"Правительство России создает цифровую социальную платформу"
Россияне в среднем обращаются за помощью государства два раза в год
Правительство РФ определилось со сроками полной автоматизации социальной помощи населению. К 2025 году, согласно принятой в понедельник концепции, новая цифровая платформа должна вполовину сократить сроки предоставления услуг населению. Около 80% государственной помощи граждане смогут получить полностью в электронном виде. При этом на треть должны сократиться трудозатраты чиновников при общении с населением. Реформа напрямую затронет Пенсионный фонд России (ПФР), внебюджетные социальные фонды и функции Министерства труда и социальной защиты.
Российские власти нашли резервы для оптимизации процесса назначения пенсий гражданам РФ. Для этой оптимизации чиновники написали специальную концепцию, в которой повторяется общеизвестная пенсионная статистика. В 2020 году, судя по тексту новой концепции, общая численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах ПФР, превысила 43,4 млн человек. На выплату пенсий было направлено 8,1 трлн руб. Более 75 млн человек – пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие семьи, безработные – получили социальную поддержку от государства на сумму свыше 11,9 трлн руб.
При этом все эти граждане подали чиновникам более 100 млн обращений о предоставлении соцподдержки федерального уровня. И более 250 млн обращений за региональной и муниципальной помощью. В стране по нормативным актам установлено более 20 тыс. мер социальной поддержки, включая пенсии, доплаты, страховые, социальные пособия, компенсации, субсидии, льготы, соцпомощь в натуральной форме, социальные услуги.
Для получения помощи граждане сначала получают бумажные справки (например, на комиссии, где определяют их инвалидность), а потом несут их в другие ведомства. В основном эти людские потоки сходятся в Пенсионном фонде (ПФР), в котором количество сотрудников является одним из самых больших в мире среди подобных заведений (см. «НГ» от 15.02.21).
В понедельник премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании со своими заместителями сообщил о том, как в ближайшее время будет преобразовываться все это хозяйство. Основное звено реформы – единая цифровая платформа для автоматического предоставления мер социальной поддержки. О ней говорится в концепции цифровой трансформации социальной сферы. Мишустин сообщил, что правительство утвердило этот документ, рассчитанный на ближайшие пять лет.
Цифровая платформа позволит автоматически предоставлять помощь всем, кто в ней нуждается, в проактивном формате и без бумажной волокиты, сообщил премьер. По его словам, она объединит информационные системы ведомств, ускорит назначение пенсий и других выплат. «В течение пяти лет вся система социальной помощи перейдет в электронный формат», – отметил глава кабмина.
По словам премьера, уже в этом году не менее чем в семи пилотных регионах будет запущен эксперимент, в рамках которого начислением региональных мер социальной поддержки займется Пенсионный фонд. Позже эта практика будет распространена на всю страну. Появится единый контакт-центр, который будет круглосуточно предоставлять гражданам персональные консультации по видам социальной помощи.
Председатель правительства успокоил непродвинутых в цифровом смысле граждан: цифровая трансформация, по его словам, не заменит личного взаимодействия людей с различными ведомствами. «Они по-прежнему будут проводить прием граждан. И если человек захочет, он сможет лично обратиться в государственные структуры для оформления различных компенсаций, пособий, во время живого общения решить все интересующие вопросы», – сказал Мишустин.
Концепция исходит из объединения данных всех ведомств по методу «социального казначейства». В качестве успешного примера применения такого метода Мишустин рассказал о том, как автоматически начислялись 5 тыс. руб. на детей. Концепция предполагает создание федерального казенного учреждения «Информационные технологии в социальной сфере», учредителем которого является Министерство труда и социальной защиты. Именно это учреждение будет создавать единую цифровую платформу, на которой будут собирать и хранить данные из ведомственных систем.
Идеология «социального казначейства» тесно связана с так называемой истинной нуждаемостью населения. Власти уповают на цифровые данные в стремлении понять, а нужно ли, например, выплачивать пособие по безработице человеку, у которого есть сбережения в банке, лишняя недвижимость или богатые родственники. О проведении структурных реформ в социальной сфере, акценте на адресном характере соцпомощи, который связывается с повышением эффективности всех бюджетных расходов говорилось еще в 2013 году в Бюджетном послании президента РФ на 2014–2016 годы. Эксперты надеются, что на фоне падающих доходов населения у людей не станут отнимать пособия.
«Сложно однозначно сказать, как повлияет цифровизация предоставления социальной помощи на число получателей различных услуг и выплат, сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. - Возможно, будет более тщательно отслеживаться наличие у претендентов на социальную помощь различного имущества, сбережений и других активов. Или, к примеру, со временем будет оцениваться не только размер их доходов на основании официальных справок с места работы и налоговых отчислений, но и размер расходов. В связи с этим, охват социальной помощью может стать более узконаправленным».
«С одной стороны, доступ к социальной помощи может стать более простым и удобным за счет сокращения бюрократических процедур, - продолжает она. - И если люди будут своевременно осведомлены о своих правах и возможностях получения социальной помощи, то круг получателей может расшириться».
С другой стороны, продолжает эксперт, одна из основных тенденций последнего времени в социальной сфере – это усиление адресности мер социальной поддержки. «Взаимодействие различных ведомств в рамках единой цифровой платформы позволит более тщательно проверять нуждаемость претендентов на соцподдержку и отсеивать тех, у кого, по мнению государства, достаточно своих ресурсов», - говорит Киселева. Шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв считает, что поначалу, тем более при запуске в пилотных регионах, новая цифровая платформа всего лишь запараллелит уже оказываемую соцпомощь. «Общее число людей, которым предназначены различные льготы и пособия, сначала не изменится, но для части адресатов соцподдержки система сразу станет намного удобнее. Не придётся, например, больше собирать по инстанциями никакие подтверждающие справки ради продления выплат, всё будет происходить автоматизировано через "умную" платформу, - говорит эксперт. - Конечно, часть получателей помощи может на первом этапе не отвечать формальным критериям системы, но это не значит, что люди лишатся своих льгот или пособий, которые они получают сегодня».
Однако в дальнейшем автоматизированная система позволит лучше выявить и классифицировать потребности разных групп населения, финансово сравнить выделяемые на поддержку деньги с уровнем их фактических доходов - словом, позволит выйти на уровень более тонкой настройки помощи, говорит Пушкарев: «Можно будет ввести больше градаций, вариантов, с учётом всей информации по уплаченным в казну налогам, по использованным и неиспользованным налоговым вычетам, а возможно и более широкого пласта статистики. В итоги, при запланированном увеличении общей суммы государственных расходов на соцподдержку, законодательство и вся нормативная система поддержки может быть оптимизирована так, чтобы больше дополнительной помощи оказывалось тем, кто и действительно больше в ней нуждается. Вряд ли кому-то срежут льготы, считает эксперт. «Возможно, части получателей на переходном этапе потребуется ещё раз подтвердить свои права на льготы и субсидии документально через регистрацию в системе, наподобие госуслуг или даже непосредственно на портале госуслуг, чтобы дальше им необходимые средства начислялись автоматически, а те или иные льготы приходили в форме QR-кодов, например», - говорит он.
С сохранением и подтверждением текущего уровня соцпомощи проблемы вряд ли возникнут, думает Пушкарев, а вот увеличить размер материальной поддержки могут действительно не всем. «Отлаженная через платформу система сможет охватить адресными мерами, но уже на следующей этапе, и больший круг людей. В том числе и за счёт того, что критерии выделения помощи и контроль за перечисляемыми суммами станут прозрачнее, государство будет уверено, что суммы доходят до адресатов, из единого центра будут видны следующие шаги по оптимизации системы, а это позволит смелее принимать решение по увеличению государственной поддержки тем или иных группам - сразу же тестируя и видя, в зависимости от вводных, какое количество людей может охватить тот или иной новый вариант помощи, и каких именно расходов от федерального или от регионального бюджета это потребует. А значит, правительство или регионы смогут зряче варьировать варианты мер, которые могут быть приняты», - говорит эксперт.
Источник: Независимая газета