"Китай пришёл за лесом в европейскую часть России"
Предприниматели из Поднебесной открывают всё больше лесопромышленных предприятий в европейской части России. «Октагон» подсчитал, что за прошедший год китайцы впервые открыли здесь больше таких фирм, чем в Сибири и на Дальнем Востоке. Эксперты связывают это с ужесточением режима добычи ресурсов на Дальнем Востоке, а также с близостью сырья к рынку ЕС. Иными словами, китайцы всё активнее продают российский лес в Европу.
За последний год – с июня 2019-го по июнь 2020-го – в европейской части России учреждена 31 китайская компания, связанная с добычей и продажей древесины. Этот показатель впервые превысил число новых лесопромышленных компаний в Сибири и на Дальнем Востоке.
Вечное сияние чистого Барыша
Наибольшее число инвесторов в лесопромышленном комплексе России (ЛПК) из КНР за последние полгода обосновалось в Кировской области. Гражданин КНР Лю Юнлу в марте, в разгар COVID-пандемии, стал гендиректором двух новых кировских компаний, занимающихся лесозаготовкой, – ООО «Кама» и ООО «Урал» (владельцы у них разные – Шухуа У и Ситин Чжао). Организации ищут персонал и рассчитывают экспортировать продукцию леспрома в Европу.
«Необходимо знание китайского и английского языков, так как часть работающего персонала (инженеров) и представители завода-изготовителя граждане КНР. Знание английского является базовым, предприятие будет вести деятельность в Азии и Европе». Из текста апрельской вакансии главного инженера
В городе Лузе Кировской области в ноябре 2019 года появился очередной «Золотой лес»: более известная компания с таким же названием и китайским капиталом работает в прикамском ТОСЭР Лямино. Её учредитель Ян Мин уже отмечался в российском реестре юрлиц, но утверждать, что это не однофамилец, нельзя – многие китайские инвесторы-частники пока не получили российский ИНН. Название одной из благовещенских строительных фирм Ян Мина (скорее всего, тёзка) более оригинальное – «Десять Тысяч Ли».
Китайцы нанимают и нередко берут в соинвесторы россиян. ООО «Форест Трейд» в Вологодской области учредил гражданин КНР, а возглавил бизнесмен Кирилл Сорокин, который до того занимался продажей одежды. В декабре 2019 года в городе Березники Пермского края некто Чжу Цзихуа зарегистрировал ООО «Тайхэ» (лесозаготовки), а в январе 2020-го в Шарье Костромской области его соотечественник Сюй Цзе открыл ООО «Тимбертрейд» (оптовая торговля лесо- и стройматериалами).
В Челябинске в период пандемии начало работу ООО «Международное предприятие “Сияние Звезды”» (распиловка и строгание древесины). Уставной капитал фирмы существенно выше, чем у других новообразованных компаний, – 1 млн рублей; доли по 20 процентов принадлежат двоим гражданам Китая. Примечательно, что руководит предприятием бывший репетитор по китайскому языку Екатерина Масленко.
В конце 2019 года в городе Барыше Ульяновской области было открыто ООО «Эко Форест» – предприятие по производству топливных гранул и брикетов из отходов деревопереработки. Владелец 33-процентной доли компании Тун Наньсун ранее руководил отделом международной торговли на химзаводе в Циндао, затем возглавлял департамент по работе с китайскими инвесторами в Корпорации развития Ульяновской области. После привлечения китайского капитала для строительства завода стал замгендиректора ООО «Конч цемент Волга». Компаньоны Тун Наньсуна по новому бизнесу в Барыше – опытные местные лесоводы, управляющие различными проектами в отрасли ещё с начала 2000-х годов.
Упорный азиатский поиск ниши
Заготовкой сырья в РФ занимаются частные лица со связями и знанием местной специфики, а не крупные компании, отмечает эксперт Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. Пиломатериалы из центральной части России обычно поступают к мебельным гигантам – например, таким, как IKEA. Площадки шведской марки расположены как в странах Восточной Европы, так и в КНР. Россия снабжает их кругляком и фанерой.
Интерес Китая к хвойным европейским лесам, в том числе расположенным в северных регионах РФ, объясняется изменениями в политике отечественного ЛПК. Президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич напомнил, что Правительство РФ увеличило вдвое (с 6,5 до 13 процентов) ставки вывозных таможенных пошлин на необработанное сырьё из дальневосточных хвойных пород (ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской). Поэтому тренд на китаизацию леспрома европейской части России будет сохраняться.
– Богат хвоей не только Русский Север (Вологодская и Новгородская области), но и приграничные территории на западе РФ – например, Брянская и Смоленская области, где в годы войны действовала крупнейшая сеть партизанского движения. Стоит отметить, что европейские леса чаще страдают от вредителей, поэтому их вырубка иногда носит вынужденный характер, и сбыт кругляка позволяет сгладить общее низкое качество леса, – говорит Манкевич.
Среди других причин возможного перетекания капитала из КНР на запад России – азиатская концепция построения бизнеса: если предприниматель видит отрасль или ресурсы, где ещё нет китайских компаний, то найдёт способ зайти на этот рынок, пусть даже в ущерб собственным интересам.
И если в Сибири с пиломатериалами «вопрос решён», то нужно также покорить рынок европейской части России, отмечает Манкевич.
В целом масштабного перераспределения больших китайских инвестиций по стране не происходит, подчёркивает Дмитрий Плеханов. Обилие лесных ресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке, а также близость этих регионов к границе КНР делают поставки сырья из них гораздо привлекательнее для Поднебесной.
По данным Федеральной таможенной службы, за первый квартал 2020 года на долю Сибирского и Дальневосточного федеральных округов приходилось более 90 процентов отечественного экспорта необработанной древесины и пиломатериалов в Китай. Поэтому основной интерес для инвесторов в ЛПК в центральных субъектах России могут представлять поставки продукции на внутренний российский, а также европейский рынок.
Регионы надеются на Китай
Россия находится на пятом месте в мире по объёмам лесозаготовки, отставая от США, Индии, Китая и Бразилии. Одновременно страна обладает самыми богатыми в мире запасами древесины. Крупнейшие по данному показателю регионы РФ – Иркутская, Вологодская, Архангельская области, Красноярский край и Республика Коми.
Основной механизм привлечения инвестиций в отечественный ЛПК – предоставление юрлицам участков в аренду. Хотя упавшее число открытых предприятий за последние полгода (21 по всей стране) служит индикатором активности бизнеса, оно не отражает объёма поступающих вложений.
– Нельзя исключать, что рост количества создаваемых предприятий может быть связан с усилиями региональных властей по привлечению инвестиций. В последние годы провинции Поднебесной существенно расширили контакты в России в рамках объявленной властями страны проекта «Один пояс – один путь», который направлен на расширение присутствия своих бизнесменов за рубежом, – говорит Дмитрий Плеханов.
Эксперты подтверждают, что КНР охотно вкладывает в Кировскую область, обладающую обширной ресурсной базой.
– Запас древесины основных лесообразующих пород региона составляет 1,1 млрд кубометров. Местные предприятия занимаются лесозаготовкой, деревообработкой, производством целлюлозно-бумажной и лесохимической продукции. В середине 2018 года в области открылся завод по выпуску палочек для мороженого, построенный за счёт инвесторов из Китая – компании «Листрейд». В конце того же года прошли переговоры по строительству в регионе целлюлозного комбината с объёмом вложений 20 млрд рублей, – говорит руководитель проектов практики «Стратегическое консультирование» компании «НЭО Центр» Екатерина Михалева.
По её словам, для компаний из Китая в центральной части РФ привлекателен также сегмент переработки отходов и производства древесных пеллет на экспорт, так что местным китайцам из лесной отрасли выгодно ослабление рубля.
Российский рынок топливных пеллет ориентирован на экспорт: доля поставок за рубеж составляет 95–97 процентов.
С 2015 по 2019 год их вывоз из РФ увеличился в два раза в натуральном выражении и более чем в два с половиной раза – в денежном.
По данным Центробанка, прямые вложения КНР в Россию в 2019 году выросли до 136 млн долларов против оттока (13 млн долларов) в 2018 году. Правда, тренд всё равно негативный: ещё в 2014 году сумма была выше 1,2 млрд долларов и далее неуклонно снижалась. Падает и доля Китая в общей сумме прямых иностранных инвестиций: с 5,8 процента на пике в 2014 году до 0,4 процента в 2019 году.
За последние 12 месяцев создано 618 фирм с акционерами из Китая, причём с ноября 2019 года по май 2020 года всего 183 – это двукратное снижение по отношению к предыдущему полугодию. В целом по РФ темпы регистрации фирм сократились не так сильно (лишь на 18 процентов), следует из данных базы «Спарк».
Источник: Octagon