25.12.2022

"Минфин не даст откусывать от Федерации"

Вера Кононова — о том, что привлекать инвестиции в регионы нужно, тем более что на уровне субъектов РФ значительно лучше видны препятствия, сдерживающие инвестиционную активность бизнеса

За финансовые ресурсы предстоит побороться всем – и Центру, и регионам, и бизнесу

Проблема с поиском источников для инвестиций усугубляется. В бюджетной политике РФ заострились противоречия, связанные с вертикалью власти. Регионы попросили Минфин быть готовым поддержать их в 2023 году, а также призвали учесть в дотациях подскочившую инфляцию и компенсировать их расходы на новые территории и мобилизационные мероприятия, списав часть долгов. Ведомство, однако, призвало губернаторов не откусывать от Федерации, а самостоятельно проявить чудеса инвестиционной находчивости. Побороться за финансовые ресурсы предстоит в следующем году всем, и, видимо, в том числе друг с другом. У бизнеса, который многие годы и так инвестирует в основном за счет собственных средств, во второй половине 2022-го резко ухудшился финансовый результат.
Итоговое в 2022 году заседание комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» выявило обеспокоенность федерального Центра пассивностью ряда регионов в рамках выстроенной вертикали власти.

Возглавляющий комиссию губернатор Челябинской области Алексей Текслер выступил с докладом «О повышении долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований». Там есть, например, такое предложение, как «частичное зачисление акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов РФ с поэтапным доведением такой доли до 10% за счет использования дополнительного объема акцизов, возникающего ежегодно за счет индексации их ставок».

Еще одно предложение – разработать механизм списания (полностью или частично) задолженности по реструктурированным бюджетным кредитам в объеме средств субъектов РФ, «направляемых на осуществление мер поддержки по обеспечению жизнедеятельности населения новых территорий и проведение мобилизационных мероприятий».

Кроме того, как заявил Текслер, «с целью сохранения бюджетных инвестиций нужно геополитику добавлять к ковиду и мобилизации, чтобы сразу закладывать возможность превышения установленного дефицита региональных и местных бюджетов на сумму ассигнований, направленных на такие мероприятия».

Также в докладе указывается, что в условиях повышенной инфляции в 2022 году наблюдается существенное запаздывание темпов роста дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по отношению к темпам роста фактической инфляции. «Представляется целесообразным изменить способ индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с прогнозируемого на фактический уровень инфляции (или на уровень, учитывающий разницу между прогнозной и фактической инфляцией)», – отмечается в докладе.

«Просим Минфин в следующем году уделить особое внимание, при необходимости быть готовым как поддержать регионы дополнительными средствами, так и искать и формировать нормативно источники для наращивания собственной доходной базы регионов», – резюмировал Текслер.

По заявлениям главы Минфина Антона Силуанова стало понятно, что у федерального Центра другие акценты. «Мы обсуждаем в рамках нашего совета в основном предложения, как увеличить объемы поддержки регионов, где бы что списать, перераспределить доходы с федерального на региональный. Это должно быть в нашем обсуждении, но, мне кажется, наша основная задача не констатировать, что денег надо побольше регионам», – сообщил министр.

По его словам, надо уделять внимание тому, как поддерживать экономику регионов, как зарабатывать самостоятельно доходы: «Нужно говорить о развитии регионов. Мы же видим, что отдельные регионы занимаются реально экономикой, губернаторы ездят по стране, за рубеж, привлекая инвестиции, а другие сидят просто и ждут сверху дотаций», – уточнил министр.

Силуанов предложил регионам в следующем году изучить и распространить опыт более успешных в привлечении инвестиций субъектов РФ. Властям на местах нужно сделать так, чтобы регион был инвестиционно привлекательным, чтобы развивался бизнес, росла занятость, люди богатели. «А не просто – давайте что-нибудь откусим от Федерации, и, значит, всем станет хорошо. Так не будет хорошо. Потому что это не системное решение задач», – приводят слова министра информагентства. «Инвестиции – один из общенациональных приоритетов, по их динамике оценивается деятельность губернаторов.

В следующем году подавляющее большинство регионов внедрит региональные инвестиционные стандарты (сейчас таких регионов уже более 40), призванные максимально упростить реализацию инвестиционного проекта, – комментирует первый вице-президент Центра стратегических разработок Глеб Покатович. – Тем не менее регионы сталкиваются с новыми вызовами, и это требует дополнительных ресурсов, которыми большинство субъектов в краткосрочном периоде не располагают».

