03.07.2018

«Кто заплатит за рост НДС»

Колонка Веры Кононовой опубликована в газете "Ведомости"

В четверг правительство одобрило повышение базовой ставки НДС с 18 до 20%, сохранив льготную ставку на прежнем уровне в 10%. Как сообщали СМИ со ссылкой на федеральных чиновников, повышение НДС до 20% позволит увеличить поступления в федеральный бюджет на 2 трлн руб. за шесть лет, что станет важным источником средств для финансирования национальных проектов. Однако при этом совершенно не учитывается то, что повышение нагрузки по НДС вызовет рост не только потребительских цен, но и цен производителей, а также приведет к увеличению объемов оборотных средств, отвлекаемых производителями на уплату входящего НДС. Кроме того, рост инфляции, неизбежный в случае увеличения НДС, может сказаться и на денежно-кредитной политике Банка России. Все это окажет сдерживающее влияние как на производителей, так и на потребительский спрос.

Высокая нагрузка на экономику

Расчеты на основе данных Федерального казначейства показывают, что в условиях 2017 г. предлагаемое повышение НДС привело бы к более существенному росту поступлений в бюджет, чем 2 трлн руб., о которых со ссылкой на чиновников писали СМИ. Так, в 2017 г. в бюджет поступило 3069,9 млрд руб. НДС на товары и услуги, произведенные внутри страны (так называемый внутренний НДС), и еще 2067,2 млрд руб. НДС на импортируемую продукцию (внешний НДС). Если бы в этих условиях (в том числе без учета потенциального снижения деловой активности) ставки НДС оказались выше на 2 пункта, то дополнительные доходы бюджета за год составили бы 341,1 млрд руб. по внутреннему НДС и 226,7 млрд руб. – по внешнему НДС. Таким образом, в сумме дополнительные поступления составили бы 570,8 млрд руб. за год, а за шесть лет при прочих равных условиях эта сумма составила бы 3424,8 млрд руб. По сути, идея финансирования нацпроектов за счет повышения НДС означает, что потребители (как население, так и организации, приобретающие продукцию для конечного потребления) должны будут выплатить сумму, эквивалентную более 40% стоимости нацпроектов.

Еще более существенный рост поступлений (при прочих равных условиях) был бы в случае отмены льготной ставки НДС в 10%, поскольку по ряду категорий товаров и услуг (продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, детские товары, книги и периодические издания, внутренние авиаперевозки) начисления НДС были бы, по сути, удвоены. В СМИ приводились оценки, что «цена» этой льготы для бюджета составляет 550 млрд руб. в год, т. е. именно такую сумму в этом случае следовало бы добавить к дополнительным поступлениям в бюджет. Правда, проверить эту оценку по открытым данным ФНС не представляется возможным. Отчет о структуре начислений НДС, публикуемый ведомством, содержит оценки выпадающих доходов только по тем льготам, которые предполагают освобождение от НДС. Да и сами сведения о начислениях налога по разным ставкам очень скудны – например, нет данных о суммах вычетов и о суммах поступлений в разрезе ставок.

Каким будет распределение этой дополнительной нагрузки по экономике? Если говорить о повышении базовой ставки с 18 до 20%, то по данным ФНС за 2017 г. видно, что более 70% поступлений внутреннего НДС обеспечили бы шесть секторов экономики: обрабатывающая промышленность (20,7% дополнительных поступлений в бюджет), оптовая и розничная торговля (12,1%), строительство (11,5%), научно-техническая деятельность (9,5%), обеспечение электроэнергией, газом, паром и кондиционирование воздуха (9,1%), услуги информации и связи (8,9%). Поэтому основная нагрузка при повышении НДС ляжет на конечных потребителей продукции именно этих секторов, т. е. и на население, и на бизнес, в зависимости от типа продукции.

Рост издержек бизнеса

Теоретические представления о нейтральности НДС для бизнеса – что затраты на уплату НДС поставщикам для компании компенсируются за счет потребителей – далеки от российской реальности по двум основным причинам. Во-первых, промежуток времени между уплатой входящего НДС поставщикам при покупке сырья и материалов и получением исходящего НДС от покупателя продукции может исчисляться месяцами, а это означает отвлечение оборотных средств бизнеса на соответствующий срок. Во-вторых, существует целый ряд организаций и секторов экономики, где этот принцип возмещения не работает, прежде всего это организации, где реализация продукции освобождена от НДС (однако они могут уплачивать НДС при закупках у поставщиков). К ним относится практически весь сектор малого бизнеса, использующий специальные налоговые режимы, учреждения образования, здравоохранения, культуры (в рамках основной деятельности), финансовый сектор (по значительной части операций). По данным ФНС, объем НДС, который мог бы поступить в бюджет в случае отмены таких льгот, составил бы 10,3 трлн руб. (что почти в 2 раза больше фактических поступлений этого налога). При этом объем НДС, принятого к вычету по таким операциям, составил бы 18,6 трлн руб. (но в условиях освобождения от НДС эти средства относятся на издержки соответствующих организаций). Кроме этого возмещение НДС не происходит для организаций, которые по разным причинам получили отказ от налоговых органов в возмещении налога (например, по причинам, связанным с оформлением документов, неуплатой налога контрагентом и др.).

Учитывая значительные масштабы сумм, направляемых на выплаты НДС, можно утверждать, что повышение НДС выразится не только в росте цен для конечных потребителей, но и в увеличении объема средств, отвлекаемых из бизнеса. В конечном счете это будет означать повышение издержек во всех звеньях производственных цепочек, при этом повышение издержек и отпускных цен в разных звеньях, безусловно, будет отличаться в зависимости от конкурентной ситуации и рентабельности бизнеса. В 2017 г. в целом по России объем выплат НДС поставщикам, принятый налоговыми органами к вычету, составил 24,8 трлн руб., а объем НДС, выплаченный таможенным органам и также принятый к вычету, – 1,7 трлн руб. Повышение ставок НДС на 2 п. п. в условиях 2017 г. привело бы к тому, что суммарный объем этих выплат – эквивалентный объему отвлеченных оборотных средств – увеличился бы почти на 3 трлн руб.

Наибольший рост объемов оборотных средств, которые в случае повышения НДС придется отвлекать на выплаты поставщикам, будет характерен для производств с высокими затратами на промежуточное потребление товаров и услуг. Например, по данным Росстата, в отрасли производства автомобилей, прицепов и полуприцепов стоимость промежуточного потребления составляет 87,7% стоимости выпуска, в производстве пищевых продуктов и напитков – 78,6%, в производстве электрических машин и электрооборудова­ния – 71,5%, в химических производствах – 63,8% и т. д. Таким образом, наибольший рост нагрузки получат несырьевые производства, которые по замыслу майского указа должны получить наибольшие стимулы к росту с помощью реализации национальных проектов.

Инфляция и ключевая ставка

Повышение НДС неизбежно приведет к росту цен в стране. Конечная цена продукции, облагаемой сейчас по ставке НДС 18%, только за счет увеличения НДС до 20% вырастет на 1,69% (например, товар стоимостью 100 руб. сейчас вместе с НДС продается за 118 руб., а будет продаваться за 120 руб.). Учитывая, что большинство товаров и услуг, которые включены в состав потребительской корзины для целей расчета инфляции, облагаются НДС, это непосредственно отразится на динамике индекса потребительских цен.

При этом влияние повышения НДС на инфляционные процессы не ограничится разовым изменением розничных цен в магазинах. Помимо потребительских цен повысятся также и цены производителей на всю облагаемую НДС продукцию. Рост издержек бизнеса в связи с необходимостью отвлечения более крупных сумм на выплаты НДС станет дополнительным фактором повышения цен производителей в будущем. Таким образом, повышение издержек затронет практически все производства и будет носить не одномоментный, а кумулятивный характер. Кроме того, ускорение роста цен в результате повышения ставки НДС может стать дополнительным фактором в пользу торможения снижения ставок со стороны Банка России.

Автор — заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований

Ведомости

«Кто заплатит за рост НДС»
Колонка Веры Кононовой опубликована в газете "Ведомости"

В четверг правительство одобрило повышение базовой ставки НДС с 18 до 20%, сохранив льготную ставку на прежнем уровне в 10%. Как сообщали СМИ со ссылкой на федеральных чиновников, повышение НДС до 20% позволит увеличить поступления в федеральный бюджет на 2 трлн руб. за шесть лет, что станет важным источником средств для финансирования национальных проектов. Однако при этом совершенно не учитывается то, что повышение нагрузки по НДС вызовет рост не только потребительских цен, но и цен производителей, а также приведет к увеличению объемов оборотных средств, отвлекаемых производителями на уплату входящего НДС. Кроме того, рост инфляции, неизбежный в случае увеличения НДС, может сказаться и на денежно-кредитной политике Банка России. Все это окажет сдерживающее влияние как на производителей, так и на потребительский спрос.

Высокая нагрузка на экономику

Расчеты на основе данных Федерального казначейства показывают, что в условиях 2017 г. предлагаемое повышение НДС привело бы к более существенному росту поступлений в бюджет, чем 2 трлн руб., о которых со ссылкой на чиновников писали СМИ. Так, в 2017 г. в бюджет поступило 3069,9 млрд руб. НДС на товары и услуги, произведенные внутри страны (так называемый внутренний НДС), и еще 2067,2 млрд руб. НДС на импортируемую продукцию (внешний НДС). Если бы в этих условиях (в том числе без учета потенциального снижения деловой активности) ставки НДС оказались выше на 2 пункта, то дополнительные доходы бюджета за год составили бы 341,1 млрд руб. по внутреннему НДС и 226,7 млрд руб. – по внешнему НДС. Таким образом, в сумме дополнительные поступления составили бы 570,8 млрд руб. за год, а за шесть лет при прочих равных условиях эта сумма составила бы 3424,8 млрд руб. По сути, идея финансирования нацпроектов за счет повышения НДС означает, что потребители (как население, так и организации, приобретающие продукцию для конечного потребления) должны будут выплатить сумму, эквивалентную более 40% стоимости нацпроектов.

Еще более существенный рост поступлений (при прочих равных условиях) был бы в случае отмены льготной ставки НДС в 10%, поскольку по ряду категорий товаров и услуг (продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, детские товары, книги и периодические издания, внутренние авиаперевозки) начисления НДС были бы, по сути, удвоены. В СМИ приводились оценки, что «цена» этой льготы для бюджета составляет 550 млрд руб. в год, т. е. именно такую сумму в этом случае следовало бы добавить к дополнительным поступлениям в бюджет. Правда, проверить эту оценку по открытым данным ФНС не представляется возможным. Отчет о структуре начислений НДС, публикуемый ведомством, содержит оценки выпадающих доходов только по тем льготам, которые предполагают освобождение от НДС. Да и сами сведения о начислениях налога по разным ставкам очень скудны – например, нет данных о суммах вычетов и о суммах поступлений в разрезе ставок.

Каким будет распределение этой дополнительной нагрузки по экономике? Если говорить о повышении базовой ставки с 18 до 20%, то по данным ФНС за 2017 г. видно, что более 70% поступлений внутреннего НДС обеспечили бы шесть секторов экономики: обрабатывающая промышленность (20,7% дополнительных поступлений в бюджет), оптовая и розничная торговля (12,1%), строительство (11,5%), научно-техническая деятельность (9,5%), обеспечение электроэнергией, газом, паром и кондиционирование воздуха (9,1%), услуги информации и связи (8,9%). Поэтому основная нагрузка при повышении НДС ляжет на конечных потребителей продукции именно этих секторов, т. е. и на население, и на бизнес, в зависимости от типа продукции.

Рост издержек бизнеса

Теоретические представления о нейтральности НДС для бизнеса – что затраты на уплату НДС поставщикам для компании компенсируются за счет потребителей – далеки от российской реальности по двум основным причинам. Во-первых, промежуток времени между уплатой входящего НДС поставщикам при покупке сырья и материалов и получением исходящего НДС от покупателя продукции может исчисляться месяцами, а это означает отвлечение оборотных средств бизнеса на соответствующий срок. Во-вторых, существует целый ряд организаций и секторов экономики, где этот принцип возмещения не работает, прежде всего это организации, где реализация продукции освобождена от НДС (однако они могут уплачивать НДС при закупках у поставщиков). К ним относится практически весь сектор малого бизнеса, использующий специальные налоговые режимы, учреждения образования, здравоохранения, культуры (в рамках основной деятельности), финансовый сектор (по значительной части операций). По данным ФНС, объем НДС, который мог бы поступить в бюджет в случае отмены таких льгот, составил бы 10,3 трлн руб. (что почти в 2 раза больше фактических поступлений этого налога). При этом объем НДС, принятого к вычету по таким операциям, составил бы 18,6 трлн руб. (но в условиях освобождения от НДС эти средства относятся на издержки соответствующих организаций). Кроме этого возмещение НДС не происходит для организаций, которые по разным причинам получили отказ от налоговых органов в возмещении налога (например, по причинам, связанным с оформлением документов, неуплатой налога контрагентом и др.).

Учитывая значительные масштабы сумм, направляемых на выплаты НДС, можно утверждать, что повышение НДС выразится не только в росте цен для конечных потребителей, но и в увеличении объема средств, отвлекаемых из бизнеса. В конечном счете это будет означать повышение издержек во всех звеньях производственных цепочек, при этом повышение издержек и отпускных цен в разных звеньях, безусловно, будет отличаться в зависимости от конкурентной ситуации и рентабельности бизнеса. В 2017 г. в целом по России объем выплат НДС поставщикам, принятый налоговыми органами к вычету, составил 24,8 трлн руб., а объем НДС, выплаченный таможенным органам и также принятый к вычету, – 1,7 трлн руб. Повышение ставок НДС на 2 п. п. в условиях 2017 г. привело бы к тому, что суммарный объем этих выплат – эквивалентный объему отвлеченных оборотных средств – увеличился бы почти на 3 трлн руб.

Наибольший рост объемов оборотных средств, которые в случае повышения НДС придется отвлекать на выплаты поставщикам, будет характерен для производств с высокими затратами на промежуточное потребление товаров и услуг. Например, по данным Росстата, в отрасли производства автомобилей, прицепов и полуприцепов стоимость промежуточного потребления составляет 87,7% стоимости выпуска, в производстве пищевых продуктов и напитков – 78,6%, в производстве электрических машин и электрооборудова­ния – 71,5%, в химических производствах – 63,8% и т. д. Таким образом, наибольший рост нагрузки получат несырьевые производства, которые по замыслу майского указа должны получить наибольшие стимулы к росту с помощью реализации национальных проектов.

Инфляция и ключевая ставка

Повышение НДС неизбежно приведет к росту цен в стране. Конечная цена продукции, облагаемой сейчас по ставке НДС 18%, только за счет увеличения НДС до 20% вырастет на 1,69% (например, товар стоимостью 100 руб. сейчас вместе с НДС продается за 118 руб., а будет продаваться за 120 руб.). Учитывая, что большинство товаров и услуг, которые включены в состав потребительской корзины для целей расчета инфляции, облагаются НДС, это непосредственно отразится на динамике индекса потребительских цен.

При этом влияние повышения НДС на инфляционные процессы не ограничится разовым изменением розничных цен в магазинах. Помимо потребительских цен повысятся также и цены производителей на всю облагаемую НДС продукцию. Рост издержек бизнеса в связи с необходимостью отвлечения более крупных сумм на выплаты НДС станет дополнительным фактором повышения цен производителей в будущем. Таким образом, повышение издержек затронет практически все производства и будет носить не одномоментный, а кумулятивный характер. Кроме того, ускорение роста цен в результате повышения ставки НДС может стать дополнительным фактором в пользу торможения снижения ставок со стороны Банка России.

Автор — заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований

Ведомости

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )