17.07.2024

"Экономика высоких процентов"

Сергей Заверский: «Высокой ключевой ставкой нельзя устранить корневые причины инфляции, можно только пытаться снять симптомы, не вылечив болезнь»

Банк России опубликовал бюллетень «О чем говорят тренды», в котором отмечается усиление инфляционного давления в совокупности с ускорением роста экономики и увеличением кредитования. Финансисты не сомневаются, что для обуздания роста цен и торможения перегретой экономики ЦБ повысит в конце месяца ключевую ставку. При любом сценарии населению нужно готовиться открывать длинные депозиты, а аналитики сходятся во мнении, что одним лишь повышением ставки проблему инфляции не решить.
По данным ЦБ, после замедления в начале года рост цен в мае и июне ускорился относительно апреля почти вдвое, до 10,7 и 9,3% в месячном выражении, соответственно. Годовая инфляция повысилась до 8,6%. В том числе в годовом выражении продовольственные товары подорожали на 9,8%, непродовольственные — на 7,0%, услуги — на 8,8%.

ЦБ объясняет ускорение инфляции усилением потребительского спроса в экономике, а также ожиданиями роста издержек на доставку импортных товаров в Россию. Из-за удорожания логистики рост потребительских цен на товары и услуги, сильно зависящие от валютного курса, не ослаб, а усилился. «Это, вероятно, связано с перекладыванием импортерами в цены возросших логистических и платежных издержек», — говорится в документе.

Регулятор делает вывод, что для возобновления процесса дезинфляции требуется усилить жесткость денежно-кредитных условий во втором полугодии 2024 г. и продлить период действия жесткой денежно-кредитной политики.

Повышению ставки способствует и улучшение макроэкономических показателей. За счет активного роста в мае—июне, ВВП по итогам II квартала увеличился, по оценке ЦБ, на 0,8% к уровню I квартала с поправкой. «Такое расширение экономики в сочетании с повышением роста цен указывает как минимум на сохранение перегрева в экономике, когда предложение товаров и услуг не успевает расти, чтобы удовлетворить спрос», — отмечается в бюллетене.

Также ЦБ констатирует ускорение роста кредитования в мае. «Отчасти это объясняется разовыми факторами, однако и без них темпы остаются высокими относительно тех, что должны способствовать устойчивой дезинфляции», — говорится в документе.

Таким образом, у Банка России есть все основания для повышения ключевой ставки на заседании 26 июля. В последнее время высокопоставленные представители ЦБ неоднократно говорили о том, что будут рассматриваться варианты увеличения «ключа» с нынешних 16% до 17% или до 18%.

Этот сценарий уже практически заложен в котировки основных финансовых инструментов. Так, по данным регулятора, доходности ОФЗ за июнь выросли на 57–121 базисных пункта, в результате чего ставки по краткосрочным бумагам достигли 17%.

Кроме того, с начала июня средняя ожидаемая ставка RUONIA (Ruble OverNight Index Average, ставка кредитования овернайт) на горизонте 3 и 6 месяцев выросла на 93-104 б.п. и достигла 17,8 и 18,4% соответственно.

«Внутренний спрос, кредитование и инфляция не замедляются, несмотря на текущую ключевую ставку 16%, поэтому Банку России необходимо добавлять жесткости монетарной политике. В базовом сценарии — субъективная вероятность 60% — мы ожидаем, что Банк России на заседании 26 июля повысит ключевую ставку на 200 б.п., до 18%. В рисковом сценарии — субъективная вероятность 40% — мы допускаем повышение ключевой ставки в этом году до 19–20%», — поделился с «Экспертом» своим мнением главный аналитик «Совкомбанка» Михаил Васильев.

Заместитель директора департамента развития розничного бизнеса АО «Свой Банк» (Группа IDF Eurasia) Вадим Шамин также рассматривает возможность реализации более жесткого сценария. «В конце июля будет опубликован новый среднесрочный прогноз, в т.ч. по ставке и инфляции. При этом важно, что Банк России не меняет целевое значение по инфляции. Не исключено, что новый прогноз регулятора в своем рисковом сценарии будет предусматривать дальнейшее повышение ключевой ставки до 19–20%. Такой жесткий сигнал в очередной раз продемонстрирует решимость Банка России в борьбе с инфляцией и достижении цели по ней в 4% в 2025 году», — сказал он «Эксперту».

Руководитель управления инвестиционного консультирования «Алор Брокер» Алексей Антонов в своем обзоре задается риторическим вопросом: достаточно ли будет повышения ставки до 18% для торможения роста цен и перегретой экономики? «Мы в этом не очень уверены. Поэтому не исключаем, что либо регулятор может прибегнуть к „шоковой терапии“, отправив ставку сразу в район 20–24% годовых на непродолжительное время, либо поднять ставку в июле до 18% и продолжить цикл повышения в дальнейшем», — отмечает он.

При этом Алексей Антонов заявляет, что размер новой ключевой ставки и дальнейшие действия регулятора будут зависеть от того, какую цель по инфляции поставил Банк России на этот год. Сейчас этот параметр рынку неизвестен.

Михаил Васильев говорит, что рыночный консенсус ожидает инфляцию по итогам года выше 6%. «Мы полагаем, что годовая инфляция в июле проходит свой пик в районе 9,3% и далее будет снижаться. На конец года мы прогнозируем замедление инфляции до 7%», — отметил он.

Надежды ЦБ и рынка на замедление инфляции сейчас во многом связаны с тем, что отмена массовой льготной ипотеки с 1 июля и ожидаемое дополнительное ужесточение монетарной политики помогут охладить кредитование. «В то же время проинфляционными факторами остаются острый дефицит кадров на рынке труда, быстрый рост зарплат, по-прежнему мягкая бюджетная политика, повышенные инфляционные ожидания, значительное число льготных программ кредитования», — полагает Михаил Васильев.

Если ЦБ установит цель по инфляции на этот год в 6,5–7%, то, вполне возможно, он ограничится повышением «ключа» до 18% годовых.

Но одного лишь повышения ключевой ставки может быть недостаточно для обуздания роста цен.

«Несмотря на высокие процентные ставки по кредитным продуктам, значительное снижение спроса на них маловероятно, — предупреждает Вадим Шамин. — Это в первую очередь связано с увеличением доходов населения вследствие роста зарплат и соцвыплат, а также с высокими ставками по вкладам. Граждане готовы брать кредиты для крупных покупок и улучшения условий жизни, поскольку уверены в своих финансовых возможностях. В случае долгосрочных кредитов, например автокредитов или ипотеки, многие заемщики рассчитывают на возможность рефинансирования в последующем, когда ключевая ставка, как ожидается, снизится».

«Во многом проблемы с инфляцией сейчас связаны с отложенным потреблением на фоне почти 10-летней стагнации реальных доходов населения. Кроме того, на фоне санкционного давления нам приходится либо ввозить товары из-за рубежа с повышенными издержками, либо осваивать выпуск множества новых видов продукции. Но для последнего нужны инвестиции, а стоимость отечественной продукции явно будет выше той, по которой аналоги можно было приобрести на мировом рынке», — поделился с «Экспертом» своим мнением начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский.

В целом, считает он, высокой ключевой ставкой нельзя устранить корневые причины инфляции, «можно только пытаться снять симптомы, не вылечив болезнь». «Сейчас более целесообразно максимально вложиться в расширение предложения так, чтобы за несколько лет создать основу для действительно не только низкой, но и стабильной инфляции», — добавил он.

Член генсовета «Деловой России», руководитель подкомитета по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин в беседе с «Экспертом» предупредил о возможных негативных последствиях повышения «ключа» ЦБ более чем на 2 п.п., поскольку инвестиционная активность бизнеса будет практически заморожена «до наступления лучших времен». «А когда наступят эти времена — неизвестно: если ЦБ продолжит рассматривать инфляцию в качестве приоритетного повода для повышения ставки, то ее дальнейшее повышение не за горами. При этом мы видим, что эффективность этого метода невысока», — считает он.

Но то, что ЦБ повысит ставку 26 июля, ни у кого из собеседников «Эксперта» не вызывает сомнений. Этим стоит воспользоваться, поскольку вслед за «ключом» ЦБ можно ожидать небольшого увеличения процентных ставок по депозитам.

Михаил Васильев считает, что более выгодные вклады можно будет открыть уже после повышения ключевой ставки. В базовом сценарии «Совкомбанка» ставка ЦБ в 18% годовых будет пиковой в этом цикле и сохранится как минимум до конца этого года. Поэтому он рекомендует готовиться к открытию длинных депозитов, и делать это после объявления решения ЦБ.

Однако поскольку есть вероятность подъема ставки до 19–20%, «часть портфеля можно держать в коротких депозитах, чтобы потом вложить под более высокий процент, если реализуется этот рисковый сценарий», — рекомендует Михаил Васильев.

Источник: Эксперт

"Экономика высоких процентов"
Сергей Заверский: «Высокой ключевой ставкой нельзя устранить корневые причины инфляции, можно только пытаться снять симптомы, не вылечив болезнь»

Банк России опубликовал бюллетень «О чем говорят тренды», в котором отмечается усиление инфляционного давления в совокупности с ускорением роста экономики и увеличением кредитования. Финансисты не сомневаются, что для обуздания роста цен и торможения перегретой экономики ЦБ повысит в конце месяца ключевую ставку. При любом сценарии населению нужно готовиться открывать длинные депозиты, а аналитики сходятся во мнении, что одним лишь повышением ставки проблему инфляции не решить.
По данным ЦБ, после замедления в начале года рост цен в мае и июне ускорился относительно апреля почти вдвое, до 10,7 и 9,3% в месячном выражении, соответственно. Годовая инфляция повысилась до 8,6%. В том числе в годовом выражении продовольственные товары подорожали на 9,8%, непродовольственные — на 7,0%, услуги — на 8,8%.

ЦБ объясняет ускорение инфляции усилением потребительского спроса в экономике, а также ожиданиями роста издержек на доставку импортных товаров в Россию. Из-за удорожания логистики рост потребительских цен на товары и услуги, сильно зависящие от валютного курса, не ослаб, а усилился. «Это, вероятно, связано с перекладыванием импортерами в цены возросших логистических и платежных издержек», — говорится в документе.

Регулятор делает вывод, что для возобновления процесса дезинфляции требуется усилить жесткость денежно-кредитных условий во втором полугодии 2024 г. и продлить период действия жесткой денежно-кредитной политики.

Повышению ставки способствует и улучшение макроэкономических показателей. За счет активного роста в мае—июне, ВВП по итогам II квартала увеличился, по оценке ЦБ, на 0,8% к уровню I квартала с поправкой. «Такое расширение экономики в сочетании с повышением роста цен указывает как минимум на сохранение перегрева в экономике, когда предложение товаров и услуг не успевает расти, чтобы удовлетворить спрос», — отмечается в бюллетене.

Также ЦБ констатирует ускорение роста кредитования в мае. «Отчасти это объясняется разовыми факторами, однако и без них темпы остаются высокими относительно тех, что должны способствовать устойчивой дезинфляции», — говорится в документе.

Таким образом, у Банка России есть все основания для повышения ключевой ставки на заседании 26 июля. В последнее время высокопоставленные представители ЦБ неоднократно говорили о том, что будут рассматриваться варианты увеличения «ключа» с нынешних 16% до 17% или до 18%.

Этот сценарий уже практически заложен в котировки основных финансовых инструментов. Так, по данным регулятора, доходности ОФЗ за июнь выросли на 57–121 базисных пункта, в результате чего ставки по краткосрочным бумагам достигли 17%.

Кроме того, с начала июня средняя ожидаемая ставка RUONIA (Ruble OverNight Index Average, ставка кредитования овернайт) на горизонте 3 и 6 месяцев выросла на 93-104 б.п. и достигла 17,8 и 18,4% соответственно.

«Внутренний спрос, кредитование и инфляция не замедляются, несмотря на текущую ключевую ставку 16%, поэтому Банку России необходимо добавлять жесткости монетарной политике. В базовом сценарии — субъективная вероятность 60% — мы ожидаем, что Банк России на заседании 26 июля повысит ключевую ставку на 200 б.п., до 18%. В рисковом сценарии — субъективная вероятность 40% — мы допускаем повышение ключевой ставки в этом году до 19–20%», — поделился с «Экспертом» своим мнением главный аналитик «Совкомбанка» Михаил Васильев.

Заместитель директора департамента развития розничного бизнеса АО «Свой Банк» (Группа IDF Eurasia) Вадим Шамин также рассматривает возможность реализации более жесткого сценария. «В конце июля будет опубликован новый среднесрочный прогноз, в т.ч. по ставке и инфляции. При этом важно, что Банк России не меняет целевое значение по инфляции. Не исключено, что новый прогноз регулятора в своем рисковом сценарии будет предусматривать дальнейшее повышение ключевой ставки до 19–20%. Такой жесткий сигнал в очередной раз продемонстрирует решимость Банка России в борьбе с инфляцией и достижении цели по ней в 4% в 2025 году», — сказал он «Эксперту».

Руководитель управления инвестиционного консультирования «Алор Брокер» Алексей Антонов в своем обзоре задается риторическим вопросом: достаточно ли будет повышения ставки до 18% для торможения роста цен и перегретой экономики? «Мы в этом не очень уверены. Поэтому не исключаем, что либо регулятор может прибегнуть к „шоковой терапии“, отправив ставку сразу в район 20–24% годовых на непродолжительное время, либо поднять ставку в июле до 18% и продолжить цикл повышения в дальнейшем», — отмечает он.

При этом Алексей Антонов заявляет, что размер новой ключевой ставки и дальнейшие действия регулятора будут зависеть от того, какую цель по инфляции поставил Банк России на этот год. Сейчас этот параметр рынку неизвестен.

Михаил Васильев говорит, что рыночный консенсус ожидает инфляцию по итогам года выше 6%. «Мы полагаем, что годовая инфляция в июле проходит свой пик в районе 9,3% и далее будет снижаться. На конец года мы прогнозируем замедление инфляции до 7%», — отметил он.

Надежды ЦБ и рынка на замедление инфляции сейчас во многом связаны с тем, что отмена массовой льготной ипотеки с 1 июля и ожидаемое дополнительное ужесточение монетарной политики помогут охладить кредитование. «В то же время проинфляционными факторами остаются острый дефицит кадров на рынке труда, быстрый рост зарплат, по-прежнему мягкая бюджетная политика, повышенные инфляционные ожидания, значительное число льготных программ кредитования», — полагает Михаил Васильев.

Если ЦБ установит цель по инфляции на этот год в 6,5–7%, то, вполне возможно, он ограничится повышением «ключа» до 18% годовых.

Но одного лишь повышения ключевой ставки может быть недостаточно для обуздания роста цен.

«Несмотря на высокие процентные ставки по кредитным продуктам, значительное снижение спроса на них маловероятно, — предупреждает Вадим Шамин. — Это в первую очередь связано с увеличением доходов населения вследствие роста зарплат и соцвыплат, а также с высокими ставками по вкладам. Граждане готовы брать кредиты для крупных покупок и улучшения условий жизни, поскольку уверены в своих финансовых возможностях. В случае долгосрочных кредитов, например автокредитов или ипотеки, многие заемщики рассчитывают на возможность рефинансирования в последующем, когда ключевая ставка, как ожидается, снизится».

«Во многом проблемы с инфляцией сейчас связаны с отложенным потреблением на фоне почти 10-летней стагнации реальных доходов населения. Кроме того, на фоне санкционного давления нам приходится либо ввозить товары из-за рубежа с повышенными издержками, либо осваивать выпуск множества новых видов продукции. Но для последнего нужны инвестиции, а стоимость отечественной продукции явно будет выше той, по которой аналоги можно было приобрести на мировом рынке», — поделился с «Экспертом» своим мнением начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский.

В целом, считает он, высокой ключевой ставкой нельзя устранить корневые причины инфляции, «можно только пытаться снять симптомы, не вылечив болезнь». «Сейчас более целесообразно максимально вложиться в расширение предложения так, чтобы за несколько лет создать основу для действительно не только низкой, но и стабильной инфляции», — добавил он.

Член генсовета «Деловой России», руководитель подкомитета по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин в беседе с «Экспертом» предупредил о возможных негативных последствиях повышения «ключа» ЦБ более чем на 2 п.п., поскольку инвестиционная активность бизнеса будет практически заморожена «до наступления лучших времен». «А когда наступят эти времена — неизвестно: если ЦБ продолжит рассматривать инфляцию в качестве приоритетного повода для повышения ставки, то ее дальнейшее повышение не за горами. При этом мы видим, что эффективность этого метода невысока», — считает он.

Но то, что ЦБ повысит ставку 26 июля, ни у кого из собеседников «Эксперта» не вызывает сомнений. Этим стоит воспользоваться, поскольку вслед за «ключом» ЦБ можно ожидать небольшого увеличения процентных ставок по депозитам.

Михаил Васильев считает, что более выгодные вклады можно будет открыть уже после повышения ключевой ставки. В базовом сценарии «Совкомбанка» ставка ЦБ в 18% годовых будет пиковой в этом цикле и сохранится как минимум до конца этого года. Поэтому он рекомендует готовиться к открытию длинных депозитов, и делать это после объявления решения ЦБ.

Однако поскольку есть вероятность подъема ставки до 19–20%, «часть портфеля можно держать в коротких депозитах, чтобы потом вложить под более высокий процент, если реализуется этот рисковый сценарий», — рекомендует Михаил Васильев.

Источник: Эксперт

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )