"О необходимости создания условий для развития малого и среднего бизнеса"
В 2022 году, несмотря на существенные изменения в экономике, включая попадание многих крупных компаний под санкции, а также уход части зарубежных компаний с российского рынка, роль малого и среднего бизнеса в российской экономике практически не изменилась.
Количество микро-, малых и средних юридических лиц в 2022 году продолжило падать. По данным Реестра МСП по 85 регионам России, численность таких юрлиц в начале 2023 года оказалась на 34,7 тысячи меньше, чем годом ранее. И это, к сожалению, не признак того, что компании выросли и перестали относиться к малым и средним: ведь сокращается и весь ЕГРЮЛ, куда входят все компании (за прошедший год в нем было зарегистрировано 260 тыс. новых организаций, и при этом прекращена регистрация почти 310 тыс., т.е. чистый отток составляет около 50 тыс.). В 2022 году с сокращением количества микро‑, малых и средних юрлиц столкнулись 70 из 85 регионов РФ. Но если в целом по России это количество сократилось на 1,5%, то в 13 субъектах России оно составило 5-10%. Среди них немало промышленно развитых регионов, включая Курскую, Самарскую, Волгоградскую, Ивановскую, Иркутскую области.
Увеличение количества субъектов МСП сейчас обеспечивается лишь за счет мельчайших форм бизнеса – индивидуальных предпринимателей, подавляющее большинство которых относится к микро-бизнесу, а также самозанятых граждан (в эту категорию также переходит определенная часть индивидуальных предпринимателей). По итогам 2022 года, согласно Реестру МСП, число ИП в 85 регионах России увеличилось на 116,2 тыс. человек, причем количество ИП, относящихся к микро-бизнесу, выросло по сравнению с началом 2022 года несколько меньшими темпами, чем количество малых и средних ИП (на 3,3% против 5,6% и 8,6%). Выросло и число самозанятых (на 2,7 млн. человек), в результате чего численность самозанятых стала уже почти в 1,8 раза выше численности ИП. Однако микро-бизнес с малым оборотом и малым числом занятых может успешно развиваться лишь в определенных сегментах экономики (чаще всего – в сфере услуг), в то время как многие обрабатывающие производства, развитие которых сейчас критически важно для структурной трансформации экономики, требуют большего объема капиталовложений и оборотов уже не микро-, а малого или среднего предприятия.
На данный момент малый (не относящийся к микро-бизнесу) и средний бизнес – это весьма скромная часть российского сегмента МСП. В начале 2023 года на малые и средние предприятия (юрлица), включенные в Реестр МСП, приходилось только 8,1% и 0,8% суммарной численности юрлиц в реестре (при этом среди индивидуальных предпринимателей эти показатели еще ниже: на малые предприятия приходится только 0,8%, а на средние – только 0,1% суммарной численности ИП). Такое положение дел, сохраняющееся уже долгое время, говорит о том, что успешный рост бизнеса от состояния микро-компании (или отдельного предпринимателя) к размеру малого или среднего предприятия – это скорее исключение, чем правило. Средние компании (согласно законодательству, это компании или ИП с оборотом 800 млн. – 2 млрд. руб. в год и численностью занятых в общем случае от 101 до 250 чел.) остаются малочисленными – сейчас их около 18 тыс. во всей стране, причем более трети сосредоточено только в 3 субъектах РФ – Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.
Действующая система поддержки малого и среднего бизнеса в значительной степени ориентирована на его микро-часть. Ярким примером этого являются специальные налоговые режимы (УСН, ПСН, НПД, ЕСХН и новый АУСН), которые имеют ограничения по годовому обороту до 60‑150 млн. руб. в год, не говоря уже об ограничениях на численность занятых, стоимость основных средств, виды деятельности и др. Переходные положения от упрощенной системы к общей системе налогообложения, введенные в последнее время, скорее рассчитаны на те микро-компании, которые ненамного превысили требуемые годовые лимиты по выручке или занятым, и могут в следующем периоде снова вернуться к лимитам упрощенной системы. Какие-либо специальные режимы для малых (кроме микро) и средних предприятий отсутствуют, и в результате у компаний создается стимул к «дроблению» выросшего бизнеса. Фактически единственной мерой поддержки субъектов МСП, относящейся к налоговым и иным аналогичным платежам, является введенная с 2020 года мера по снижению страховых взносов на зарплату сотрудников предприятий, входящих в Реестр МСП (в части зарплаты, превышающей МРОТ).
В целом, действующая система поддержки субъектов МСП, сформированная в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», хотя и содержит многие важные направления развития малого и среднего бизнеса (такие как льготное кредитование и доступ к рынку ценных бумаг, предоставление финансирования инновационным малым и средним предприятиям, доступ к льготному лизингу, аренде помещений, создание информационной инфраструктуры, информирующей субъектов МСП об имеющихся возможностях и т.д.), не предусматривает широкого охвата этими мерами, вследствие чего ситуация в 2024 году по ряду показателей будет мало чем отличаться от ситуации в 2018-2019 годах. Например, целевой показатель по обеспечению доступа субъектов МСП к производственным площадкам в промышленных парках и технопарках предполагает, что количество таких субъектов МСП должно увеличиться с 266 ед. на конец 2019 года до 778 ед. в 2024 году – при том, что количество субъектов МСП приближается к 6 млн. Другим ярким примером является целевой показатель по охвату субъектов МСП кредитами по льготной ставке, который должен увеличиться с 11,2 тыс. на конец 2019 года до 13 тыс. в 2024 году.
Следует отметить, что некоторые более амбициозные показатели, характеризующие вклад МСП в развитие экономики, в новой редакции национального проекта (действует с 2021 года) были скорректированы или даже исключены. Например, установленный в 2018 г. целевой показатель по увеличению совокупного вклада субъектов МСП в ВВП России до 32,5% к 2024 году сейчас не используется. Однако отказ от показателей не снимает с повестки дня важнейшую задачу – полноценное развитие не только микро-, но и малых и средних предприятий в различных секторах экономики, которые необходимы для ее диверсификации, развития перерабатывающих производств и широкого спектра услуг для населения и бизнеса.
Задача полноценного развития малого и среднего бизнеса в России требует не просто реализации отдельных направлений поддержки малых и средних предприятий, а комплексных усилий, нацеленных на создание условий для развития микро-, малого и среднего бизнеса. Наряду с направлениями работы, реализуемыми сейчас в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», необходимо продолжить работу по тем направлениям, которые представители МСП отмечают как существенные препятствия к росту, а именно: недостаточный уровень защиты прав и свобод предпринимателей, а также отсутствие доступа к инфраструктуре (прежде всего, транспортной и логистической). Требуется продолжение работы по декриминализации бизнеса, а также по обеспечению беспрепятственного доступа для малых и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий к современным логистическим услугам и транспортировке готовой продукции, материалов и комплектующих как внутри страны, так и на экспорт. При этом действующие инструменты поддержки, направленные на предоставление доступного финансирования малому и среднему бизнесу, необходимо кратно расширить, чтобы охват субъектов МСП данными мерами был не штучным, а массовым. Требуется также и корректировка специальных налоговых режимов для малого бизнеса, подразумевающая распространение возможностей их применения не только для микро-, но и малых компаний.
Источник: Финверсия