"Нас бьют, а мы крепчаем». Каких мер поддержки ожидает бизнес в 2023 году"
«Российский бизнес, безусловно и несмотря ни на что, жив. Еще на этапе предварительных интервью мы увидели, что настроение предпринимателей ни в коем случае нельзя характеризовать словами «безнадежность», «депрессивность» и прочее. Возможно, свою роль в этом сыграла ситуация с коронавирусом в 2020 году: многим компаниям в недавнем прошлом уже приходилось сталкиваться с внезапными проблемами - например, в цепочках поставок. В результате чего в 2022 году компании уже были готовы становиться более гибкими в адаптации к новым условиям», - подчеркнул Сергей Заверский, начальник отдела аналитических исследований ИКСИ, кандидат экономических наук
«Поговорка «Нас бьют, а мы крепчаем» может быть объявлена лозунгом прошлого года. Потому что в результате в условиях шока и внешнего давления результаты порой получаются достаточно хорошие относительно более благоприятных времен. Удалось избежать финансового кризиса – но ценой очень дорогих денег и ценой того, что развивались только те направления, на которые приходили сырьевые деньги и дорогое потребление. В этом году мы видим очень большую неопределенность», – отметил, в свою очередь, главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах.
«Выживание вместо развития»
Однако, большинство предпринимателей считают, что средства для бизнеса являются труднодоступными. Согласно мнению 80% бизнесменов, ставки по кредитам и залоговые требования банков слишком высоки. При этом 75% бизнесменов отмечают, что банки выдвигают очень высокие требования к проработке проекта. В свою очередь, 65% опрошенных жалуются на то, что сроки предоставления заемных средств банками являются слишком короткими.
Таковы результаты опроса более 1000 руководителей и собственников малого и среднего бизнеса из 20 регионов. Результаты исследования представил Сергей Заверский.
В сегодняшних условиях большинство представителей бизнеса настроено больше на выживание, чем на развитие. Так, 48% опрошенных рассказали: в ближайшие 1-2 года они собираются сохранять производственные мощности, а не вкладывать в развитие бизнеса. При этом 40% респондентов не собираются выпускать новую продукцию в предстоящие 1-2 года. 43% опрошенных полагают, что экономическая обстановка в России оказала в целом негативное влияние на бизнес.
Генеральный директор АО «Пикалевская сода» Максим Волков подтвердил трудности российского бизнеса с логистикой. Так, если в прошлом году компания спокойно отправляла грузы в «дружественные» теперь страны через порт Санкт-Петербург, то теперь такой возможности нет.
Снижение бюрократии и повышение квалификации чиновников
Российская экономика оказалась устойчивой, бизнес готов работать в условиях неопределенности. Однако для развития предпринимательства во времена турбулентности необходима обширная господдержка и предоставление гарантий со стороны государства для частных инвесторов, считает инвестбанкир, автор Telegram-канала @bitkogan Евгений Коган. Ключевыми вызовами российской экономики являются низкий спрос и низкая платежеспособность населения, санкционное внешнее давление и постоянное изменение «правил игры» для бизнеса всех категорий.
В этих условиях, безусловно, важна реальная «дебюрократизация» и задействование государством резервных источников и спроса и денег. Например, речь идет об активах, которые попали под блокировки. Вполне логично осуществлять кредитование под залог этих активов.
Состояние неопределенности затрудняет инвестиции со стороны и бизнеса и граждан, поэтому роль гаранта на себя должно взять государство. Кроме того, зачем нужны лишние налоги на фондовом рынке. Инвестиции в ценные бумаги со стороны граждан должны быть освобождены от НДФЛ – это могло бы быть реальным стимулом для инвестиций. Кстати, это поможет залатать дефицит бюджета, который может быть и больше ожидаемых 3 триллионов.
Также негативное влияние на бизнес по-прежнему оказывает слабая защищенность прав предпринимателей, отметил Сергей Заверский. «Компаниям приходится основные ресурсы направлять на преодоление этих ограничений, в то время как куда более эффективными были бы вложения в развитие сотрудников, в цифровизацию, в новые технологии», – уточнил он.
По мнению Максима Волкова, государству также стоит обратить внимание на качество подготовки государственных служащих, принимающих ключевые решения (в том числе, касающиеся правил управления российскими финансами и активами).
«Одна из системных ошибок – очень низкий средний уровень квалификации чиновничьего аппарата. Он не позволяет системе вырабатывать решения, которые наиболее эффективны в настоящий момент», – сказал Волков.
Вместе с тем, бизнесмен подчеркнул, стоит задуматься не только о локальных проблемах и мерах. «Мы почему-то не ищем всем миром системную ошибку – почему Китай за последние 20-30 лет оказался впереди, а мы по-прежнему здесь? И пока мы системную ошибку у себя в стране не найдем – прорывных моментов не будет», – уверен гендиректор АО «Пикалевская сода».
Смягчение кредитных политик, отмена НДС и борьбы с просрочкой
Основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров предложил целый ряд мер, которые помогут развитию малого и среднего бизнеса.
Так, государству необходимо отменить НДС не только для малых, но и для крупных предприятий общепита (в частности, тех, чьи обороты превышают 2 млрд рублей), а также дать послабления бизнесу в части инвестиционного налогового вычета.
Кроме того, банкам стоит смягчить правила предоставления кредитов для компаний, которые не обладают материальными активами для залога, но генерируют хорошую прибыль, отметил бизнесмен и имеют нематериальные активы.
«Сталкивались с ситуацией, когда искусственный интеллект в банке не предоставляет компании кредит, а сотрудники банка говорят: «Мы понимаем, что есть прибыль и ты можешь развиваться, но сделать ничего не можем». Были ситуации, когда банк прокредитовал завод – он через год разорился, банк не получил назад деньги, но остался с залогом», – рассказал Михаил Гончаров.
Среди избыточных мер бизнесмен выделил эксперимент для запрета продажи просрочки. «Мы усложняем жизнь тысячам предпринимателей, которые должны закупить миллионы сканеров. Эти действия не приводят к прибыли, но мы эти действия зачем-то внедряем», – отметил основатель сети ресторанов «Теремок».
Заемные средства станут недоступнее
Мнения бизнесменов относительно доступности кредитных средств для бизнеса несколько разошлись. Так, Максим Волков указал на доступность кредитных средств для среднего и крупного бизнеса – зачастую банки сами предлагают кредитовать предприятия этой категории, и в 2022-2023 годах эта тенденция не изменилась.
Однако Михаил Гончаров уточнил, что политика банков зависит от отрасли и специфики бизнеса. Банки с их алгоритмами оценки кредиторов отказываются предоставлять средства компаниям без материальных активов для залога – даже если компании показывают высокую прибыль. В результате без перспектив остаются целые отрасли, которые имеют реальный потенциал развития, сожалеет бизнесмен.
Текущее положение вещей не дает больших возможностей для развития, отметил главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Эксперт предрекает: в нынешнем году деньги будут дорогие, что затруднит доступ к банковским кредитам. Исключение могут составить компании, которые работают по госконтрактам.
«Бизнес не намерен держать деньги в ликвидных активах – бизнес защищается от инфляции теми инструментами, с помощью которых получается генерировать доход. Однако мы не понимаем сейчас, каким будет спрос через два-три года, прогнозы возможны только на краткосрочную перспективу. Государству нужно с этим что-то делать», – отметил Максим Волков.
Консенсус-прогноз экспертов н 2023 год
Мировая экономика в 2023 году будет расти, однако темпы роста вряд ли превысят 2%, считает Евгений Коган. «Развитые страны при этом будут проходить через рецессию. Пока не ожидается, что рецессия будет очень жестокой. Исследование Bloomberg показывает, что американская экономика должна вырасти в этом году на 0,3%, экономика Еврозоны в результате неуклонной заботы европейского Центробанка о поднятии ставок, скорее всего, будет стагнировать – от нуля до 0,1% спада. В Великобритании, скорее всего, рецессия будет более жесткой - минус 1%», – уточнил инвестбанкир.
• В целом консенсус-прогноз экспертов по развитию российской экономики в 2023 году, сходится на интервале от «около 0» до -1,5 %.
• Если экономике России удастся удержаться от спада - это уже можно считать неплохим результатом, уверен Сергей Заверский.
• Евгений Коган ожидает спада до минус 1,5-2% – в основном потому, что продажи энергоресурсов Россией не дадут ожидаемой прибыли, что повлечет снижение ВВП и падение объема инвестиций.
• Схожей динамики ожидает и Михаил Гончаров. По его мнению, главным негативным фактором для российской экономики станут новые санкции в отношении РФ, которые затронут продукты нефтепереработки.
• Максим Волков считает, что темпы роста экономики России будут держаться на околонулевом уровне. Все будет зависеть от мер господдержки: государству стоит поддержать ипотечные механизмы и инфраструктурное строительство, уверен бизнесмен.
Ссылка на вебинар