«Дороги в России теряют почву»
Правительство сокращает планы по вводу транспортной инфраструктуры, снижая на десятки процентов целевые показатели по строительству и ремонту дорог. И это «несмотря на несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям экономики», сообщает Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Обещание президента «прошить» страну «современными коммуникациями» в проектировках правительства пока не проглядывается.
Одно из громких требований Владимира Путина из Послания Федеральному собранию касалось транспортной инфраструктуры: «Для развития городов и поселков, роста деловой активности, обеспечения «связанности» страны нам нужно буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями».
Несмотря на локальные успехи, общая ситуация оставляет желать лучшего. В конце прошлой недели ИКСИ, возглавляемый деканом Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова Олегом Виханским, опубликовал анализ тех корректировок, которые вносит правительство в свои планы дорожного строительства. Сравнивались корректировки, проведенные в конце 2016 и 2017 годов.
«В обновленном плане деятельности Минтранса большинство целевых показателей по строительству транспортной инфраструктуры в 2017–2020 годах в очередной раз было снижено», – сообщает ИКСИ. В частности, как пишут исследователи, по новому плану, в целом в 2017–2020 годах будет построено почти на 40% меньше автодорог федерального значения и примерно на 30% меньше автодорог регионального, межмуниципального и местного значения, чем в версии плана от 2016-го.
Эти оценки подтверждаются данными Минтранса. Так, из корректировок-2016 следовало, что в течение 2017–2020 годов в стране должно быть построено и реконструировано автодорог федерального значения протяженностью более 3,8 тыс. км, а регионального, межмуниципального и местного значения – около 12,5 тыс. км. В корректировках-2017 эти показатели снизились до 2,3 и 8,5 тыс. км соответственно. Причем в ИКСИ отмечают: если «в 2000-м в России было введено в эксплуатацию 6,6 тыс. км автодорог общего пользования, то в 2017-м уже... в 2,7 раза меньше».
План по вводу в эксплуатацию взлетно-посадочных полос был снижен с 55 до 20 единиц, добавляют в ИКСИ. Исследователи зафиксировали увеличение только планов по строительству железнодорожных линий, правда, судя по их данным, произошло это на фоне прошлого «урезания» целевых значений.
Как поясняют в Институте, «планы и программы по строительству транспортной инфраструктуры в России регулярно не выполняются как из-за недостатка финансирования, так и из-за недоиспользования или неэффективного использования выделяемых средств».
Хотя если сравнивать скорректированные цели с фактическими показателями по итогам года, то заметно, что у ведомств появляется повод объявить как раз о перевыполнении планов. Например, в конце недели Минтранс опубликовал отчет, в котором сообщается, что в 2017-м построено и реконструировано 347,4 км автодорог федерального значения и 1816 км автодорог регионального, межмуниципального и местного значения. Это при том, что в версии плана-2016 стояли ориентиры 316 и 2131 км, а в версии-2017 – 326,2 и 1812 км соответственно.
Трудно отрицать, что в России дороги строятся и ремонтируются: их протяженность растет, и в развитие инфраструктуры ежегодно вкладываются десятки миллиардов рублей как из федерального, так и региональных бюджетов. Но одновременно с этим можно сослаться на данные Росстата, из которых следует, что доля дорог именно с твердым покрытием сокращается. Так, на конец 2006 года протяженность всех дорог общего пользования превышала 701 тыс. км, доля дорог с твердым покрытием была около 85%. А на конец 2016-го при общей протяженности дорог около 1,5 млн км доля с твердым покрытием составляла примерно 70%.
Кроме того, вопреки официальным отчетам и прогнозам, в некоторых населенных пунктах местные жители вынуждены брать ситуацию буквально в свои руки. Правда, судя по сообщениям СМИ, когда кто-то вдруг решается самовольно отремонтировать или построить дорогу, за это его штрафуют и заставляют демонтировать незаконно отстроенное. Потому что работы проводились без соответствующего разрешения.
Пока трудно ожидать, что дорожное строительство станет драйвером для российской экономики. Объясняется это тем, что в России «объемы такого строительства крайне низки», пояснила вчера «НГ» эксперт отдела аналитических исследований ИКСИ Наталья Чуркина. По ее словам, «в Китае объем вводимых крупных автомагистралей в пять-шесть раз превышает объем строительства дорог всех типов в России ежегодно». «Снижение первоначальных планов по строительству дорог в России происходит регулярно и связано с комплексом причин: от неэффективного планирования такого строительства до некачественного проектирования, выбора подрядчиков, несвоевременной подготовки участков строительства, что приводит к срыву сроков. Важной проблемой становится также несвоевременное выделение государственного финансирования», – перечислила Чуркина.
Опрошенные эксперты указывают на региональные диспропорции. «За последние пять лет качество дорог в центральной части России, в отдельно взятых городах, в том числе таких, где пройдут мероприятия по чемпионату мира по футболу, дорожное хозяйство сейчас оценивается чуть ли не на европейском уровне, – говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. – Но в других регионах, где нет и не ожидается мировых событий, качество дорог по-прежнему не дотягивает до уровня некоторых развивающихся стран». «В последнее время упор делался на приведение в порядок федеральных трасс, а региональным и местным дорогам должного внимания не уделялось. Это существенно увеличивает логистические издержки предприятий, – поясняет директор Института актуальной экономики Никита Исаев.– Предприниматели стараются располагать предприятия вблизи крупных городских агломераций, что усиливает экономическое неравенство территорий».
Но источники, близкие к профильному ведомству, утверждают, что в сфере дорожного строительства много достижений: инвестиции растут, система распределения средств отлажена, при строительстве и ремонте учитывается мнение населения и, как ожидается, уже к концу 2018 года около 85% федеральных дорог в РФ будут соответствовать нормативным требованиям; также с прошлого года в городских агломерациях реализуется проект «Безопасные и качественные дороги».