Вера Кононова для тг Незыгарь — о ключевых проблемах региональных бюджетов в новых условиях.
Текущая ситуация с региональными бюджетами на первый взгляд выглядит вполне благополучной. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, резко сократившиеся в начале 2023 года, не только восстановились до уровня прошлого года, но и опередили его. По итогам января-октября, как следует из данных Минфина, поступления налога на прибыль выросли уже на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а поступления НДФЛ – на 13%. В целом же доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ оказались на 14,0% выше аналогичного периода 2022 года. Расходы, в свою очередь, выросли в меньшей степени – на 12,4%. Суммарный профицит бюджетов в регионах составил 1,94 трлн. руб.
Однако за всем этим внешним благополучием скрывается серьезная проблема: регионы все меньше могут позволить себе проводить активную бюджетную политику. Нестабильная ситуация и высокий уровень расходных обязательств вынуждают многие субъекты РФ заниматься формированием «подушки безопасности» в виде сдерживания расходов и накопления профицита. Например, по данным портала «Электронный бюджет», в середине ноября в большинстве субъектов РФ расходы были профинансированы только на 70-80%, то есть на последние полтора месяца остается 20-30% годового плана расходов. Практика показывает, что чаще всего откладываются те расходы, которые связаны не с текущими обязательствами, а с развитием. И ведь регионы делают так не из-за острой нехватки средств – у многих накапливается профицит, а там, где дефицит сохраняется, как правило, суммы его невелики.
По сути, стимулированием развития территорий сейчас могут полноценно заниматься лишь отдельные субъекты РФ – центры деловой активности, где собственных доходов бюджетов от налогов и неналоговых платежей достаточно для финансирования подобных задач. Большинство же регионов этого себе позволить не могут: получаемые ими федеральные трансферты необходимы прежде всего для выполнения обязательств социального характера, а бюджетные кредиты выдаются в ограниченных объемах. В итоге наибольшая часть как доходов, так и расходов бюджетов на региональном уровне относится к ограниченному числу регионов-лидеров. По состоянию на середину ноября, более 55% собственных доходов консолидированных субъектов РФ относилось к 10 крупнейшим регионам по объемам бюджетных поступлений (причем на одну Москву – более 26%). Похожая ситуация наблюдается и с расходами: на десятку крупнейших по объему расходов сейчас приходится порядка 45% суммарных расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, а на Москву – более 20%. Очевидно, что в такой обстановке крайне затруднительно создать новые центры деловой активности в регионах, где для этого есть потенциал, но для его раскрытия нужны серьезные вложения.
Ситуация, когда ресурсы для решения задач регионального развития концентрируются на федеральном уровне и уровне регионов-лидеров – это серьезное препятствие для роста экономики, особенно такой разнообразной и многоукладной, как российская. Для ее развития критически важно учитывать огромное количество региональных и местных особенностей, что невозможно сделать только из столичных центров. Очевидно, что изменения в подходах к региональному развитию, в частности, в системе межбюджетных отношений, давно назрели. Необходима проработка механизмов, которые смогут расширить возможности региональных властей по раскрытию потенциала роста своих регионов. В их числе – расширение возможностей регионов по привлечению заемных средств на цели развития экономики, пересмотр нормативов распределения налогов и неналоговых платежей в пользу регионов, расширение межрегиональной кооперации при финансировании проектов регионального развития и т.
Источник: Незыгарь