21.10.2024

Господдержка ЦБ

Вера Кононова в своей колонке для Ведомостей — о том, что высокие ставки Центробанка дорого обходятся бюджету

Уже не первый год бюджетная и денежно-кредитная политики складываются в один и тот же пазл: Банк России повышает ключевую ставку, пытаясь ограничить инфляцию за счет сдерживания спроса, а правительство пытается смягчить последствия этого для экономики, субсидируя процентные ставки. В ЦБ к таким субсидиям относятся критически, указывая на их «проинфляционный эффект» и добавляя, что это станет поводом к дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики. В итоге правительство, которое отказаться от поддержки экономики не готово, несет все большие расходы на обеспечение доступности заемных средств, что приводит к нарастанию дефицита бюджета и необходимости обслуживания все более дорогих заимствований. Счет таким расходам уже идет на триллионы рублей, а темпы их роста только ускоряются.
В частности, суммы, выделяемые из федерального бюджета на поддержку доступности заемных средств – т. е. на субсидирование процентных ставок, лизинговых платежей и выплат купонного дохода по облигациям для отдельных категорий заемщиков, – каждый год растут двузначными темпами. В начале 2023 г., когда ключевая ставка составляла 7,5%, годовой план таких расходов составлял 560,1 млрд руб. Однако во второй половине года, когда ключевая ставка выросла до 16%, лимиты по целому ряду субсидий пришлось повысить. По итогам 2023 г. фактическая сумма расходов бюджета на эти цели достигла 768,1 млрд руб., став на 37% выше плана. На 2024 г. в федеральном бюджете были выделены еще более крупные суммы на поддержку доступности заемных средств. По закону о федеральном бюджете на 2024 г. такие расходы должны составить 962,8 млрд руб., что на 25% выше фактических расходов 2023 г. Сейчас уже очевидно, что по итогам года план по этим расходам также будет превышен, ведь по ряду субсидий лимиты тоже повышены. А на 2025 г., согласно проекту закона о федеральном бюджете, расходы на поддержку доступности заемных средств должны составить 1635,9 млрд руб., что почти на 70% выше плановых расходов 2024 г.
Основная часть расходов федерального бюджета на поддержку заимствований в 2025 г., как и раньше, будет направлена на выплаты по ипотечным программам. Несмотря на то что в этом году выдача льготной ипотеки была ограничена, по ранее выданным ипотечным кредитам господдержка будет продолжена. В связи с этим в следующем году на субсидии по ипотеке будет направлено более 1,1 трлн руб., или около 70% расходов федерального бюджета на поддержку доступности заемных средств. При этом расходы на поддержку заимствований бизнеса меняются по-разному: например, в 2025 г. по программам Минпромторга (поддержка заимствований в промышленности) в бюджет заложено увеличение субсидий на 23%, а по программам Минсельхоза (поддержка заимствований в сельском хозяйстве) – сокращение субсидий на 31%. Однако если ключевая ставка снова будет повышаться, то фактические расходы на субсидирование ставок тоже будут расти. Ведь чем выше ставки на рынке, тем больше становится и размер компенсации при выдаче кредитов по сниженным ставкам.
В целом растущие расходы на субсидирование процентных ставок, лизинговых платежей и выплат купонного дохода по облигациям – это еще и один из факторов увеличения дефицита федерального бюджета и, как следствие, один из факторов роста госзаимствований. Примечательно, что в 2025 г., согласно проекту бюджета, расходы на поддержку доступности кредитования будут значительно выше, чем дефицит федерального бюджета (1,6 трлн руб. против 1,2 трлн). По сути, если процентные ставки на финансовом рынке были бы снижены, то сокращение расходов бюджета на поддержку заимствований могло бы привести бюджет в бездефицитное состояние. Не было бы и необходимости нести огромные расходы на обслуживание госдолга. Например, в 2025 г. плановый объем расходов федерального бюджета на обслуживание долга составит 3,2 трлн руб., что почти на 40% выше плана на 2024 г. и в 2,1 раза выше уровня 2023 г. При этом сам объем государственного долга возрастает куда более скромными темпами – его ожидаемый рост к концу 2025 г. должен составить только 38% к уровню 2023 г.
Необходимо также учитывать, что в большинстве случаев расходы на субсидирование доступности заемных средств и на обслуживание госдолга – это не прямые выплаты в пользу участников экономики, а скорее подпитка финансового сектора, в первую очередь его крупнейших участников – госбанков. По большинству программ субсидирования процентных ставок фактическими получателями средств являются не заемщики, а банки, выдающие кредиты по сниженным ставкам. Банки являются также и крупными держателями государственных ценных бумаг, т. е. непосредственными получателями выплат по гособлигациям. И хотя поступившие банкам бюджетные средства могут быть далее использованы, например, на инвестиционные цели через предоставление кредитов, очевидно, что данный канал ввиду крайне жестких условий заимствований сейчас существенно ограничен. Результатом же становятся сверхвысокие прибыли в банковском секторе, которые лишь частично возвращаются в госбюджет в виде налогов или дивидендов. Но если бы необходимость в бюджетной компенсации последствий высоких ставок в экономике была снижена, то высвободившиеся бюджетные средства могли быть направлены непосредственно на цели развития экономики – например, на финансирование инфраструктурных проектов, расширение налогового стимулирования для инвесторов и т. д. Кстати, такие действия способствовали бы и ограничению роста цен, поскольку приводили бы к расширению предложения в экономике.

 Источник: Ведомости 

Господдержка ЦБ
Вера Кононова в своей колонке для Ведомостей — о том, что высокие ставки Центробанка дорого обходятся бюджету

Уже не первый год бюджетная и денежно-кредитная политики складываются в один и тот же пазл: Банк России повышает ключевую ставку, пытаясь ограничить инфляцию за счет сдерживания спроса, а правительство пытается смягчить последствия этого для экономики, субсидируя процентные ставки. В ЦБ к таким субсидиям относятся критически, указывая на их «проинфляционный эффект» и добавляя, что это станет поводом к дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики. В итоге правительство, которое отказаться от поддержки экономики не готово, несет все большие расходы на обеспечение доступности заемных средств, что приводит к нарастанию дефицита бюджета и необходимости обслуживания все более дорогих заимствований. Счет таким расходам уже идет на триллионы рублей, а темпы их роста только ускоряются.
В частности, суммы, выделяемые из федерального бюджета на поддержку доступности заемных средств – т. е. на субсидирование процентных ставок, лизинговых платежей и выплат купонного дохода по облигациям для отдельных категорий заемщиков, – каждый год растут двузначными темпами. В начале 2023 г., когда ключевая ставка составляла 7,5%, годовой план таких расходов составлял 560,1 млрд руб. Однако во второй половине года, когда ключевая ставка выросла до 16%, лимиты по целому ряду субсидий пришлось повысить. По итогам 2023 г. фактическая сумма расходов бюджета на эти цели достигла 768,1 млрд руб., став на 37% выше плана. На 2024 г. в федеральном бюджете были выделены еще более крупные суммы на поддержку доступности заемных средств. По закону о федеральном бюджете на 2024 г. такие расходы должны составить 962,8 млрд руб., что на 25% выше фактических расходов 2023 г. Сейчас уже очевидно, что по итогам года план по этим расходам также будет превышен, ведь по ряду субсидий лимиты тоже повышены. А на 2025 г., согласно проекту закона о федеральном бюджете, расходы на поддержку доступности заемных средств должны составить 1635,9 млрд руб., что почти на 70% выше плановых расходов 2024 г.
Основная часть расходов федерального бюджета на поддержку заимствований в 2025 г., как и раньше, будет направлена на выплаты по ипотечным программам. Несмотря на то что в этом году выдача льготной ипотеки была ограничена, по ранее выданным ипотечным кредитам господдержка будет продолжена. В связи с этим в следующем году на субсидии по ипотеке будет направлено более 1,1 трлн руб., или около 70% расходов федерального бюджета на поддержку доступности заемных средств. При этом расходы на поддержку заимствований бизнеса меняются по-разному: например, в 2025 г. по программам Минпромторга (поддержка заимствований в промышленности) в бюджет заложено увеличение субсидий на 23%, а по программам Минсельхоза (поддержка заимствований в сельском хозяйстве) – сокращение субсидий на 31%. Однако если ключевая ставка снова будет повышаться, то фактические расходы на субсидирование ставок тоже будут расти. Ведь чем выше ставки на рынке, тем больше становится и размер компенсации при выдаче кредитов по сниженным ставкам.
В целом растущие расходы на субсидирование процентных ставок, лизинговых платежей и выплат купонного дохода по облигациям – это еще и один из факторов увеличения дефицита федерального бюджета и, как следствие, один из факторов роста госзаимствований. Примечательно, что в 2025 г., согласно проекту бюджета, расходы на поддержку доступности кредитования будут значительно выше, чем дефицит федерального бюджета (1,6 трлн руб. против 1,2 трлн). По сути, если процентные ставки на финансовом рынке были бы снижены, то сокращение расходов бюджета на поддержку заимствований могло бы привести бюджет в бездефицитное состояние. Не было бы и необходимости нести огромные расходы на обслуживание госдолга. Например, в 2025 г. плановый объем расходов федерального бюджета на обслуживание долга составит 3,2 трлн руб., что почти на 40% выше плана на 2024 г. и в 2,1 раза выше уровня 2023 г. При этом сам объем государственного долга возрастает куда более скромными темпами – его ожидаемый рост к концу 2025 г. должен составить только 38% к уровню 2023 г.
Необходимо также учитывать, что в большинстве случаев расходы на субсидирование доступности заемных средств и на обслуживание госдолга – это не прямые выплаты в пользу участников экономики, а скорее подпитка финансового сектора, в первую очередь его крупнейших участников – госбанков. По большинству программ субсидирования процентных ставок фактическими получателями средств являются не заемщики, а банки, выдающие кредиты по сниженным ставкам. Банки являются также и крупными держателями государственных ценных бумаг, т. е. непосредственными получателями выплат по гособлигациям. И хотя поступившие банкам бюджетные средства могут быть далее использованы, например, на инвестиционные цели через предоставление кредитов, очевидно, что данный канал ввиду крайне жестких условий заимствований сейчас существенно ограничен. Результатом же становятся сверхвысокие прибыли в банковском секторе, которые лишь частично возвращаются в госбюджет в виде налогов или дивидендов. Но если бы необходимость в бюджетной компенсации последствий высоких ставок в экономике была снижена, то высвободившиеся бюджетные средства могли быть направлены непосредственно на цели развития экономики – например, на финансирование инфраструктурных проектов, расширение налогового стимулирования для инвесторов и т. д. Кстати, такие действия способствовали бы и ограничению роста цен, поскольку приводили бы к расширению предложения в экономике.

 Источник: Ведомости 

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )