 2023 г. Россия вернулась к дефицитному бюджету. Не пострадают ли в результате получатели пособий, пенсионеры, бюджетники?

– Дефицит, который ожидается в федеральном бюджете в этом году (3,27 трлн руб., или около 2% ожидаемого ВВП), – это совсем не тот объем, который мог бы угрожать перебоями в выплатах социальных обязательств. Например, в 2020 г. дефицит был существенно выше – 4,1 трлн руб., или 3,8% ВВП, и это сопровождалось даже ростом социальных выплат.

– Много обязательств висит и на региональных бюджетах. Как там дела обстоят?

– Большинство из них в последние годы находится в довольно сложном положении: доходная часть не успевает за растущими обязательствами –

прежде всего социальными. Регионы, за редким исключением, все больше и больше зависят от трансфертов из федерального бюджета и бюджетных кредитов.

– Но федеральный бюджет не бездонный, тем более что главный его донор – нефтегазовая индустрия – основательно обложен санкциями.

– Зависимость от экспорта энергоносителей действительно высокая. По итогам 2022 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета были 11,6 трлн руб. (41,6% суммарных доходов). План на 2023 г. не столь оптимистичен: ожидаемые нефтегазовые поступления – 8,9 трлн руб. И конечно, есть риски снижения доходов на фоне санкционных ограничений.В этих условиях многое будет зависеть от того, как будут развиваться внутренние производства: нефте- и газохимия, металлы, древесина и т. д.

И тут нужны инвестиции – как частные, так и государственные.

НЕ ТАК СТРАШЕН ДОЛГ

– Не станет ли бюджетный дефицит помехой госинвестициям?

– В кризисные периоды дефицит госбюджета желателен и даже необходим. Смысл бюджетной политики как раз и состоит в том, чтобы в периоды спада обеспечивать "перезапуск" роста экономики. Поясню. Когда население и компании сталкиваются со снижением доходов и вынуждены ограничивать свои расходы, задача государства – идти наперекор этой тенденции, наращивая расходы и дефицит своего бюджета, чтобы поддержать спрос.

– В других странах такая же бюджетная политика?

– Конечно.По данным МВФ, в последние годы дефицит в бюджетной системе Германии ежегодно составляет 3-4% ВВП, Китая – 6-10%,

Индии – 7-13%, США – 4-15%. При профиците из экономики изымается больше денег в виде налогов, чем возвращается в нее в виде государственных расходов, такая бюджетная политика сдерживает рост ВВП. Сейчас наша экономика особенно нуждается в стимулах к развитию, и профицит бюджета ей просто противопоказан.

– Но в любом случае бюджетный дефицит нужно как-то закрывать.

– Основными источниками покрытия будут внутренние заимствования через выпуск гособлигаций. А поскольку участие иностранных инвесторов на российском фондовом рынке сейчас ограничено, основными покупателями этих гособлигаций будут отечественные банки, инвесткомпании и иные структуры.

– Влезаем в долги? – Да, но тут важен размер. По итогам 2023 г. планируется увеличение госдолга РФ до 25,4 трлн руб. с 23,4 трлн руб. на конец 2022 г. При этом наш долг будет соответствовать 16,9% ожидаемого ВВП, что значительно ниже долговой нагрузки многих стран мира. По данным МВФ, государственный долг Германии в 2022 г. составлял 68% ВВП, Китая – 77%, Франции – 113%, Японии – 261%.

– А почему бы не распечатать заначку Фонда национального благосостояния?

– Средства ФНБ могут быть задействованы для покрытия дефицита федерального бюджета, однако сейчас Минфин не называет этот источник основным. Это связано с тем, что в ближайшие годы планируется более активно использовать средства ФНБ на реализацию самоокупаемых инфраструктурных проектов – строительство новых автомагистралей, модернизацию железных дорог, развитие инфраструктуры ЖКХ, связи и др. В результате, как ожидается, в конце 2023 г. объем средств в ФНБ составит 7,2 трлн руб. (по сравнению с 10,4 трлн руб. в начале года).

РУБЛЬ ПОД УГРОЗОЙ

– В бюджет-2023 заложен курс 68,3 руб. за доллар, но уже сейчас это 70 руб. Переоценили его "крепкость"?

– На снижение курса рубля влияют восстановление импорт ных поставок (это повышает спрос на валюту) и снижение стоимости экспорта (ограничивает приток валюты в страну). Но это неплохо. Слишком высокий курс рубля приносит потери и бюджету, и всей экономике в целом. В прошлом году глава Минфина Антон Силуанов оценивал, что увеличение курса на 1 руб. за доллар приводит к потерям бюджетных доходов минимум на 130-150 млрд руб.

– Но слабый рубль поможет разогнаться инфляции, а по итогам 2023 г. нам обещают рост цен в пределах до 5-7%. Уложимся в заданные рамки?

– Сейчас наиболее важен не сам уровень инфляции, который в итоге сложится в экономике, а то, какой ценой снижение будет достигнуто. К сожалению, применяемые в нашей стране методы снижения инфляции за счет ограничения кредитования имеют серьезнейший побочный эффект – недоступность финансирования для бизнеса, для промышленности. В то же время низкие кредитные ставки помогут развитию бизнеса, что приведет к расширению предложения российских товаров и услуг на рынках – а это само по себе является естественным механизмом сдерживания роста цен.

– В МВФ высоко оценивают нашу финансовую политику, даже спрогнозировали на текущий год рост ВВП в 0,3%.

– Если российская экономика сумеет справиться с дефицитом финансовых ресурсов и нарастить инвестиционную активность, то она сможет показать и более высокие темпы роста, чем сейчас ожидает МВФ. Стоит вспомнить начало 2000-х годов, когда, несмотря на двузначные темпы инфляции (10-12% в год), реальный ВВП России ежегодно увеличивался на 6-8%, темпы роста инвестиций достигали 16-17%, а реальные располагаемые доходы населения росли на 10-15%.

ГОСДОЛГ РФ БУДЕТ СООТВЕТСТВОВАТЬ 16,9% ОЖИДАЕМОГО ВВП, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНО НИЖЕ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ МНОГИХ СТРАН МИРА. ТАК, ГОСДОЛГ ГЕРМАНИИ В 2022 Г. СОСТАВЛЯЛ 68% ВВП, КИТАЯ – 77%, ФРАНЦИИ – 113%, ЯПОНИИ – 261%.

Источник: АиФ

"Расход – дело тонкое"
Вера Кононова в интервью для АиФ — о том, как дефицитный федеральный бюджет отразится на наших карманах

С 5 февраля вступили в силу европейское эмбарго и потолок цен на нефтепродукты из РФ, от экспорта которых в спокойном 2021 г. Россия получила более 70 млрд долл.

Сильно санкции потрепали наш бюджет? Что будет с пенсиями, пособиями, рублем и ростом цен? Рассказывает замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова.

– В 2023 г. Россия вернулась к дефицитному бюджету. Не пострадают ли в результате получатели пособий, пенсионеры, бюджетники?

– Дефицит, который ожидается в федеральном бюджете в этом году (3,27 трлн руб., или около 2% ожидаемого ВВП), – это совсем не тот объем, который мог бы угрожать перебоями в выплатах социальных обязательств. Например, в 2020 г. дефицит был существенно выше – 4,1 трлн руб., или 3,8% ВВП, и это сопровождалось даже ростом социальных выплат.

– Много обязательств висит и на региональных бюджетах. Как там дела обстоят?

– Большинство из них в последние годы находится в довольно сложном положении: доходная часть не успевает за растущими обязательствами –

прежде всего социальными. Регионы, за редким исключением, все больше и больше зависят от трансфертов из федерального бюджета и бюджетных кредитов.

– Но федеральный бюджет не бездонный, тем более что главный его донор – нефтегазовая индустрия – основательно обложен санкциями.

– Зависимость от экспорта энергоносителей действительно высокая. По итогам 2022 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета были 11,6 трлн руб. (41,6% суммарных доходов). План на 2023 г. не столь оптимистичен: ожидаемые нефтегазовые поступления – 8,9 трлн руб. И конечно, есть риски снижения доходов на фоне санкционных ограничений.В этих условиях многое будет зависеть от того, как будут развиваться внутренние производства: нефте- и газохимия, металлы, древесина и т. д.

И тут нужны инвестиции – как частные, так и государственные.

НЕ ТАК СТРАШЕН ДОЛГ

– Не станет ли бюджетный дефицит помехой госинвестициям?

– В кризисные периоды дефицит госбюджета желателен и даже необходим. Смысл бюджетной политики как раз и состоит в том, чтобы в периоды спада обеспечивать "перезапуск" роста экономики. Поясню. Когда население и компании сталкиваются со снижением доходов и вынуждены ограничивать свои расходы, задача государства – идти наперекор этой тенденции, наращивая расходы и дефицит своего бюджета, чтобы поддержать спрос.

– В других странах такая же бюджетная политика?

– Конечно.По данным МВФ, в последние годы дефицит в бюджетной системе Германии ежегодно составляет 3-4% ВВП, Китая – 6-10%,

Индии – 7-13%, США – 4-15%. При профиците из экономики изымается больше денег в виде налогов, чем возвращается в нее в виде государственных расходов, такая бюджетная политика сдерживает рост ВВП. Сейчас наша экономика особенно нуждается в стимулах к развитию, и профицит бюджета ей просто противопоказан.

– Но в любом случае бюджетный дефицит нужно как-то закрывать.

– Основными источниками покрытия будут внутренние заимствования через выпуск гособлигаций. А поскольку участие иностранных инвесторов на российском фондовом рынке сейчас ограничено, основными покупателями этих гособлигаций будут отечественные банки, инвесткомпании и иные структуры.

– Влезаем в долги? – Да, но тут важен размер. По итогам 2023 г. планируется увеличение госдолга РФ до 25,4 трлн руб. с 23,4 трлн руб. на конец 2022 г. При этом наш долг будет соответствовать 16,9% ожидаемого ВВП, что значительно ниже долговой нагрузки многих стран мира. По данным МВФ, государственный долг Германии в 2022 г. составлял 68% ВВП, Китая – 77%, Франции – 113%, Японии – 261%.

– А почему бы не распечатать заначку Фонда национального благосостояния?

– Средства ФНБ могут быть задействованы для покрытия дефицита федерального бюджета, однако сейчас Минфин не называет этот источник основным. Это связано с тем, что в ближайшие годы планируется более активно использовать средства ФНБ на реализацию самоокупаемых инфраструктурных проектов – строительство новых автомагистралей, модернизацию железных дорог, развитие инфраструктуры ЖКХ, связи и др. В результате, как ожидается, в конце 2023 г. объем средств в ФНБ составит 7,2 трлн руб. (по сравнению с 10,4 трлн руб. в начале года).

РУБЛЬ ПОД УГРОЗОЙ

– В бюджет-2023 заложен курс 68,3 руб. за доллар, но уже сейчас это 70 руб. Переоценили его "крепкость"?

– На снижение курса рубля влияют восстановление импорт ных поставок (это повышает спрос на валюту) и снижение стоимости экспорта (ограничивает приток валюты в страну). Но это неплохо. Слишком высокий курс рубля приносит потери и бюджету, и всей экономике в целом. В прошлом году глава Минфина Антон Силуанов оценивал, что увеличение курса на 1 руб. за доллар приводит к потерям бюджетных доходов минимум на 130-150 млрд руб.

– Но слабый рубль поможет разогнаться инфляции, а по итогам 2023 г. нам обещают рост цен в пределах до 5-7%. Уложимся в заданные рамки?

– Сейчас наиболее важен не сам уровень инфляции, который в итоге сложится в экономике, а то, какой ценой снижение будет достигнуто. К сожалению, применяемые в нашей стране методы снижения инфляции за счет ограничения кредитования имеют серьезнейший побочный эффект – недоступность финансирования для бизнеса, для промышленности. В то же время низкие кредитные ставки помогут развитию бизнеса, что приведет к расширению предложения российских товаров и услуг на рынках – а это само по себе является естественным механизмом сдерживания роста цен.

– В МВФ высоко оценивают нашу финансовую политику, даже спрогнозировали на текущий год рост ВВП в 0,3%.

– Если российская экономика сумеет справиться с дефицитом финансовых ресурсов и нарастить инвестиционную активность, то она сможет показать и более высокие темпы роста, чем сейчас ожидает МВФ. Стоит вспомнить начало 2000-х годов, когда, несмотря на двузначные темпы инфляции (10-12% в год), реальный ВВП России ежегодно увеличивался на 6-8%, темпы роста инвестиций достигали 16-17%, а реальные располагаемые доходы населения росли на 10-15%.

ГОСДОЛГ РФ БУДЕТ СООТВЕТСТВОВАТЬ 16,9% ОЖИДАЕМОГО ВВП, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНО НИЖЕ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ МНОГИХ СТРАН МИРА. ТАК, ГОСДОЛГ ГЕРМАНИИ В 2022 Г. СОСТАВЛЯЛ 68% ВВП, КИТАЯ – 77%, ФРАНЦИИ – 113%, ЯПОНИИ – 261%.

Источник: АиФ

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )