15.06.2023

Институт Столыпина и Институт комплексных стратегических исследований предложили умную реформу госкапитализма

Авторы исследования «Отказ от госкапитализма – ключ к трансформации российской экономики» предложили ряд шагов для смены в России модели окологосударственной низкопередельной экономики для роста доли частного предпринимательства и формирования масштабного и конкурентного на международном уровне несырьевого сектора.

Основные выводы исследования:

  • Россия долгое время ориентировалась на сырьевой вектор развития с преобладанием основной доходности в крупных компаниях (прежде всего – с госучастием). Данный путь привел к концентрации потенциала развития в ресурсных отраслях, монополизации/олигополизации рынков и потере стимулов для развития высокомаржинальных обрабатывающего и технологичного секторов. Экономика обрела черты государственного капитализма. В итоге за 10 лет средние темпы роста составили в России 1,2% (2009-2021 год).
  • Доля госсектора в российской экономике активно росла в 2000-2009 годы, впоследствии стабилизировалась, однако в дальнейшем почти не снижалась.
  • Мировой опыт говорит об опасности высоких долей госсектора и вмешательства в экономику (госкапитализма): это усложняет доступ к капиталу, снижает эффективность ДКП, конкуренцию и производительность, затрудняет структурную перестройку экономики и развитие предпринимательства.
  • Сверхконцентрация внимания государства на сохранении государственных гигантов в ущерб поддержке частных компаний ведет к недостаточному уровню развития предпринимательства. Так, объем инвестиций в сырьевой сектор в санкционном 2022 году вырос на 9,2%, тогда как в обрабатывающий – упал на 6,3%. В общей доле финансируемых ФНБ проектов частными являются только 3 из 23 (или 18%).
  • Снижение сырьевой ренты в условиях санкций и грядущего «зеленого перехода», перенастройка экспортно-импортных потоков делает необходимым создание реальных стимулов для превращения сырьевой экономики с высокой долей госучастия в перерабатывающую и высокотехнологичную с высоким уровнем экономических свобод для обеспечения конкурентоспособности России в новых условиях мировых рынков.
  • В России целесообразно перейти к «умной» реформе госкапитализма, которая позволит избежать резких социальных последствий и обеспечит надлежащий уровень экономической безопасности, а с другой – откроет дорогу к повышению конкуренции на рынках, большей эффективности государственного сектора, росту доли частного предпринимательства и созданию предпосылок для формирования масштабного конкурентного в международном масштабе несырьевого сектора.

«Умная реформа» экономики России может включать в себя следующие преобразования:

1. Приватизация через передачу пакетов акций госкомпаний в специальный пенсионный фонд для выплат пенсий из их дивидендов, и продажа акций госкомпаний мелкими пакетами гражданам на бирже с сохранением у государства «золотой» акции;

2. Продажа неэффективных предприятий (МУП, ГУП) в случае отсутствия прибыли в течение 5 лет за 1 рубль частным заинтересованным инвесторам (по аналогии с программой передачи ветхих памятников архитектуры «аренда за 1 рубль»).

3. Децентрализация управления компаниями с госучастием путем их разукрупнения и выделения на региональном уровне независимых бизнес-единиц в монополизированных секторах. В данном случае интересно брать опыт Китая, где изначальная децентрализация и олигополизация (а монополизация) рынка госкомпаниями изначально создала более конкурентную среду в сфере их деятельности.

4. Главный аспект при этом – обеспечение трех принципов свободы предпринимательства:

- Широкий доступ к каналам рефинансирования инвестиций по конкурентной стоимости (снижение процентных ставок, развитие рынка корпоративных облигаций и запуск проектного финансирования под госгарантии и специальные кредитные линии ЦБ РФ коммерческим банкам под покупку облигаций проектных компаний, создаваемых специально для реализации инвестиционных проектов).

- Также необходима программа поддержки фондового рынка и выпуска облигаций корпоративных эмитентов, муниципалитетов и институтов развития, отвечающим определенным критериям, связанным со значимостью реализуемых компаниями проектов для импортозамещения, расширения экспорта, развития инфраструктуры, регионального развития, автоматическое включение таких облигаций в ломбардный список, компенсацию разницы между стоимостью рыночного финансирования и стоимостью, обеспечивающей конкурентоспособность проектов.

- Достаточные налоговые стимулы для инвестиций (необходим реальный инвестиционный вычет, позволяющий компенсировать инвестиции не менее чем на 50% за счет налоговых отчислений и ускоренной амортизации на российское оборудование).

Одновременно необходимо снизить монополизацию рынков и усилить конкуренцию, рассмотрев следующие предложения:

- рассмотреть ограничение рентабельности госмонополий уровнем не выше 5%;

- рассмотреть ограничение доли присутствия госмонополий на рынке;

- снять существующие барьеры для независимых производителей на рынке электро- и газоснабжения;

- обеспечить более равные условия конкуренции с госсектором на различных рынках (медицинских услуг, образования, госзаказа, экспертной деятельности и других).

Роль государства в преодолении санкционных последствий:

Эксперты не отрицают воздействия государства на экономику, однако сами принципы воздействия должны быть другими:

  • Государство может брать на себя лидирующую роль при создании (модернизации) секторов «технологического прорыва» путем вхождения в капитал перспективных компаний через институты развития, но с обязательной продажей своей доли после достижения ключевых показателей запущенных проектов.
  • Также для поддержки наиболее пострадавших от санкций отраслей целесообразно использовать программы реструктуризации с временным выкупом проблемных активов с последующей продажей частным инвесторам (по аналогии с программой TARP в США в 2008-2012 гг.)
Институт Столыпина и Институт комплексных стратегических исследований предложили умную реформу госкапитализма
Авторы исследования «Отказ от госкапитализма – ключ к трансформации российской экономики» предложили ряд шагов для смены в России модели окологосударственной низкопередельной экономики для роста доли частного предпринимательства и формирования масштабного и конкурентного на международном уровне несырьевого сектора.

Основные выводы исследования:

  • Россия долгое время ориентировалась на сырьевой вектор развития с преобладанием основной доходности в крупных компаниях (прежде всего – с госучастием). Данный путь привел к концентрации потенциала развития в ресурсных отраслях, монополизации/олигополизации рынков и потере стимулов для развития высокомаржинальных обрабатывающего и технологичного секторов. Экономика обрела черты государственного капитализма. В итоге за 10 лет средние темпы роста составили в России 1,2% (2009-2021 год).
  • Доля госсектора в российской экономике активно росла в 2000-2009 годы, впоследствии стабилизировалась, однако в дальнейшем почти не снижалась.
  • Мировой опыт говорит об опасности высоких долей госсектора и вмешательства в экономику (госкапитализма): это усложняет доступ к капиталу, снижает эффективность ДКП, конкуренцию и производительность, затрудняет структурную перестройку экономики и развитие предпринимательства.
  • Сверхконцентрация внимания государства на сохранении государственных гигантов в ущерб поддержке частных компаний ведет к недостаточному уровню развития предпринимательства. Так, объем инвестиций в сырьевой сектор в санкционном 2022 году вырос на 9,2%, тогда как в обрабатывающий – упал на 6,3%. В общей доле финансируемых ФНБ проектов частными являются только 3 из 23 (или 18%).
  • Снижение сырьевой ренты в условиях санкций и грядущего «зеленого перехода», перенастройка экспортно-импортных потоков делает необходимым создание реальных стимулов для превращения сырьевой экономики с высокой долей госучастия в перерабатывающую и высокотехнологичную с высоким уровнем экономических свобод для обеспечения конкурентоспособности России в новых условиях мировых рынков.
  • В России целесообразно перейти к «умной» реформе госкапитализма, которая позволит избежать резких социальных последствий и обеспечит надлежащий уровень экономической безопасности, а с другой – откроет дорогу к повышению конкуренции на рынках, большей эффективности государственного сектора, росту доли частного предпринимательства и созданию предпосылок для формирования масштабного конкурентного в международном масштабе несырьевого сектора.

«Умная реформа» экономики России может включать в себя следующие преобразования:

1. Приватизация через передачу пакетов акций госкомпаний в специальный пенсионный фонд для выплат пенсий из их дивидендов, и продажа акций госкомпаний мелкими пакетами гражданам на бирже с сохранением у государства «золотой» акции;

2. Продажа неэффективных предприятий (МУП, ГУП) в случае отсутствия прибыли в течение 5 лет за 1 рубль частным заинтересованным инвесторам (по аналогии с программой передачи ветхих памятников архитектуры «аренда за 1 рубль»).

3. Децентрализация управления компаниями с госучастием путем их разукрупнения и выделения на региональном уровне независимых бизнес-единиц в монополизированных секторах. В данном случае интересно брать опыт Китая, где изначальная децентрализация и олигополизация (а монополизация) рынка госкомпаниями изначально создала более конкурентную среду в сфере их деятельности.

4. Главный аспект при этом – обеспечение трех принципов свободы предпринимательства:

- Широкий доступ к каналам рефинансирования инвестиций по конкурентной стоимости (снижение процентных ставок, развитие рынка корпоративных облигаций и запуск проектного финансирования под госгарантии и специальные кредитные линии ЦБ РФ коммерческим банкам под покупку облигаций проектных компаний, создаваемых специально для реализации инвестиционных проектов).

- Также необходима программа поддержки фондового рынка и выпуска облигаций корпоративных эмитентов, муниципалитетов и институтов развития, отвечающим определенным критериям, связанным со значимостью реализуемых компаниями проектов для импортозамещения, расширения экспорта, развития инфраструктуры, регионального развития, автоматическое включение таких облигаций в ломбардный список, компенсацию разницы между стоимостью рыночного финансирования и стоимостью, обеспечивающей конкурентоспособность проектов.

- Достаточные налоговые стимулы для инвестиций (необходим реальный инвестиционный вычет, позволяющий компенсировать инвестиции не менее чем на 50% за счет налоговых отчислений и ускоренной амортизации на российское оборудование).

Одновременно необходимо снизить монополизацию рынков и усилить конкуренцию, рассмотрев следующие предложения:

- рассмотреть ограничение рентабельности госмонополий уровнем не выше 5%;

- рассмотреть ограничение доли присутствия госмонополий на рынке;

- снять существующие барьеры для независимых производителей на рынке электро- и газоснабжения;

- обеспечить более равные условия конкуренции с госсектором на различных рынках (медицинских услуг, образования, госзаказа, экспертной деятельности и других).

Роль государства в преодолении санкционных последствий:

Эксперты не отрицают воздействия государства на экономику, однако сами принципы воздействия должны быть другими:

  • Государство может брать на себя лидирующую роль при создании (модернизации) секторов «технологического прорыва» путем вхождения в капитал перспективных компаний через институты развития, но с обязательной продажей своей доли после достижения ключевых показателей запущенных проектов.
  • Также для поддержки наиболее пострадавших от санкций отраслей целесообразно использовать программы реструктуризации с временным выкупом проблемных активов с последующей продажей частным инвесторам (по аналогии с программой TARP в США в 2008-2012 гг.)
Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )