20.10.2021

"Падение доходов будет продолжаться более 10 лет"

Провал продлится больше десятилетия, и только к концу 2024 года доходы граждан могут вернуться на уровень 2013 года – ИКСИ

Политика ограничения доходов населения угнетает большую часть российской экономики – от торговли и услуг до инвестиций в строительство и продвижение инноваций. Поэтому российские экономисты стараются разглядеть перспективы выхода из этого кризиса. Более четверти регионов не смогли восстановить доходы своих жителей хотя бы до уровня 2015 года, подсчитали в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Провал продлится больше десятилетия, и только к концу 2024 года доходы граждан могут вернуться на уровень 2013 года, прогнозируют в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Восстановление доходов граждан быстрее всего идет в самых богатых и в самых бедных регионах России. А в группе регионов-середняков граждане в прошлом году получали доходы ниже, чем в 2015 году. Появление провальной группы регионов-середняков обнаружили в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Новое исследование института говорит о продолжении регионального расслоения в РФ. В 2020 году уровень реальных доходов превзошел показатели 2015 года в столичных агломерациях, а также в регионах, специализирующихся на добыче природных ископаемых. Условный уровень 2015 года был достигнут также жителями и самых бедных регионов. А вот в регионах, где доходы составляют 68–82% от среднероссийского уровня (а это почти четверть населения РФ), произошло наибольшее падение доходов, пишет главный научный сотрудник ИНП РАН Надежда Михеева.

По ее данным, в стране сохраняются существенные диспропорции в социально-экономическом развитии, бюджетной обеспеченности и в качестве жизни населения.

Наглядно это видно по результатам выхода регионов из кризиса 2014–2015 годов, который сопровождался затяжным и повсеместным падением доходов населения. Реальные доходы в 2015 году упали на 3,6%, в 2016-м – опять снижение, на 4,5%, в 2017-м было минимальное (на 0,2%), но все же падение. Следующие два года наблюдался едва заметный рост (на 1,1 и 1,7%), но кризисный 2020 год опять принес снижение доходов на 2,4%.

По данным ИНП РАН, уровень реальных доходов населения, соответствующий нижней точке кризиса (2015), был достигнут в 2019-м в Центральном федеральном округе (ЦФО) и превзойден на северо-западе. Во всех остальных округах падение реальных доходов продолжалось, максимальный спад на 8,4% наблюдался в Приволжском округе. При этом уровень реальных доходов населения 2013 года в 2019 году был достигнут только на северо-западе, максимальное отставание от этого уровня имело место в Уральском округе, где доходы за 2014–2019 годы снизились на 11%, и Приволжском – на 10,4%.

При сравнении результатов 2020 и 2015 года видно, что реальные доходы вернулись на уровень пятилетней давности в ЯНАО, на Чукотке, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Адыгее, в Крыму, Калмыкии, на Алтае и в Ингушетии. При этом заметно выделяется группа регионов, где произошло серьезное сокращение доходов даже относительно уровня 2015 года. Реальные доходы сократились более чем на 20% в Пермском крае, Курганской, Новгородской областях. На 15% доходы жителей сократились в Астраханской области. Заметное падение произошло также в Омской, Свердловской областях. То есть речь идет отнюдь не о депрессивных регионах и не о тех, которые входят в черный список 10 самых депрессивных территорий (см. «НГ» от 17.10.21).

У богатых регионов есть собственная экономическая база для роста доходов даже в кризисных условиях: там больше рабочих мест с достойной оплатой труда для населения и есть доходная база для налоговых поступлений в региональный бюджет как основа для более «щедрых» социальных выплат, говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. «У бедных регионов неразвитая экономика, но в условиях пандемии они получили значительный объем средств из федерального Центра на выплату социальных пособий (семьям с детьми, безработным, медикам в ковидных госпиталях). В самых бедных регионах (Чечня, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Алтай и т.д.) выплаты на детей заметно увеличились», – отмечает эксперт.

Регионы-середняки проиграли, так как собственных ресурсов им не хватает. А непрозрачная система межбюджетных трансфертов им не помогла. Пока не вполне понятно, по каким правилам распределяется поддержка из федерального Центра, почему одним регионам восполнили «ковидные» потери, а другим – нет, говорит Киселева.

«У Росстата качество статистики по регионам невысокое, оно зачастую не позволяет делать качественную аналитику, – сказала «НГ» главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Наталья Зубаревич. – На мой взгляд к тому же, неверно сравнивать нынешние доходы населения с 2015 годом. Дело в том, что в том году произошло очень сильное падение доходов, при этом падение в каких-то регионах было сильнее, а где-то меньше, то есть идет сравнение уже с ямами разной глубины».

«Во время кризиса 2020 года, когда доходы федерального бюджета резко сократились, Минфину России пришлось резать в том числе дотации регионам, выбирая, кому и сколько нужно оставить. Наиболее уязвимыми в этой ситуации оказались регионы-середнячки, потому что федеральные дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для самых экономически слабых регионов практически не изменились», – сказал «НГ» старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.

Республика Алтай получила 9,8 млрд руб. в 2019 году и 8,6 млрд в 2020 году, Дагестан соответственно 66,2 млрд и 58,4 млрд, Ингушетия – 10,1 млрд и 9,1 млрд, Крым 20,3 млрд и 19,8 млрд, Чеченская Республика – 30,4 млрд и 27,3 млрд, Чукотский автономный округ – 11,2 млрд и 11,9 млрд.

«Для регионов-середнячков сокращение бюджетных дотаций оказалось максимальным: Ульяновская область – 3,1 млрд руб. в 2019 году и 1,3 млрд в 2020 году, Тверская область – 4,3 млрд и 2,1 млрд, Орловская область – 5,4 млрд и 2,9 млрд, Магаданская область – 4,7 млрд и 1,9 млрд и т.д., – говорит Розман. – То есть если в экономически слабых регионах сокращение федеральных дотаций в 2020 году составило не более 10–15%, а на Чукотке они даже выросли на 6,25%, то в регионах-середнячках сокращение составило около 35–60%. Понятно, что в такой ситуации доходы сильнее всего упали именно у середнячков. Слабые регионы, наиболее зависимые от дотаций федерального Центра, свои доходы практически в полной мере сохранили, а сильные регионы-доноры, которые не нуждались в помощи, смогли либо занимать деньги на рынке, либо пройти кризис за счет накопленного бюджетного «жирка».

Не стоит забывать, что кризис 2020 года оказался самым быстрым с точки зрения восстановления экономики к докризисным уровням в истории, поэтому для сильных регионов, особенно нефтегазовых, он не стал критичным, добавляет эксперт. «Поэтому сильные и слабые регионы быстро восстановили доходы, а середнячки, которым в 2021 году так и не вернули федеральные дотации, естественно, отстали», – говорит он.

Согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития, реальные располагаемые доходы населения вырастут в 2022 году на 2,4%, а в 2023 и 2024 будут расти на 2,5% в год. С одной стороны, это довольно высокие темпы для последних нескольких лет, пишут в ИКСИ, однако с 2014-го по 2020-й в пяти годах из семи они сокращались. Прогнозируемая динамика доходов позволит вывести их к концу 2024 года только на уровень 2013 года. В этой ситуации к концу 2024 года получится, что рост ВВП страны за предыдущие 11 лет (согласно базовому варианту прогноза ведомства Максима Решетникова, он должен составить в целом за период 16,9%) не транслировался в рост реальных доходов населения, отметили в ИКСИ.

Причем достижение и этих значений по динамике доходов вызывает вопросы. Например, в прогнозе указывается, что «опережающими темпами в структуре доходов населения будут расти доходы от собственности и предпринимательской деятельности». Однако, по данным Росстата, в 2020 году на доходы от собственности приходилось только 4,3%, а на доходы от предпринимательской деятельности – 5,2% доходов населения, в то время как на заработную плату – 58,9%, на социальные выплаты – 21%. В такой ситуации для того, чтобы доходы от собственности и предпринимательской деятельности стали драйверами роста доходов, необходимы кардинальные изменения в условиях предпринимательской деятельности и в уровне жизни населения, которые обеспечили бы возможность накопления сбережений и вложения их с целью извлечения дохода, заявили в ИКСИ.

Источник: Независимая газета

"Падение доходов будет продолжаться более 10 лет"
Провал продлится больше десятилетия, и только к концу 2024 года доходы граждан могут вернуться на уровень 2013 года – ИКСИ

Политика ограничения доходов населения угнетает большую часть российской экономики – от торговли и услуг до инвестиций в строительство и продвижение инноваций. Поэтому российские экономисты стараются разглядеть перспективы выхода из этого кризиса. Более четверти регионов не смогли восстановить доходы своих жителей хотя бы до уровня 2015 года, подсчитали в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Провал продлится больше десятилетия, и только к концу 2024 года доходы граждан могут вернуться на уровень 2013 года, прогнозируют в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Восстановление доходов граждан быстрее всего идет в самых богатых и в самых бедных регионах России. А в группе регионов-середняков граждане в прошлом году получали доходы ниже, чем в 2015 году. Появление провальной группы регионов-середняков обнаружили в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Новое исследование института говорит о продолжении регионального расслоения в РФ. В 2020 году уровень реальных доходов превзошел показатели 2015 года в столичных агломерациях, а также в регионах, специализирующихся на добыче природных ископаемых. Условный уровень 2015 года был достигнут также жителями и самых бедных регионов. А вот в регионах, где доходы составляют 68–82% от среднероссийского уровня (а это почти четверть населения РФ), произошло наибольшее падение доходов, пишет главный научный сотрудник ИНП РАН Надежда Михеева.

По ее данным, в стране сохраняются существенные диспропорции в социально-экономическом развитии, бюджетной обеспеченности и в качестве жизни населения.

Наглядно это видно по результатам выхода регионов из кризиса 2014–2015 годов, который сопровождался затяжным и повсеместным падением доходов населения. Реальные доходы в 2015 году упали на 3,6%, в 2016-м – опять снижение, на 4,5%, в 2017-м было минимальное (на 0,2%), но все же падение. Следующие два года наблюдался едва заметный рост (на 1,1 и 1,7%), но кризисный 2020 год опять принес снижение доходов на 2,4%.

По данным ИНП РАН, уровень реальных доходов населения, соответствующий нижней точке кризиса (2015), был достигнут в 2019-м в Центральном федеральном округе (ЦФО) и превзойден на северо-западе. Во всех остальных округах падение реальных доходов продолжалось, максимальный спад на 8,4% наблюдался в Приволжском округе. При этом уровень реальных доходов населения 2013 года в 2019 году был достигнут только на северо-западе, максимальное отставание от этого уровня имело место в Уральском округе, где доходы за 2014–2019 годы снизились на 11%, и Приволжском – на 10,4%.

При сравнении результатов 2020 и 2015 года видно, что реальные доходы вернулись на уровень пятилетней давности в ЯНАО, на Чукотке, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Адыгее, в Крыму, Калмыкии, на Алтае и в Ингушетии. При этом заметно выделяется группа регионов, где произошло серьезное сокращение доходов даже относительно уровня 2015 года. Реальные доходы сократились более чем на 20% в Пермском крае, Курганской, Новгородской областях. На 15% доходы жителей сократились в Астраханской области. Заметное падение произошло также в Омской, Свердловской областях. То есть речь идет отнюдь не о депрессивных регионах и не о тех, которые входят в черный список 10 самых депрессивных территорий (см. «НГ» от 17.10.21).

У богатых регионов есть собственная экономическая база для роста доходов даже в кризисных условиях: там больше рабочих мест с достойной оплатой труда для населения и есть доходная база для налоговых поступлений в региональный бюджет как основа для более «щедрых» социальных выплат, говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. «У бедных регионов неразвитая экономика, но в условиях пандемии они получили значительный объем средств из федерального Центра на выплату социальных пособий (семьям с детьми, безработным, медикам в ковидных госпиталях). В самых бедных регионах (Чечня, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Алтай и т.д.) выплаты на детей заметно увеличились», – отмечает эксперт.

Регионы-середняки проиграли, так как собственных ресурсов им не хватает. А непрозрачная система межбюджетных трансфертов им не помогла. Пока не вполне понятно, по каким правилам распределяется поддержка из федерального Центра, почему одним регионам восполнили «ковидные» потери, а другим – нет, говорит Киселева.

«У Росстата качество статистики по регионам невысокое, оно зачастую не позволяет делать качественную аналитику, – сказала «НГ» главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Наталья Зубаревич. – На мой взгляд к тому же, неверно сравнивать нынешние доходы населения с 2015 годом. Дело в том, что в том году произошло очень сильное падение доходов, при этом падение в каких-то регионах было сильнее, а где-то меньше, то есть идет сравнение уже с ямами разной глубины».

«Во время кризиса 2020 года, когда доходы федерального бюджета резко сократились, Минфину России пришлось резать в том числе дотации регионам, выбирая, кому и сколько нужно оставить. Наиболее уязвимыми в этой ситуации оказались регионы-середнячки, потому что федеральные дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для самых экономически слабых регионов практически не изменились», – сказал «НГ» старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.

Республика Алтай получила 9,8 млрд руб. в 2019 году и 8,6 млрд в 2020 году, Дагестан соответственно 66,2 млрд и 58,4 млрд, Ингушетия – 10,1 млрд и 9,1 млрд, Крым 20,3 млрд и 19,8 млрд, Чеченская Республика – 30,4 млрд и 27,3 млрд, Чукотский автономный округ – 11,2 млрд и 11,9 млрд.

«Для регионов-середнячков сокращение бюджетных дотаций оказалось максимальным: Ульяновская область – 3,1 млрд руб. в 2019 году и 1,3 млрд в 2020 году, Тверская область – 4,3 млрд и 2,1 млрд, Орловская область – 5,4 млрд и 2,9 млрд, Магаданская область – 4,7 млрд и 1,9 млрд и т.д., – говорит Розман. – То есть если в экономически слабых регионах сокращение федеральных дотаций в 2020 году составило не более 10–15%, а на Чукотке они даже выросли на 6,25%, то в регионах-середнячках сокращение составило около 35–60%. Понятно, что в такой ситуации доходы сильнее всего упали именно у середнячков. Слабые регионы, наиболее зависимые от дотаций федерального Центра, свои доходы практически в полной мере сохранили, а сильные регионы-доноры, которые не нуждались в помощи, смогли либо занимать деньги на рынке, либо пройти кризис за счет накопленного бюджетного «жирка».

Не стоит забывать, что кризис 2020 года оказался самым быстрым с точки зрения восстановления экономики к докризисным уровням в истории, поэтому для сильных регионов, особенно нефтегазовых, он не стал критичным, добавляет эксперт. «Поэтому сильные и слабые регионы быстро восстановили доходы, а середнячки, которым в 2021 году так и не вернули федеральные дотации, естественно, отстали», – говорит он.

Согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития, реальные располагаемые доходы населения вырастут в 2022 году на 2,4%, а в 2023 и 2024 будут расти на 2,5% в год. С одной стороны, это довольно высокие темпы для последних нескольких лет, пишут в ИКСИ, однако с 2014-го по 2020-й в пяти годах из семи они сокращались. Прогнозируемая динамика доходов позволит вывести их к концу 2024 года только на уровень 2013 года. В этой ситуации к концу 2024 года получится, что рост ВВП страны за предыдущие 11 лет (согласно базовому варианту прогноза ведомства Максима Решетникова, он должен составить в целом за период 16,9%) не транслировался в рост реальных доходов населения, отметили в ИКСИ.

Причем достижение и этих значений по динамике доходов вызывает вопросы. Например, в прогнозе указывается, что «опережающими темпами в структуре доходов населения будут расти доходы от собственности и предпринимательской деятельности». Однако, по данным Росстата, в 2020 году на доходы от собственности приходилось только 4,3%, а на доходы от предпринимательской деятельности – 5,2% доходов населения, в то время как на заработную плату – 58,9%, на социальные выплаты – 21%. В такой ситуации для того, чтобы доходы от собственности и предпринимательской деятельности стали драйверами роста доходов, необходимы кардинальные изменения в условиях предпринимательской деятельности и в уровне жизни населения, которые обеспечили бы возможность накопления сбережений и вложения их с целью извлечения дохода, заявили в ИКСИ.

Источник: Независимая газета

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )