"Инвесторам могут гарантировать экстренную эвакуацию капиталов"
Камнем преткновения в новых условиях становится поиск источников для инвестиций. По опросам Института Гайдара, к основным помехам для инвестиционной активности предприятия относят недостаток собственных средств. В Минфине же одним из главных источников инвестиций называют собственные средства бизнеса. Хотя в Минфине теперь заговорили и о таком источнике, как иностранный капитал – дружественный, недружественный, переехавший российский. Обсуждаются и послабления – возможность, скажем так, экстренной «эвакуации» капитала в обмен на новые инвестиции.
Промпредприятия впервые после мартовского обвала – 2022 избавились от инвестиционного пессимизма, следует из опубликованного в среду обзора Института Гайдара.
Но говорить о формировании уверенного инвестиционного оптимизма все-таки пока рано. Так как, судя по обзору, в опросах предприятий превышение ответов, что инвестиции возрастут, над ответами, что снизятся, невелико – всего два пункта.
Основной помехой инвестиционной активности, по версии предприятий, в 2023 году стали высокие цены на оборудование и строймонтаж. На этот фактор указали 50% предприятий – «больше, чем когда бы то ни было с 1996 года».
Почти делит с этим фактором первое место и «недостаток собственных средств»: об этом сообщили 48% предприятий. «Однако упоминание этой помехи сейчас находится вблизи исторических минимумов», – уточняет в обзоре завлабораторией конъюнктурных опросов Сергей Цухло.
На третье место предприятия поставили «неуверенность в скором оживлении российской экономики» (38% голосов). «Это тоже стало максимумом упоминаний указанного фактора», – отметил Цухло.
А для сравнения, допустим, кредитные проблемы тормозят инвестиционную активность из-за трудностей получения лишь у 18% предприятий и из-за высоких ставок – у 16%. То есть этот фактор, конечно, важный, но сейчас, судя по всему, он не доминирует.
В Минфине, изучив ситуацию, составили список главных источников инвестиций для российской экономики. Что в него вошло, рассказал днем ранее на финансовом форуме Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков.
Как следует из его выступления, у Минфина сформировалось понимание, что нужно делать ставку на два источника. Первый – это, «как ни странно, собственные средства бизнеса, собственные средства бенефициаров этого бизнеса», сообщил Чебесков, уточнив, что РСПП – как раз подходящая площадка, чтобы это обозначить. Особую пикантность такой ремарке придает тот факт, что правительство обсуждает с крупным бизнесом добровольный однократный взнос в бюджет.
«Не секрет, что раньше собственные средства часто по тем или иным причинам выводили за рубеж, – продолжил Чебесков. – Сейчас эти возможности ограничены». Это повод вкладывать средства внутри РФ.
Второй источник – финансовый рынок. Тут Чебесков сделал отступление, что, конечно, ключевым источником инвестиций было бы правильно назвать и банковское кредитование, но его доля, по словам чиновника, будет постепенно сжиматься, ведь «это все-таки не длинные деньги».
Так что именно финансовый рынок нужно продолжать поддерживать и развивать, уточнил представитель Минфина. А этот рынок, как напомнил Чебесков, сильно пострадал «с точки зрения доверия, ухода иностранных инвесторов, волатильности, закрытия отчетности об эмитентах». В итоге активность институциональных инвесторов на нем заметно снизилась, «ликвидность упала в разы, можно сказать», добавил он.
Но на этом список не закончился. «Еще одним источником инвестиций будет капитал от иностранных инвесторов, – сообщил Чебесков. – Сейчас мы в первую очередь говорим о дружественных инвесторах. Но тем не менее, как это, может быть, ни странно, иногда мы слышим об интересе от некоторых инвесторов из недружественных стран».
«И здесь, конечно, требуется поменять наши подходы и с точки зрения валютного регулирования, и с точки зрения валютных ограничений, а также с точки зрения идентификации иностранных клиентов, – пояснил Чебесков. – В первую очередь мы говорим о том, чтобы иметь возможность дистанционно открывать счета, брокерские счета, инвестиционные счета по упрощенной процедуре». Судя по его словам, «пока это обсуждается».
Кроме того, Чебесков сообщил, что со стороны как дружественных инвесторов, так и даже российских бизнесменов есть запрос на то, «чтобы освобождать от ограничений, так сказать, новые деньги, которые завозятся в страну».
«Не секрет, что многие и инвесторы, и россияне хранят капитал за границей. И мы видели также большой отток денежных средств физлиц в прошлом году, – рассказал представитель Минфина. – Но многие наши сограждане готовы и хотят инвестировать в российскую экономику, но они хотят инвестировать, если у них будет возможность спокойно распоряжаться своими денежными средствами».
«Такой механизм тоже обсуждается, – заявил Чебесков. – В том числе в рамках повышения доверия к рынку, чтобы инвесторы не волновались о том, что их капитал будет ликвидным, если им потребуется».
Как комментирует заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова, привлечение иностранного капитала для инвестиций в российскую экономику – «важная задача, учитывая, что наши потребности в инвестициях (особенно в сфере перерабатывающей промышленности) очень велики, а при этом внутренние источники для финансирования инвестиций так и остаются в дефиците».
«Что же касается стимулов для иностранных инвесторов, то обсуждаемая возможность беспрепятственного вывода средств при необходимости – тоже важная мера», – говорит Кононова.
«Ключевой момент, связанный с инвестициями дружественных иностранцев, – важен не только открытый счет для притока, но и открытый счет для оттока капитала, чтобы инвесторы могли планировать окупаемость совершенных вложений», – пояснил инвестиционный консультант компании «Финам» Тимур Нигматуллин.
Хотя, по предположению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, скорее всего в ближайшее время финансовые власти РФ, особенно включая Банк России, «не будут торопиться с отменой валютных ограничений».
При этом, по оценкам экспертов, такой меры даже в случае ее принятия вряд ли будет достаточно для привлечения инвестиций именно в те проекты, в которых наша экономика сейчас особенно нуждается, – а это, как уточнила Кононова, развитие обрабатывающей промышленности, направленное на глубокую переработку российского сырья, а также развитие инфраструктуры.
Для таких приоритетных направлений необходимо создать более привлекательные условия работы, и речь не только про налоговые вычеты, пояснила Кононова. «Важными стимулами могут стать предоставление доступных тарифов на газ, электроэнергию, транспортные перевозки, упрощение регуляторного режима для совместных предприятий, создаваемых с привлечением иностранных инвестиций», – считает эксперт.
«Нужен более благоприятный инвестиционный климат в виде меньших бюрократических препятствий для регистрации бизнеса и ведения операционной деятельности, – перечисляет Мильчакова. – Нужны более четкие гарантии права собственности, в том числе для иностранного инвестора».
Дополнительный важный фактор – «компенсация многочисленных рисков, связанных с инвестициями в российскую экономику для нерезидентов», считает Нигматуллин. По его словам, лучшей практикой для их снижения становится механизм субсидирования.
Уточним, Минфин в списке ключевых источников инвестиций для экономики не упомянул бюджетные средства. Хотя еще недавно, например, в Минэкономразвития заявляли, что государство сейчас усиливает свою роль как «инвестора последней инстанции» (см. «НГ» от 14.02.23).
Хотя и в Минэкономразвития тогда разъясняли, что «инвестор последней инстанции» занимается не только прямыми вложениями. «Задача государства в том, чтобы обеспечить инвестпроекты гарантированной инфраструктурой. И снизить неопределенность и риски для частных инвесторов», – отмечали в министерстве.
Действительно, роль бюджетных инвестиций состоит скорее в том, чтобы они направлялись в те проекты, которые важны для экономики, но не имеют параметров окупаемости, необходимых для частного бизнеса, пояснила Кононова. По ее словам, распространенный пример таких проектов – это строительство инфраструктурных объектов с высокой стоимостью и длительным сроком окупаемости.
По словам экспертов, если бы Минфин взял на себя функцию частных инвестиций, это могло бы означать, что в российской экономике появился новый госплан. «Государственные инвестиции, особенно в стратегически важные отрасли, экономике, конечно, нужны, но гораздо больше нужен оптимальный баланс между государственными и частными инвестициями, – комментирует Мильчакова. – Нужны частные инвестиции прежде всего в обрабатывающие производства, в производство в том числе собственных конкурентоспособных потребительских товаров, в отрасль высоких технологий». Так что, по оценкам эксперта, это как раз скорее плюс, что в списке не оказалось бюджетных средств.
Однако, как следует из пояснений Кононовой, важно, чтобы осуществляемые сейчас инфраструктурные инвестиции (за счет бюджетных средств или с привлечением частных инвесторов в виде партнерства) не просто продолжались, но и расширялись, а также чтобы все-таки была повышена и доступность заемных средств для частных инвесторов.
Источник: Независимая газета