"Предпенсионный кризис: перспективы безработных на досрочный заслуженный отдых"
Коронавирус COVID-19 убивает не только людей, но рабочие места в экономике. Результат – резкое увеличение нагрузки на рынок труда. Наиболее пострадавшими в этой ситуации считаются пожилые люди. В кризисы они первыми теряют работу и имеют мало шансов найти новую, когда экономика начинает восстанавливаться. Станет ли решением проблемы возвращение, хотя бы на время, советского возраста выхода на заслуженный отдых – разбирался «Профиль».
Задняя передача
В России с начала года зафиксирован более чем двукратный рост безработицы. Если в январе на биржах труда были зарегистрированы более 700 тысяч человек, то в середине мая их насчитали почти 1,7 млн. И «дно» кризиса еще не достигнуто – глава Минтруда Антон Котяков исходит из того, что к концу июня этот показатель увеличится до 2,5 млн.
Впрочем, статистика службы занятости населения не раскрывает полной картины. На самом деле, ситуация на рынке труда значительно сложнее. По данным Международной организации труда (МОТ) в нашей стране в настоящее время 5,3 млн безработных, по оценке Конфедерации труда России (КТР) – примерно 8 млн.
В связи с этим государство ищет противоядие. Одной из мер, способной снизить градус социального напряжения, может оказаться снижение возраста выхода на пенсию. В мае стало известно сразу о двух инициативах – депутатской и правительства.
О подготовленном для внесения в Госдуму законопроекте в начале месяца заявила лидер фракции «Партия Роста» в Заксобрании Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева. Она считает целесообразным на 2020−2021 годы вернуть советский пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В этом случае, по расчетам автора документа, примерно 2 млн человек в период кризиса выйдут на заслуженный отдых, а не пополнят армию безработных.
Досрочный выход на пенсию имеющих на это право пожилых работников – традиционная мера поддержки экономики в кризис. Это поможет разгрузить службу занятости и сократить расходы на выплаты по безработице. «Даже с точки зрения администрирования, это будет гораздо проще, чем схема кредитования предприятий, чтобы они не прекращали выплачивать зарплаты», – убеждена Оксана Дмитриева.
Предложение дать задний ход пенсионной реформе, стартовавшей в январе 2019 года, первоначально выглядело популистским и нереализуемым. Критически оценил законопроект коллеги глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Он заявил, изменения в пенсионной системе зашли слишком далеко «с точки зрения всех нормативно-правовых оформлений, документов, методик расчетов, чтобы возвращаться назад».
Но неожиданно выяснилось, что правительство во многом согласно с Оксаной Дмитриевой. В общенациональном плане восстановления экономики, над которым работал коллективный разум чиновников Минэкономразвития, Минфином и Минтруда, предусмотрено временное облегчения процедуры выхода на досрочную пенсию.
Бюрократический квест
По действующему законодательству это право возникает у безработных граждан за два года до наступления пенсионного возраста. Но, как показывает опыт, воспользоваться такой возможностью может ограниченный круг лиц, что подтверждает статистика ПФР. В июле прошлого года ведомство насчитало 10,1 млн предпенсионеров. Из них бирже труда в качестве безработных были зарегистрированы 122,6 тысячи, а досрочные пенсии получали всего 23,5 тысячи.
По словам профессора Финансового университета при правительстве РФ Марины Измайловой, на 2020 год на эти цели заложено 4,4 млрд рублей, на 2021 год – 5,6 млрд рублей, на 2022 год – 6,4 млрд рублей. Не самые большие деньги, учитывая, что бюджет ПФР составляет около 7 трлн рублей.
Подавляющему большинству предпенсионеров опция досрочного выхода на заслуженный отдых не доступна по формальным основаниям. Условия достаточно строгие: нужен страховой стаж – 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, наличие официального статуса безработного. Кроме того, служба занятости должна подтвердить, что у клиента нет вариантов найти новую работу.
Прохождение бюрократического квеста может затянуться на полтора-два года. Причем для большинства с заранее известным отрицательным результатом. До пандемии коронавируса, столкнувшей российскую экономику в рецессию, «маленькие человеческие трагедии» гораздо в меньшей степени волновали чиновников.
Сейчас подход вроде бы изменился. Для стабилизации ситуации на рынке труда правительство согласно пойти на определенные уступки. В частности, на время отменить «потолок» страхового стажа. Однако едва ли это требование можно считать главным препятствием для досрочного выхода на заслуженный отдых.
Уместно напомнить, что речь идет о людях, которые начали работать в 80-х годах прошлого века. В СССР труд был не только конституционным правом, но и обязанностью. За тунеядство судили и давали реальные тюремные сроки.
Трудовая деятельность для тысяч юношей и девушек начиналась в 14-15 лет – со скамьи ПТУ. Следовательно, в активе у подавляющего большинства сегодняшних предпенсионеров минимум 30-35 лет подтвержденного трудового стажа. И для них принципиально ничего не изменится, если будет реализована инициатива правительства.
Без бумажки ты букашка
Куда сложнее представителям «старой гвардии» соответствовать другим условиям оформления досрочной пенсии. В частности, в трудовой книжке обязательна должна быть запись об увольнении с последнего места по сокращению штатов или ликвидации организации. Она является основанием для официальной регистрации на бирже труда и назначения пособия по безработице.
Однако с «нужной» формулировкой, согласно статистике, уходят с работы всего около 16% мужчин и 18% женщин в возрасте 50+, говорит Марина Измайлова. Большинство же, желая избежать прямого конфликта с работодателем, подают заявление об увольнении по собственному желанию, тем самым лишая себя права на досрочную пенсию.
Вызывает недоумение предлагаемый чиновниками срок действия правительственной «акции» – до конца 2020 года. Действие моратория на банкротство предприятий и организаций ограничено 4 октября. И если эта антикризисная мера не будет пролонгирована, то окажется малополезной.
Эксперты утверждают, что основные проблемы на рынке труда, связанные с массовой безработицей, скорее всего возникнут в четвертом квартале текущего года или в начале 2021-го. Из-за длительных «нерабочих дней с сохранением заработной платы» на грани банкротства окажется треть российский компаний, говорит финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский.
В сегменте малого и среднего бизнеса потери могут быть особенно серьезные. Согласно данным мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова, 53% предпринимателей считают, что переживают кризис или катастрофу. Свыше 62% респондентов вообще не уверены, что компания останется на рынке. Оптимисты в «подавляющем меньшинстве» – их всего 13,4%.
Высокие риски подтверждает и прогноз социально-экономического развития России на 2020 год и период 2021-2023 годов, скорректированный Минэкономразвития, с учетом проблем в экономике из-за пандемии коронавируса. Согласно документу, уровень безработицы в России в этом году вырастет до 5,7% по сравнению прошлогодними 4,6%. Восстановление не будет быстрым. В 2021-м безработица снизится – до 5,4%, в 2022-м составит 4,9%, а в 2023-м – 4,7%.
Предпенсионеры, как всегда, пострадают больше всего и, с учетом дискриминации по возрасту на рынке труда, навряд ли вообще смогут найти новую работу, признает Роман Ромашевский. Времени же для прохождения бюрократических процедур у них фактически не останется. Уже в декабре 2020 года, согласно предложениям правительства, «окно возможностей» для досрочного выхода на заслуженный отдых закроется.
В этом отношении законопроект Оксаны Дмитриевой, предусматривающий возвращение советского пенсионного возраста на 2020-2021 годы, выглядит более продуманным. Однако едва ли он выдержит конкуренцию с правительственным документом, который является составной частью общенационального плана вывода экономики из рецессии.
Облегчение условий выхода на досрочную пенсию, действительно, может быть эффективной антикризисной мерой. Помимо общего улучшения ситуации на рынке труда, это сулит федеральному бюджету известную экономию. Предпенсионеры, официально зарегистрированные на бирже труда, обходятся казне дороже, чем молодые безработные.
По словам эксперта ИКСИ Елены Киселевой, до пандемии им полагалось максимальное пособие в размере 11280 рублей (с региональными доплатами), тогда как остальные могли рассчитывать в лучшем случае на 8000 рублей. И период выплат для предпенсионеров длиннее – 12 месяцев, а не полгода. «В худшем положении по сравнении с ними находятся безработные в возрасте 45-50 лет, которым и до пенсии еще далеко, и для работодателей они уже старые», – подчеркнула Елена Киселева.
Возвращение советского пенсионного возраста выхода на заслуженный отдых способно ослабить нагрузку на рынок труда. По мнению доцента кафедры Развитие человеческого капитала РЭУ им Г. В. Плеханова Фариды Мирзабалаевой, этой возможностью в случае углубления кризиса могли бы воспользоваться от 1,5 до 2 млн россиян.
Конечно, о восстановлении баланса спроса и предложения на рынке труда говорить не приходится, однако службы занятости населения смогли бы предложить больше вакансий молодым соискателям. Ну а государство могло бы сэкономить не только на пособиях безработным предпенсионерам, но и на финансировании программ переобучения и переквалификации.
Сейчас затраты на эти цели достигают 5 млрд рублей в год. Курсы проходят до 120 тысяч человек, причем гарантий на последующее трудоустройство у них нет. Соответственно, чтобы обучить новой профессии 2 млн пожилых людей, потерявших работу из-за коронавируса, потребуется не менее 100 млрд рублей. Кажется, что проще эти деньги сразу направить на досрочные пенсии.
Источник: Профиль