
Эксперты оценили риск Великой депрессии в мировой торговле из-за тарифных войн
Миру угрожает наступление новой Великой депрессии в масштабах всей планеты. Среди причин - тарифные войны, отказ разных стран торговать друг с другом из-за вражды и, как следствие - фрагментация глобальной экономики, сказано в докладе Росконгресса "Милитаризация и тарифные войны. Глобальные экономические тренды 2025". Документ опубликован накануне открытия XXVIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
"Тарифные войны выступают дополнительным фактором риска для мировой экономики, которая уже сталкивается с последствиями слабого роста в Китае и стагнации в Европе. Опасность заключается в возможности повторения Великой депрессии в терминах мировой торговли", - написано в докладе.
Из-за длительного периода глобализации многие страны потеряли способность производить сложные товары самостоятельно и испытывают трудности с импортозамещением. Поэтому преодолеть торговые конфликты без потерь они не в состоянии, отмечают авторы доклада. "Риск остановки поставок оказывает мультиплицирующий эффект на значительную часть экономики даже в странах с сервисной экономикой, ориентированной на внутренний рынок", - говорят они.
Авторы доклада исходят из того, что президент Дональд Трамп не станет менять свой курс на сокращение дефицита торгового баланса США за счет пошлин на импорт из других стран даже под угрозой разгона инфляции для американских потребителей. Китай при этом в противовес Вашингтону способен стать центром свободной торговли в масштабах всей планеты. Тем не менее, пошлины США окажут негативное влияние на мировую экономику.
"Новые пошлины, исключительно высокие даже по историческим меркам, окажут значительное влияние на глобальные макроэкономические показатели, структуру торговли и цепочек создания стоимости. Мировые торговые потоки могут сократиться на 5,5-8,5%. Рост мирового ВВП замедлится с 3,3% в 2024 году до 2,9% в 2025 и следующем годах", - прогнозируют аналитики.
Тарифные войны действительно являются одним из факторов риска для мировой экономики, которые сдерживают рост ВВП большинства стран мира, подтвердила "Российской газете" доцент кафедры РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. При этом сильнее всего процесс стагнации ощущается в европейских экономиках и Японии.
"Они в большей степени зависимы от внешних источников получения дешевых природных ресурсов, которые так необходимы в текущей конкурентной борьбе в рамках перехода на новый технологический уровень всей мировой экономики. США и Китая также испытывают определенное давление, в первую очередь от торговой войны друг с другом, но у них есть возможность получения дополнительных ресурсов с других рынков. Так, США привлекли множество европейских компаний, Китай же вовсю расширяет свое влияние на рынки стран БРИКС и АСЕАН", - рассказала она.
По словам Новиковой, у России в сложившейся ситуации появилось гораздо больше возможностей оказаться на более выгодной позиции в рамках фрагментации всей мировой экономики. "Благодаря переориентации российской экономики с Запада на Восток, а также открывшейся возможности поставок на новые рынки. Возможная стагнация в мировой экономике в большей степени будет являться фактором риска для западного блока стран, а не для БРИКС", - считает эксперт.
Несмотря на все негативные факторы, сценарий повторения Великой депрессии все же маловероятен, полагает старший научный сотрудник Президентской академии (РАНХиГС) Владимир Еремкин.
"Сегодня финансовая система серьезно трансформировалась по сравнению с 1930-ми годами, когда произошла та Великая депрессия. У центробанков и правительств в арсенале есть большое число инструментов воздействия на экономические циклы. Внедрение протекционистских мер и увеличивающаяся фрагментация мировой экономики отнюдь не означают начало эры деглобализации, а лишь свидетельствуют о преобразовании архитектуры международной торговли за счет перераспределения торговых потоков между странами", - объяснил ученый.
Кроме того, у мировой экономики есть серьезные точки для технологического прогресса, такие как искусственный интеллект или внедрение "зеленых" технологий. Если же мировой кризис все-таки наступит, Россия тоже испытает на себе негативные последствия, добавил Владимир Еремкин.
"Переход мировой экономики в некое кризисное состояние, безусловно, крайне негативно отразится на России. Для страны это будет означать падение внешнего спроса на сырье вкупе с низкими мировыми ценами. Торговые войны и протекционизм в конечном счете затронут Россию через ограничительные меры, дефицит иностранных инвестиций и технологий, рост издержек и мировых цен на продукцию промышленности", - перечислил он.
В докладе Росконгресса довольно ярко и точно отмечены многие из трендов развития мировой экономики и международной торговли, но они не обязательно приведут к Великой депрессии, говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский.
"Мировая экономика действительно движется по пути фрагментации, однако ее не стоит воспринимать как движение к автаркии. Речь скорее о том, что на место большой глобализации приходит разделение мира на блоки. Оно и раньше в той или иной степени существовало, но теперь это будет более четко выражено. Результат, безусловно - перестройка и структуры торговли, и логистики, а с ними и структуры производственных мощностей. Но эти процессы происходят небыстро, быстро происходит только рост издержек. Поэтому негативное влияние будет скорее вести к вычету из темпов роста мировой экономики, а не к прямому ее падению. Мировая рецессия, если и случится, то скорее в результате более глубоких причин, чем уже сложившееся движение к фрагментации", - допустил эксперт.
Мировая экономика точно не в порядке, а на рынках царит пессимизм, констатирует управляющий директор инвесткомпании "Риком-Траст" Дмитрий Целищев. "Вероятность тяжелой рецессии или стагфляции в ближайшие 3-5 лет оценивается выше 60%, и рынок это уже начинает учитывать. Паники нет, но доверия к безоблачному светлому будущему тоже. В этих условиях нам нужно не разгонять риски, а усиливать устойчивость локальной российской экономики", - заключил он.