"Налог на здоровье: что стоит за введением прогрессивной шкалы НДФЛ"
«Плоская» шкала НДФЛ, действовавшая в России последние 19 лет, стала историей. С 1 января 2021 года с дохода, превышающего 5 млн рублей в год, гражданам придется заплатить налог по ставке 15%.
По прогнозам, казна дополнительно получит до 60 млрд рублей. Президент Владимир Путин предложил расходовать эти средства на оплату дорогостоящего лечения больных детей.
Запрос на дифференциацию НДФЛ в российском обществе существовал давно, говорит заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова. Причина – крайне высокое расслоение населения по уровню доходов. Самые бедные россияне в среднем зарабатывают в 15 раз меньше самых богатых, а налог все платят по одной ставке – 13%.
Дискуссия о том, как устранить социальную несправедливость, развивалась в двух направлениях. Предлагалось снизить или вообще освободить от НДФЛ наименее обеспеченные категории населения. Альтернатива – увеличить фискальную нагрузку на богатых.
За пять лет депутаты Госдумы от оппозиционных фракций подготовили пять разных вариантов реформирования НДФЛ. Поскольку «наверху» инициативы народных избранников поддержки не получали, то законопроекты ожидаемо отклонялись.
Приверженность «плоской» шкале в правительстве объясняли тем, что введение прогрессивного налога будет иметь побочный эффект. Высокие доходы, как это было модно в 90-е годы прошлого века, начнут «прятать» в конвертах. В результате администрирование НДФЛ усложнится, а собираемость снизится.
И все же в коридорах исполнительной власти от идеи пополнить таким образом бюджет не отказываются. Чиновники просто откладывали решение этой задачи на будущее. В частности, в феврале глава Минфина Антон Силуанов заявил, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ станет возможным после 2024 года.
Между тем первый шаг к дифференциации налога на доходы физических лиц государство, можно сказать, уже сделало. Полтора года назад в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области начали регистрировать самозанятых. С 1 июля текущего года этот режим действует в 53 регионах. В качестве самозанятых на учет в органах ФНС встали более 700 тысяч человек.
Чтобы мотивировать «кустарей-одиночек» выходить из «тени», для самозанятых ввели налог на профессиональный доход (НПД). Ставка 4%, если они работают с физическими лицами, и 6% – если с юридическими. Конечно, НПД – это особый налоговый режим, а не классическая дифференциация НДФЛ, но прецедент был создан.
Первоначально власти рассматривали более жесткий вариант реформы. На прогрессивную шкалу хотели перевести россиян, зарабатывающих от 2 млн рублей в год, но в итоге порог подняли в 2,5 раза.
Чиновники утверждают, что изменения затронут 1% занятых в экономике, то есть примерно 700 тысяч человек. Корректность оценки вызывает сомнения.
Вера Кононова напоминает о прошлогоднем исследовании Росстата, которое показало, что зарплату в размере от 250 тыс. до 500 тыс. рублей получают 0,68% россиян, от 500 тыс. до 1 млн рублей – 0,14%, более 1 млн рублей – 0,04% россиян.
В итоге получается 0,86% из 71,9 млн занятых в экономике. Надо понимать, что не все из тех, кто зарабатывает по 250–300 тыс. рублей в месяц, даже с учетом годовых премий и бонусов, могут похвастаться доходами выше 5 млн рублей. Аналитики ИКСИ исходят из того, что количество потенциальных плательщиков НДФЛ по ставке 15% в реальности меньше. В связи с этим ниже «плана» окажутся и дополнительные поступления в бюджет – немногим более 20 млрд рублей.
Вклад регионов будет крайне неравномерным. Основная масса богатых россиян живет в пяти субъектах Федерации. В Москве – 53,5%, в Санкт-Петербурге – 8,5%, в Московской области – 6,5%, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах – 2,7% и 2,3% соответственно.
Что касается отраслевой принадлежности «зарплатных миллионеров», то получается такой топ-5. Торговля – 14,4%, профессиональная и научно-техническая деятельность – 14%, финансы и страхование – 14%, обрабатывающая промышленность – 11,7%, добыча полезных ископаемых – 7%.
Очевидно, что дифференциация НДФЛ принципиально общую картину не меняет. Разница между плоской и прогрессивной ставками не столь существенна – всего 2%. Платить повышенный налог придется всего нескольким сотням тысяч россиян.
Предположение, что целью было создание дополнительного источника финансирования здравоохранения, также не выдерживает критики. Прибавка составит около 1,6% годового бюджета отрасли.
По мнению Веры Кононовой, тут дело в другом. Реформа создает основу для дальнейшей «донастройки» прогрессивной шкалы НДФЛ, уверена она. Возможно, что второй этап, предполагающий более широкий охват «целевой» аудитории, начнется после 2024 года, как и заявлял Антон Силуанов.
Доцент РАНХиГС Олег Филиппов назвал изменения в НДФЛ пробным шаром в создании «глобальной прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц в России». В противном случае нововведения в фискальной системе, дающие ничтожный доход бюджету, нельзя считать продуманными, отметил эксперт.
«В будущем могут появиться другие шкалы и ставки НДФЛ. Нельзя исключить и перехода на западный формат расчета подоходного налога граждан, размер которого зависит от суммы всех видов доходов налогоплательщика», – подчеркнул Олег Филиппов.
Источник: Профиль