Как говорит замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова, привлекать инвестиции в регионы, безусловно, нужно, тем более что на уровне субъектов РФ значительно лучше видны препятствия, сдерживающие инвестиционную активность бизнеса, но чтобы успешно привлекать инвесторов, регионы должны быть в состоянии что-то этим инвесторам предложить.
«Действительно, на дотации инвестиции не сделаешь. Но для привлечения инвестиций есть очень много других факторов, которых не хватает от государства. Это доступные кредиты, налоги, инвестиционные льготы, ускоренная амортизация, – перечислил исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. – Многое из этого зависит от Минфина».

В текущей ситуации, как считает профессор НИУ ВШЭ Александр Чепуренко, следовало бы не рассчитывать на приход крупного якорного инвестора, а ускоренно улучшать бизнес-климат в регионах для малого и среднего предпринимательства: «Он отличается умением привлекать для инвестирования нетрадиционные источники, имеет более короткие горизонты планирования, создает рабочие места».

«Что касается иностранных инвесторов, то сейчас, это, наверное, фантастика, – считает Свириденко. – А с внутренними можно поработать. Здесь, однако, без гарантий государства не обойтись, ситуация слишком сложная, непредсказуемая. А гарантии – это снова деньги». Если есть опасения по поводу нецелевого расходования, то можно прибегнуть к специальным счетам, казначейству на цифровом рубле, «окрашенным» деньгам, считает эксперт.

Но, по его словам, отдельные усилия глав регионов, пусть даже успешные, систему не создадут. Есть еще один, «кардинальный, концептуальный путь», говорит Свириденко: это создание мегаинвестиционных фондов, таких, как, например, BlackRock или Goldman Sachs в США. Однако в России, по его мнению, могут возникнуть политические опасения в случае появления частных фондов такого масштаба. «Тогда пусть они будут частно-государственными», – уточнил он.

Важнейшие барьеры, с которыми сейчас сталкивается бизнес, потенциально готовый на реализацию инвестиционных проектов, – это недоступность финансирования и дефицит инфраструктуры, прежде всего транспортной и логистической, продолжила Кононова.

«Уже много лет (с 2015-го, по Росстату. – «НГ») структура источников для финансирования инвестиций в основной капитал в нашей стране имеет перекос: основным источником для инвестирования остаются собственные средства компаний, а заемные средства в виде банковских кредитов или финансирования через выпуск ценных бумаг используются значительно реже. В 2021-м за счет собственных средств бизнеса было профинансировано 56% инвестиций в основной капитал», – сообщила эксперт, ссылаясь на статистику.

А когда требуется профинансировать не только свой проект, но и объекты инфраструктуры, это часто становится поводом отказаться от инвестиционных планов – «если только эти расходы не возьмет на себя, например, региональный бюджет или иной источник».

«Основной источник финансирования инвестиций в основной капитал – собственные средства организаций, и их роль сохранится даже в текущей ситуации», – ожидает Покатович. Бюджетные инвестиции, по данным за 2021 год, находятся на втором месте с долей 18%, и только на третьем – заемные средства с долей 11%.

Хотя эксперты обратили внимание на то, что диалог Минфина и регионов происходит. «В федеральном бюджете учтен целый ряд важных для регионов предложений и дополнительных ресурсов, которые должны помочь обеспечить сбалансированность и устойчивость региональных бюджетов», – говорит Покатович.

«Существует тенденция, направленная на то, чтобы снижались административные барьеры. Комплексная система поддержки помогает равномерно распределять региональные субсидии, реализуя потенциал роста инвестиций не только в ключевых отраслях (в сфере транспорта, нефтегазовой промышленности и электроэнергетике), но и в остальных», – уточнил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Однако одновременно с этим в стране сейчас стремительно сужаются инвестиционные возможности бизнеса. По данным Росстата, положительный сальдированный финансовый результат (прибыль) российских компаний по итогам января–октября в годовом сопоставлении сократился в РФ на 8%.

Показатель снижается не только в сфере добычи полезных ископаемых, но и в сельском хозяйстве, торговле, в области информации и связи. А наиболее сильно положительный финрезультат сократился в профессиональной, научной и технической деятельности. Рост же зафиксирован прежде всего в строительстве, причем сразу в разы.

Но если брать период только с июля по октябрь 2022-го, то в этом случае прибыль компаний усохла уже примерно вдвое по сравнению с тем же периодом 2021 года. Это неизбежно отразится на возможностях бизнеса по финансированию своих инвестиционных программ – особенно на фоне хронического дефицита заемных средств, предупредила Кононова.

Проблема, по уточнению Свириденко, даже еще шире, чем просто доступ к дотациям: «Самоподдерживающей системы инвестиций и воспроизводства экономики нет».

Источник: Независимая газета

"Минфин не даст откусывать от Федерации"
Вера Кононова — о том, что привлекать инвестиции в регионы нужно, тем более что на уровне субъектов РФ значительно лучше видны препятствия, сдерживающие инвестиционную активность бизнеса

За финансовые ресурсы предстоит побороться всем – и Центру, и регионам, и бизнесу

Проблема с поиском источников для инвестиций усугубляется. В бюджетной политике РФ заострились противоречия, связанные с вертикалью власти. Регионы попросили Минфин быть готовым поддержать их в 2023 году, а также призвали учесть в дотациях подскочившую инфляцию и компенсировать их расходы на новые территории и мобилизационные мероприятия, списав часть долгов. Ведомство, однако, призвало губернаторов не откусывать от Федерации, а самостоятельно проявить чудеса инвестиционной находчивости. Побороться за финансовые ресурсы предстоит в следующем году всем, и, видимо, в том числе друг с другом. У бизнеса, который многие годы и так инвестирует в основном за счет собственных средств, во второй половине 2022-го резко ухудшился финансовый результат.
Итоговое в 2022 году заседание комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» выявило обеспокоенность федерального Центра пассивностью ряда регионов в рамках выстроенной вертикали власти.

Возглавляющий комиссию губернатор Челябинской области Алексей Текслер выступил с докладом «О повышении долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований». Там есть, например, такое предложение, как «частичное зачисление акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов РФ с поэтапным доведением такой доли до 10% за счет использования дополнительного объема акцизов, возникающего ежегодно за счет индексации их ставок».

Еще одно предложение – разработать механизм списания (полностью или частично) задолженности по реструктурированным бюджетным кредитам в объеме средств субъектов РФ, «направляемых на осуществление мер поддержки по обеспечению жизнедеятельности населения новых территорий и проведение мобилизационных мероприятий».

Кроме того, как заявил Текслер, «с целью сохранения бюджетных инвестиций нужно геополитику добавлять к ковиду и мобилизации, чтобы сразу закладывать возможность превышения установленного дефицита региональных и местных бюджетов на сумму ассигнований, направленных на такие мероприятия».

Также в докладе указывается, что в условиях повышенной инфляции в 2022 году наблюдается существенное запаздывание темпов роста дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по отношению к темпам роста фактической инфляции. «Представляется целесообразным изменить способ индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с прогнозируемого на фактический уровень инфляции (или на уровень, учитывающий разницу между прогнозной и фактической инфляцией)», – отмечается в докладе.

«Просим Минфин в следующем году уделить особое внимание, при необходимости быть готовым как поддержать регионы дополнительными средствами, так и искать и формировать нормативно источники для наращивания собственной доходной базы регионов», – резюмировал Текслер.

По заявлениям главы Минфина Антона Силуанова стало понятно, что у федерального Центра другие акценты. «Мы обсуждаем в рамках нашего совета в основном предложения, как увеличить объемы поддержки регионов, где бы что списать, перераспределить доходы с федерального на региональный. Это должно быть в нашем обсуждении, но, мне кажется, наша основная задача не констатировать, что денег надо побольше регионам», – сообщил министр.

По его словам, надо уделять внимание тому, как поддерживать экономику регионов, как зарабатывать самостоятельно доходы: «Нужно говорить о развитии регионов. Мы же видим, что отдельные регионы занимаются реально экономикой, губернаторы ездят по стране, за рубеж, привлекая инвестиции, а другие сидят просто и ждут сверху дотаций», – уточнил министр.

Силуанов предложил регионам в следующем году изучить и распространить опыт более успешных в привлечении инвестиций субъектов РФ. Властям на местах нужно сделать так, чтобы регион был инвестиционно привлекательным, чтобы развивался бизнес, росла занятость, люди богатели. «А не просто – давайте что-нибудь откусим от Федерации, и, значит, всем станет хорошо. Так не будет хорошо. Потому что это не системное решение задач», – приводят слова министра информагентства. «Инвестиции – один из общенациональных приоритетов, по их динамике оценивается деятельность губернаторов.

В следующем году подавляющее большинство регионов внедрит региональные инвестиционные стандарты (сейчас таких регионов уже более 40), призванные максимально упростить реализацию инвестиционного проекта, – комментирует первый вице-президент Центра стратегических разработок Глеб Покатович. – Тем не менее регионы сталкиваются с новыми вызовами, и это требует дополнительных ресурсов, которыми большинство субъектов в краткосрочном периоде не располагают».

Как говорит замначальника отдела Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова, привлекать инвестиции в регионы, безусловно, нужно, тем более что на уровне субъектов РФ значительно лучше видны препятствия, сдерживающие инвестиционную активность бизнеса, но чтобы успешно привлекать инвесторов, регионы должны быть в состоянии что-то этим инвесторам предложить.
«Действительно, на дотации инвестиции не сделаешь. Но для привлечения инвестиций есть очень много других факторов, которых не хватает от государства. Это доступные кредиты, налоги, инвестиционные льготы, ускоренная амортизация, – перечислил исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. – Многое из этого зависит от Минфина».

В текущей ситуации, как считает профессор НИУ ВШЭ Александр Чепуренко, следовало бы не рассчитывать на приход крупного якорного инвестора, а ускоренно улучшать бизнес-климат в регионах для малого и среднего предпринимательства: «Он отличается умением привлекать для инвестирования нетрадиционные источники, имеет более короткие горизонты планирования, создает рабочие места».

«Что касается иностранных инвесторов, то сейчас, это, наверное, фантастика, – считает Свириденко. – А с внутренними можно поработать. Здесь, однако, без гарантий государства не обойтись, ситуация слишком сложная, непредсказуемая. А гарантии – это снова деньги». Если есть опасения по поводу нецелевого расходования, то можно прибегнуть к специальным счетам, казначейству на цифровом рубле, «окрашенным» деньгам, считает эксперт.

Но, по его словам, отдельные усилия глав регионов, пусть даже успешные, систему не создадут. Есть еще один, «кардинальный, концептуальный путь», говорит Свириденко: это создание мегаинвестиционных фондов, таких, как, например, BlackRock или Goldman Sachs в США. Однако в России, по его мнению, могут возникнуть политические опасения в случае появления частных фондов такого масштаба. «Тогда пусть они будут частно-государственными», – уточнил он.

Важнейшие барьеры, с которыми сейчас сталкивается бизнес, потенциально готовый на реализацию инвестиционных проектов, – это недоступность финансирования и дефицит инфраструктуры, прежде всего транспортной и логистической, продолжила Кононова.

«Уже много лет (с 2015-го, по Росстату. – «НГ») структура источников для финансирования инвестиций в основной капитал в нашей стране имеет перекос: основным источником для инвестирования остаются собственные средства компаний, а заемные средства в виде банковских кредитов или финансирования через выпуск ценных бумаг используются значительно реже. В 2021-м за счет собственных средств бизнеса было профинансировано 56% инвестиций в основной капитал», – сообщила эксперт, ссылаясь на статистику.

А когда требуется профинансировать не только свой проект, но и объекты инфраструктуры, это часто становится поводом отказаться от инвестиционных планов – «если только эти расходы не возьмет на себя, например, региональный бюджет или иной источник».

«Основной источник финансирования инвестиций в основной капитал – собственные средства организаций, и их роль сохранится даже в текущей ситуации», – ожидает Покатович. Бюджетные инвестиции, по данным за 2021 год, находятся на втором месте с долей 18%, и только на третьем – заемные средства с долей 11%.

Хотя эксперты обратили внимание на то, что диалог Минфина и регионов происходит. «В федеральном бюджете учтен целый ряд важных для регионов предложений и дополнительных ресурсов, которые должны помочь обеспечить сбалансированность и устойчивость региональных бюджетов», – говорит Покатович.

«Существует тенденция, направленная на то, чтобы снижались административные барьеры. Комплексная система поддержки помогает равномерно распределять региональные субсидии, реализуя потенциал роста инвестиций не только в ключевых отраслях (в сфере транспорта, нефтегазовой промышленности и электроэнергетике), но и в остальных», – уточнил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Однако одновременно с этим в стране сейчас стремительно сужаются инвестиционные возможности бизнеса. По данным Росстата, положительный сальдированный финансовый результат (прибыль) российских компаний по итогам января–октября в годовом сопоставлении сократился в РФ на 8%.

Показатель снижается не только в сфере добычи полезных ископаемых, но и в сельском хозяйстве, торговле, в области информации и связи. А наиболее сильно положительный финрезультат сократился в профессиональной, научной и технической деятельности. Рост же зафиксирован прежде всего в строительстве, причем сразу в разы.

Но если брать период только с июля по октябрь 2022-го, то в этом случае прибыль компаний усохла уже примерно вдвое по сравнению с тем же периодом 2021 года. Это неизбежно отразится на возможностях бизнеса по финансированию своих инвестиционных программ – особенно на фоне хронического дефицита заемных средств, предупредила Кононова.

Проблема, по уточнению Свириденко, даже еще шире, чем просто доступ к дотациям: «Самоподдерживающей системы инвестиций и воспроизводства экономики нет».

Источник: Независимая газета

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )