"Финансовое "наказание" работающих пенсионеров вредно для экономики"
В правительстве уверены, что компенсировали пожилым гражданам инфляцию сполна
Проблема финансового «наказания» пенсионеров, продолжающих работать, обостряется. Ведь они могли бы заменить часть мобилизованных или уехавших молодых. Так, дискуссии вызвала предстоящая индексация пенсий. Профсоюзы назвали недостаточным заложенное в проекте бюджета на 2023 год увеличение пенсий на 4,8%. Минтруд же разъяснил, что пенсионерам компенсировали инфляцию сполна. Впрочем, не всем. Работающие пенсионеры в ходе перерасчета получили за весь семилетний период отмененной им индексации «прибавку» всего 2 тыс. руб. С учетом инфляции их пенсии усохли на треть.
До 14 октября Госдума принимает замечания к проекту нового бюджета.
Дискуссионной темой уже стала предстоящая индексация пенсий. Свои сомнения высказали в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Так, в конце минувшей недели глава ФНПР Михаил Шмаков назвал недостаточной заложенную в бюджетные проектировки на 2023 год индексацию страховых пенсий на 4,8%. Он уверен, что «придется вносить коррективы», цитирует ТАСС.
На фоне двузначных показателей инфляции такая индексация действительно может показаться скромной. Но и сенаторы, и Минтруд разъясняют, что на самом деле пенсионерам уже компенсировали инфляцию сполна. Зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова напомнила, что индексация страховых пенсий производится с 1 января на уровень выше инфляции прошедшего года.
В начале 2022 года страховые пенсии планировалось повысить только на 5,9%, но из-за того, что инфляция оказалась выше плана, была проведена повышенная индексация – на 8,6% при официальном показателе инфляции за 2021-й 8,4%.
Однако рост цен затем ускорился еще больше. Поэтому в июне, не дожидаясь следующего года, провели вторую, внеочередную индексацию – еще на 10%. «То есть фактически та индексация, которая должна была произойти в январе 2023 года, была проведена частично с 1 июня», – уточнила Бибикова в интервью «Парламентской газете».
Те же доводы у Минтруда. «С 1 января 2023-го предлагается повысить страховые пенсии еще на 4,8%, что обеспечит прибавку в среднем в размере тысячи рублей. Таким образом, суммарное повышение страховых пенсий за год превысит 15%, что больше прогнозного уровня инфляции 2022 года – 12,4%», – сообщал глава Минтруда Антон Котяков.
На этом математические упражнения не заканчиваются. Еще одно уточнение: вторая, внеочередная индексация пенсий в этом году производилась от уже увеличенной базы. И в целом за 2022 год с учетом кумулятивного эффекта страховые пенсии увеличиваются на 19,5%. Такие данные приводятся в проекте бюджета Фонда пенсионного и социального страхования на новую трехлетку (напомним, со следующего года в стране начинает работу объединенный Соцфонд). Так что как ни считай, везде прописан рост пенсий с опережением инфляции.
Есть, однако, нюансы. О каком бы то ни было ощутимом увеличении выплат сейчас говорят применительно только к неработающим пенсионерам. В их случае власти пытаются соблюдать принцип ежегодного увеличения пенсий в среднем на тысячу в год, ведь это был один из «лозунгов» повышения пенсионного возраста в стране.
Иная ситуация с выплатами для работающих пенсионеров. Начиная с 2016 года в стране прекращена полноценная индексация страховых пенсий работающих пенсионеров. Им не индексируют с учетом инфляции текущие выплаты, но обещают все возместить при увольнении.
Одновременно с этим у работающих пенсионеров ежегодно происходит перерасчет их пенсий в соответствии с теми страховыми взносами, которые отчисляются с их заработков, если, конечно, они трудятся официально. Правда, исходя из существующей формулы, такие надбавки достигают лишь нескольких сотен рублей в год и, конечно, тоже не компенсируют инфляцию.
Как это выглядит на практике. В 2015 году, накануне отмены полноценной индексации для работающих пенсионеров, средний размер страховой пенсии по старости составлял в РФ около 12,8 тыс. руб. в месяц. Возьмем это за отправную точку. За прошедшие семь лет, к концу 2022 года, средняя пенсия по старости у неработающего пенсионера увеличилась примерно в 1,6 раза – до 20,9 тыс. руб., следует из данных Пенсионного фонда России. А средняя пенсия работающего пенсионера за это время выросла лишь на 16% – примерно до 15 тыс. руб. в месяц.
Для сравнения: накопленная инфляция за тот же период составила в РФ около 48%. То есть, судя по расчетам, у неработающих пенсионеров пенсии за прошедшие семь лет увеличились в реальном выражении (с учетом инфляции) примерно на 15%. А у работающих пенсионеров они в реальном выражении сократились почти на треть.
«В том, что касается работающих пенсионеров, их реальный пенсионный доход сокращается с каждым годом, начиная с того момента, когда им отменили привычную индексацию», – подтверждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. И эта тенденция сохранится теперь и в следующем бюджетном цикле, судя по проектировкам.
Однако теперь, в условиях частичной мобилизации и определенного оттока граждан такое финансовое «наказание» работающих пенсионеров за то, что они работают, выглядит как мера не просто сомнительная с точки зрения справедливости, но и вредная с точки зрения экономики.
Как считает депутат Госдумы от Партии роста Оксана Дмитриева, сейчас в области пенсионной политики насущной задачей становится индексация пенсий работающим пенсионерам и изменение учета страховых взносов при перерасчете им выплат. «Это необходимо сделать для обеспечения платежеспособного спроса населения», – пояснила депутат. Но не только для этого. «Такими мерами будет простимулировано возвращение пенсионеров на их рабочие места», – говорит Дмитриева. Нужно создать условия, чтобы они работали с полной отдачей. Ведь эти специалисты могут быть задействованы как в оборонной промышленности, так и в других важных для импортозамещения отраслях.
При этом объективно, исходя из текущей ситуации, приоритеты бюджетной политики должны меняться, считает депутат. «Должно обеспечиваться все, что связано с военно-промышленным комплексом, национальной обороной и обеспечением мобилизованных всем необходимым, – пояснила Дмитриева. – Это должно быть в приоритете. Но нельзя сокращать и социальные гарантии».
В бюджете, по ее уточнению, много других расходов, которые можно сократить. Так, по мнению Дмитриевой, можно было бы «уменьшить подпитку банковской системы, прекратить игры с отправкой денег в Фонд национального благосостояния, сократить все, что касается «бумажной» экономики».
Как, в свою очередь, говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева, «очевидно, что сейчас и федеральный бюджет, и бюджет Соцфонда сформированы исходя из приоритета расходов, связанных с проведением специальной военной операции, с восстановлением новых территорий и осуществлением выплат мобилизованным, контрактникам, а также другим военным и силовикам».
«Другие расходы социального характера, в том числе индексацию пенсий, профинансируют так, чтобы не произошло резкого ухудшения показателей по важным направлениям, – ожидает Киселева. – Например, чтобы не вырос уровень бедности в статистике». Остальные улучшения, судя по всему, могут быть опциональны. Ведь та же индексация пенсий работающих пенсионеров вызывала в правительстве серьезные затруднения даже в относительно спокойные времена – еще до спецоперации и до пандемии.
Источник: Независимая газета