03.01.2023

"Что ждет автомобильный рынок России?"

Дмитрий Плеханов — с прогнозами развития российского автопрома

Российский автопром переживает сейчас непростые времена, находясь в серьезной стагнации. Санкции, введенные Западом, поломали создаваемую правительством годами систему, которая помогала снабжать отечественный рынок зарубежными марками авто. В 2022 году автомобильная промышленность РФ столкнулась с серьезным вызовом, лишившись, среди прочего, доступа к комплектующим. Крупные российские заводы были вынуждены уходить в простой, а большая часть зарубежных автопроизводителей покинула рынок России.

Несладко пришлось и российским потребителям – ввиду резких колебаний валютного курса, дефицита автомобилей у дилеров, а также волны санкций против России наблюдался стремительный рост цен.

Какое будущее ждет автомобильный рынок России? С какими рисками может столкнуться автобизнес в 2023 году? Что будет с ценами на автомобили? Стоит ли надеяться на появление новых и недорогих моделей? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Нынешние реалии
Среди производителей легковых автомобилей в настоящее время на рынке РФ продолжают работать «АВТОВАЗ», тульский завод «Haval», УАЗ. Возобновили работу столичный завод «Москвич» и калининградский «Автотор». Что касается зарубежных компаний, то их уход привел к прекращению поставок новых моделей, а также к закрытию, простою и даже продаже заводов на территории России. Тем не менее, незначительные поставки зарубежных авто сохраняются благодаря ввозу физлицами и по параллельному импорту. Согласно данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которые приводят «РИА Новости», на складах в России осталось лишь порядка 20-30 тысяч премиальных иномарок.

По данным «Автостат», к концу 2022 года в России осталось только 17 брендов из 68 (если не считать наличие моделей, завезенных по параллельному импорту), при этом заметно увеличилась доля автомобилей российского и китайского производства. Так, доля российских авто составляет сейчас 42% по сравнению с 23% в прошлом году, а китайских – 29% против 8% в 2021 году.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в ноябре на территории России было продано 46 403 новых легковых и легких коммерческих автомобиля (-61,6% г/г). Тем не менее, по сравнению с октябрем этого года объем продаж незначительно вырос (+2,6%). Что касается первых 11 месяцев 2022 года, то тут продажи упали на 60,9%, до 548 877 ед. Лидером, по данным АЕБ, остается отечественный «АВТОВАЗ», продавший в ноябре 21 726 новых машин (-18% г/г), а на втором месте находится китайский Haval с показателем 4 552 ед. (-7% г/г).

Как отмечают эксперты «Открытие Авто», в ноябре авторынок вернулся к росту, но его реальную динамику скрывает параллельный импорт. При этом данные «Открытие Авто» показывают, что больше 20 марок продали за месяц меньше 100 автомобилей и почти исчезли с официального авторынка России, но отнюдь не из статистики частного ввоза. Ни одна из западных или японских марок не смогла в ноябре реализовать хотя бы тысячу автомобилей, что, по мнению экспертов «Открытие Авто», неудивительно. Машин таких брендов все меньше, а в их салоны подселяют «китайцев», переформатируют шоу-румы под автомобили с пробегом или вообще закрывают.

«Ситуация на автомобильном рынке страны остается одной из самых сложных среди других отраслей экономики, продажи и производство различных автомобилей продолжают снижаться», - заявляет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». Он подчеркивает, что снижение продаж легковых автомобилей в стране, по данным Росстата, может составить 55-65% г/г в 2022 году, а сокращение производства - 68-73% г/г.

По мнению Дмитрия Плеханова, аналитика Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), по итогам текущего года выпуск не превысит 500 тысяч машин, что станет худшим результатом в новейшей российской истории (предыдущий минимум в 600 тысяч был зафиксирован в 2009 году после наступления мирового финансового кризиса).

При этом Александр Бутов, ведущий аналитик института «Центр развития» НИУ ВШЭ, заметил, что рынок сильно изменился в своей структуре: на нем произошло перераспределение доли в пользу российских и китайских брендов. В то же время на фоне обвального спада продаж новой автотехники эксперты фиксируют оживление на рынке уже находившихся ранее в эксплуатации автомобилей, которые стали завозиться в Россию более интенсивно.

Дно еще не близко
В некотором смысле в российском автопроме сложилась самоподдерживающаяся модель коллапса: потребители откладывают крупные покупки в ожидании снижения цен и улучшения экономических перспектив, а автопроизводители не спешат выходить на новый для себя рынок и вкладываться в создание фабрик до восстановления спроса. Вероятно, в такой ситуации в перспективе ближайших 1-2 лет авторынок РФ по-прежнему продолжит наблюдать дефицит автомобилей и падение продаж одновременно. Изменения могут повлечь триггеры для смены настроений на рынке - улучшение внешнеэкономических условий, допуск компаний из дружественных стран или другие менее очевидные меры. Такого мнения придерживается Андрей Ванин, руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции».

Эксперты «Открытие Авто», в свою очередь, подчеркивают, что в текущем году больше 40% объема (277 тысяч автомобилей) рынку обеспечили продажи первых трех месяцев. Все остальные кварталы реализация ни разу не превысила 140 тысяч машин за квартал, и относительно этих объемов рост в 15-20% вполне реален. «Причем случится он, скорее всего, не раньше апреля, когда «АВТОВАЗ» начнет поставки в дилерскую сеть обновленной Lada Vesta». Чуть позже может «подоспеть» и Lada Largus. Также, вероятно, рост продаж продемонстрируют электрокары. Если планы официальных дистрибьюторов этих машин («Москвич», Evolute, Voyah, Skywell, Hongqi и Xpeng) воплотятся в жизнь хотя бы наполовину, то мы увидим рассвет этого вида бизнеса, а продажи электромобилей могут составить порядка 20 тысяч машин в год. При таких допущениях, а также при отсутствии очередных потрясений (карантин, усиление санкций, увеличение пошлин, мобилизация и прочее) общий объем рынка в 2023 году составит 0,75-0,8 миллиона автомобилей. Этот результат мог бы быть еще на 8-10% лучше за счет новых машин, ввозимых дилерами по параллельному импорту. Но они в официальной статистике AEB традиционно не отражаются», - заявляют эксперты «Открытие Авто».

По их оценкам, в декабре текущего года российский авторынок, наконец, может выйти за рамки продаж в 50 тыс. новых автомобилей. Это означает, что общий годовой объем авторитейла составит 0,66-0,67 млн автомобилей, то есть на миллион автомобилей меньше, чем в прошлом году, что станет самым низким результатом продаж новых автомобилей в РФ в текущем столетии, но все же чуть более оптимистичным, чем предполагалось после весеннего обвала рынка.

Александр Бутов, в свою очередь, заявляет, что по итогам января-декабря текущего года рынок потеряет порядка 60-65% физического объема продаж, при этом до 45% процентов проданной на нем техники придется на традиционные российские бренды (прежде всего «Лада»).

Можно ли надеяться на снижение цен?
«Рост цен на рынке, вызванный в начале девальвацией рубля в феврале-марте, не сменился снижением, несмотря на последующее резкое укрепление национальной валюты из-за ограниченного предложения и возросших издержек оставшихся производителей по перестраиванию производственно-логистических цепочек», - заявляет Дмитрий Плеханов. По его словам, подорожание продукции автопрома лучше всего можно проиллюстрировать на примере сравнения со средним уровнем заработной платы в стране. Так, в этом году стоимость отечественного легкового автомобиля подскочила до 15 размеров среднемесячной зарплаты, тогда как все последние годы этот показатель устойчивого держался на уровне 12 зарплат, то есть покупательная способность населения снизилась на 25%, что серьезно ограничивает перспективы восстановления авторынка.

При этом эксперт полагает, что существенного снижения цен на легковые автомобили в 2023 году ожидать не приходится, о чем свидетельствуют медленные темпы восстановления выпуска и существенный рост издержек производителей. «Снижение курса рубля, начавшееся в последнее время, также не будет способствовать удешевлению импортных компонентов, от поставок которых по-прежнему продолжает зависеть российский автопром. Спрос же, по-видимому, будет превышать предложение, поскольку период низких объемов выпуска создаст значительный отложенный спрос на продукцию автопрома», - заметил Дмитрий Плеханов.

Дмитрий Баранов выделяет несколько факторов, влияющих на стоимость автомобилей. Во-первых, стоимость товаров и услуг, которые используют в своей деятельности автопроизводители, которым требуется многое, причем, высокого качества, стоит недешево. Во-вторых, оказывает влияние сложная ситуация в экономике, изменение курсов валют, что заставляет производителей учитывать риски, и это отражается на цене авто. В-третьих, цена зависит от мер господдержки, как их производителей, так и потребителей. По мнению эксперта, стоимость авто в 2023 году, скорее всего, будет разной, но выше, чем в текущем, поскольку ситуация в экономике остается непростой. «Теоретически, не исключено снижение цен на авто, но это будет зависеть от названных выше факторов. На снижение цен может повлиять и конъюнктура рынка по конкретным моделям, например, поставка в страну каких-то авто в большом количестве через параллельный импорт может привести к тому, что их стоимость снизится. Не исключено, что могут быть снижены цены на отдельные модели самими производителями, что сделает для потребителей покупку автомобилей более выгодной. Кроме того, неизвестно, как в будущем будут развиваться программы поддержания спроса, не исключено, что их условия станут привлекательнее, а объем их финансирования может быть увеличен, что поддержит рост продаж автомобилей», - считает Баранов.

«Если допустить, что внешние по отношению к российскому автомобильному рынку факторы сохранят свое действие и в 2023 году, логично будет предположить, что цены продолжат расти», - полагает Александр Бутов. При этом он подчеркивает, что в 2022 году уже произошло их существенное увеличение, а объем продаж автотехники сильно сократился, что делает дальнейший рост цен весьма нежелательным для рассматриваемого нами рынка. «К тому же, думаю, что мы вправе ожидать усилий, которые будут прилагать как автопроизводители, так и продавцы (в лице Российской ассоциации автодилеров), к тому, чтобы добиться субсидий и компенсаций со стороны государства. При этом внутри самой структуры продаж будет продолжаться тенденция перераспределения продаж в пользу более дешевой техники. Не следует забывать и о влиянии фактора рынка подержанных автомобилей. Как нам известно, их импорт в Россию в 2022 году заметно вырос. Эта техника в принципе значительно дешевле новой. А, значит, само ее наличие на рынке является сдерживающим фактором для роста цен на новые автомобили. В принципе, возможна будет ситуация, когда при каком-то ограниченном в 10-15% росте цен на автомобили, средняя цена реализованной техники напротив снизится в том же диапазоне», - считает Бутов.

Андрей Ванин при этом подчеркивает, что на фоне падения внутреннего производства и продаж за 9 месяцев 2022 года цены на новые авто повысились в среднем на 19% с начала года, несмотря на укрепление рубля к иностранным валютам. Кроме того, в сегменте подержанных автомобилей рост цен составил за этот период 59%. Эксперт отмечает, что в условиях возросшей неопределенности в отношении будущих экономических перспектив, население откладывает крупные покупки и предпочитает сберегательную модель поведения, что еще больше усугубляет проблемы автомобильной отрасли России.

«Несмотря на низкий спрос цены не снижаются. Дефицит автомобилей и желание дилеров при низком спросе продать подороже то, что есть в наличии, являются определяющими факторами в формировании стоимости. На этом фоне государство рассматривает возможность расширения программ льготного кредитования. Однако, кажется, что изменить ситуацию одними лишь административными мерами невозможно. Прежде всего, необходимо увеличить предложение - запустить производство в стране и допустить на рынок производителей из дружественных государств, но на это могут потребоваться годы, а кризис нужно преодолевать здесь и сейчас. Повысить спрос могло бы снижение ввозных пошлин и НДС на переходный 2-3-летний период, которые сегодня могут составлять 30-40% от стоимости импортного автомобиля. Тем не менее, в условиях предстоящего 3-летнего дефицита бюджета этот шаг также кажется крайне маловероятным», - полагает эксперт.

Стоит ли ждать появления новых и недорогих моделей?
В ближайший год на рынке возможно появление недорогой техники иранского производства, которая может поставляться в Россию как в готовом виде, так и собираться здесь в режиме крупноузловой схемы (во всяком случае, об этом в настоящее время идут переговоры между российской и иранской стороной). Таким мнением с Finam.ru поделился Александр Бутов из «Центра развития» НИУ ВШЭ. Однако проблема здесь состоит в текущей низкой емкости отечественного рынка, а для относительно дешевых моделей важен именно объем продаж, что накладывает очевидные ограничения на решение о выводе на российский рынок дешевых моделей зарубежного производства. Во всяком случае, без активной поддержки государства. «Если же рассмотреть возможность появления на рынке новых и недорогих моделей исключительно российского производства, то это случится не ранее, чем через 2-3 года», - считает эксперт.

Будущие возможности
По мнению Дениса Баранова из УК «Финам Менеджмент» автомобильный парк в стране останется разнообразным, в первую очередь это будет обеспечено за счет продолжения эксплуатации имеющихся автомобилей разных марок, включая ушедшие из страны, их дальнейшей перепродажи. Насыщать рынок, по словам эксперта, будут и оставшиеся в стране автопроизводители, а также новые производители авто, которые приходят на отечественный рынок. Будет способствовать этому и набирающий обороты процесс «параллельного» импорта, поставки в страну автомобилей ушедших брендов.

Однако надеяться на массовый приток автомобилей иностранных марок особо не приходится. Вряд ли в ближайшее время мы увидим на отечественном рынке новые модели столь привычных и полюбившихся российскому потребителю марок. Как отмечает инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган, спустя девять месяцев схемы с параллельным импортом пока не особо помогают. Благодаря «серому импорту» дилерам удается сохранять поставки популярных моделей, однако, по словам эксперта, он не может, очевидно, обеспечить те объемы новых автомобилей, что необходимы рынку. «Пока авто зарубежных брендов импортируются в штучном порядке, а логистика, которую берет на себя дилер, серьезно увеличивает стоимость машин. Что нас ждет? Автомобили из Европы, США и Японии станут дефицитным и очень дорогим товаром. В том числе в обслуживании. Впрочем, ожидания вполне очевидны», - заключил Коган.

Александр Бутов полагает, что если говорить о ближайшем будущем российского автопарка, то очевидно, что он гораздо более инерционен чем рынок автомобилей, и в последующие год-два кардинальных изменений в нем не произойдет. При этом в краткосрочном периоде вряд ли следует ожидать массового перехода на электромобили.

В условиях санкций и ухода основных зарубежных производителей, по мнению Дмитрия Плеханова из ИКСИ, основная надежда на восстановление выпуска и соответственно продаж заключается в налаживании сотрудничества с иностранными производителями из стран, не присоединившихся к санкциям. «Основным кандидатом на расширение сотрудничества в данный момент представляется Китай за счет наличия собственного крупного автопрома и уже имеющихся производственных мощностей в России, но не стоит сбрасывать со счетов и другие страны, такие как Турция, Иран или Индия. Важно только, выстраивая отношения с новыми партнерами, не наступать на старые грабли, отдавая предпочтение сборочным производствам в ущерб развитию собственной автокомпонентной базы», - считает эксперт.

Основной вывод, который сделал Дмитрий Баранов, заключается в том, что, несмотря на сложную ситуацию, в 2023 году автомобильный рынок в РФ продолжит развиваться, ведь, перефразируя классиков, граждане страны любят автомобили и охотно на них ездят.

Источник: Финам

"Что ждет автомобильный рынок России?"
Дмитрий Плеханов — с прогнозами развития российского автопрома

Российский автопром переживает сейчас непростые времена, находясь в серьезной стагнации. Санкции, введенные Западом, поломали создаваемую правительством годами систему, которая помогала снабжать отечественный рынок зарубежными марками авто. В 2022 году автомобильная промышленность РФ столкнулась с серьезным вызовом, лишившись, среди прочего, доступа к комплектующим. Крупные российские заводы были вынуждены уходить в простой, а большая часть зарубежных автопроизводителей покинула рынок России.

Несладко пришлось и российским потребителям – ввиду резких колебаний валютного курса, дефицита автомобилей у дилеров, а также волны санкций против России наблюдался стремительный рост цен.

Какое будущее ждет автомобильный рынок России? С какими рисками может столкнуться автобизнес в 2023 году? Что будет с ценами на автомобили? Стоит ли надеяться на появление новых и недорогих моделей? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Нынешние реалии
Среди производителей легковых автомобилей в настоящее время на рынке РФ продолжают работать «АВТОВАЗ», тульский завод «Haval», УАЗ. Возобновили работу столичный завод «Москвич» и калининградский «Автотор». Что касается зарубежных компаний, то их уход привел к прекращению поставок новых моделей, а также к закрытию, простою и даже продаже заводов на территории России. Тем не менее, незначительные поставки зарубежных авто сохраняются благодаря ввозу физлицами и по параллельному импорту. Согласно данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которые приводят «РИА Новости», на складах в России осталось лишь порядка 20-30 тысяч премиальных иномарок.

По данным «Автостат», к концу 2022 года в России осталось только 17 брендов из 68 (если не считать наличие моделей, завезенных по параллельному импорту), при этом заметно увеличилась доля автомобилей российского и китайского производства. Так, доля российских авто составляет сейчас 42% по сравнению с 23% в прошлом году, а китайских – 29% против 8% в 2021 году.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в ноябре на территории России было продано 46 403 новых легковых и легких коммерческих автомобиля (-61,6% г/г). Тем не менее, по сравнению с октябрем этого года объем продаж незначительно вырос (+2,6%). Что касается первых 11 месяцев 2022 года, то тут продажи упали на 60,9%, до 548 877 ед. Лидером, по данным АЕБ, остается отечественный «АВТОВАЗ», продавший в ноябре 21 726 новых машин (-18% г/г), а на втором месте находится китайский Haval с показателем 4 552 ед. (-7% г/г).

Как отмечают эксперты «Открытие Авто», в ноябре авторынок вернулся к росту, но его реальную динамику скрывает параллельный импорт. При этом данные «Открытие Авто» показывают, что больше 20 марок продали за месяц меньше 100 автомобилей и почти исчезли с официального авторынка России, но отнюдь не из статистики частного ввоза. Ни одна из западных или японских марок не смогла в ноябре реализовать хотя бы тысячу автомобилей, что, по мнению экспертов «Открытие Авто», неудивительно. Машин таких брендов все меньше, а в их салоны подселяют «китайцев», переформатируют шоу-румы под автомобили с пробегом или вообще закрывают.

«Ситуация на автомобильном рынке страны остается одной из самых сложных среди других отраслей экономики, продажи и производство различных автомобилей продолжают снижаться», - заявляет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». Он подчеркивает, что снижение продаж легковых автомобилей в стране, по данным Росстата, может составить 55-65% г/г в 2022 году, а сокращение производства - 68-73% г/г.

По мнению Дмитрия Плеханова, аналитика Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), по итогам текущего года выпуск не превысит 500 тысяч машин, что станет худшим результатом в новейшей российской истории (предыдущий минимум в 600 тысяч был зафиксирован в 2009 году после наступления мирового финансового кризиса).

При этом Александр Бутов, ведущий аналитик института «Центр развития» НИУ ВШЭ, заметил, что рынок сильно изменился в своей структуре: на нем произошло перераспределение доли в пользу российских и китайских брендов. В то же время на фоне обвального спада продаж новой автотехники эксперты фиксируют оживление на рынке уже находившихся ранее в эксплуатации автомобилей, которые стали завозиться в Россию более интенсивно.

Дно еще не близко
В некотором смысле в российском автопроме сложилась самоподдерживающаяся модель коллапса: потребители откладывают крупные покупки в ожидании снижения цен и улучшения экономических перспектив, а автопроизводители не спешат выходить на новый для себя рынок и вкладываться в создание фабрик до восстановления спроса. Вероятно, в такой ситуации в перспективе ближайших 1-2 лет авторынок РФ по-прежнему продолжит наблюдать дефицит автомобилей и падение продаж одновременно. Изменения могут повлечь триггеры для смены настроений на рынке - улучшение внешнеэкономических условий, допуск компаний из дружественных стран или другие менее очевидные меры. Такого мнения придерживается Андрей Ванин, руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции».

Эксперты «Открытие Авто», в свою очередь, подчеркивают, что в текущем году больше 40% объема (277 тысяч автомобилей) рынку обеспечили продажи первых трех месяцев. Все остальные кварталы реализация ни разу не превысила 140 тысяч машин за квартал, и относительно этих объемов рост в 15-20% вполне реален. «Причем случится он, скорее всего, не раньше апреля, когда «АВТОВАЗ» начнет поставки в дилерскую сеть обновленной Lada Vesta». Чуть позже может «подоспеть» и Lada Largus. Также, вероятно, рост продаж продемонстрируют электрокары. Если планы официальных дистрибьюторов этих машин («Москвич», Evolute, Voyah, Skywell, Hongqi и Xpeng) воплотятся в жизнь хотя бы наполовину, то мы увидим рассвет этого вида бизнеса, а продажи электромобилей могут составить порядка 20 тысяч машин в год. При таких допущениях, а также при отсутствии очередных потрясений (карантин, усиление санкций, увеличение пошлин, мобилизация и прочее) общий объем рынка в 2023 году составит 0,75-0,8 миллиона автомобилей. Этот результат мог бы быть еще на 8-10% лучше за счет новых машин, ввозимых дилерами по параллельному импорту. Но они в официальной статистике AEB традиционно не отражаются», - заявляют эксперты «Открытие Авто».

По их оценкам, в декабре текущего года российский авторынок, наконец, может выйти за рамки продаж в 50 тыс. новых автомобилей. Это означает, что общий годовой объем авторитейла составит 0,66-0,67 млн автомобилей, то есть на миллион автомобилей меньше, чем в прошлом году, что станет самым низким результатом продаж новых автомобилей в РФ в текущем столетии, но все же чуть более оптимистичным, чем предполагалось после весеннего обвала рынка.

Александр Бутов, в свою очередь, заявляет, что по итогам января-декабря текущего года рынок потеряет порядка 60-65% физического объема продаж, при этом до 45% процентов проданной на нем техники придется на традиционные российские бренды (прежде всего «Лада»).

Можно ли надеяться на снижение цен?
«Рост цен на рынке, вызванный в начале девальвацией рубля в феврале-марте, не сменился снижением, несмотря на последующее резкое укрепление национальной валюты из-за ограниченного предложения и возросших издержек оставшихся производителей по перестраиванию производственно-логистических цепочек», - заявляет Дмитрий Плеханов. По его словам, подорожание продукции автопрома лучше всего можно проиллюстрировать на примере сравнения со средним уровнем заработной платы в стране. Так, в этом году стоимость отечественного легкового автомобиля подскочила до 15 размеров среднемесячной зарплаты, тогда как все последние годы этот показатель устойчивого держался на уровне 12 зарплат, то есть покупательная способность населения снизилась на 25%, что серьезно ограничивает перспективы восстановления авторынка.

При этом эксперт полагает, что существенного снижения цен на легковые автомобили в 2023 году ожидать не приходится, о чем свидетельствуют медленные темпы восстановления выпуска и существенный рост издержек производителей. «Снижение курса рубля, начавшееся в последнее время, также не будет способствовать удешевлению импортных компонентов, от поставок которых по-прежнему продолжает зависеть российский автопром. Спрос же, по-видимому, будет превышать предложение, поскольку период низких объемов выпуска создаст значительный отложенный спрос на продукцию автопрома», - заметил Дмитрий Плеханов.

Дмитрий Баранов выделяет несколько факторов, влияющих на стоимость автомобилей. Во-первых, стоимость товаров и услуг, которые используют в своей деятельности автопроизводители, которым требуется многое, причем, высокого качества, стоит недешево. Во-вторых, оказывает влияние сложная ситуация в экономике, изменение курсов валют, что заставляет производителей учитывать риски, и это отражается на цене авто. В-третьих, цена зависит от мер господдержки, как их производителей, так и потребителей. По мнению эксперта, стоимость авто в 2023 году, скорее всего, будет разной, но выше, чем в текущем, поскольку ситуация в экономике остается непростой. «Теоретически, не исключено снижение цен на авто, но это будет зависеть от названных выше факторов. На снижение цен может повлиять и конъюнктура рынка по конкретным моделям, например, поставка в страну каких-то авто в большом количестве через параллельный импорт может привести к тому, что их стоимость снизится. Не исключено, что могут быть снижены цены на отдельные модели самими производителями, что сделает для потребителей покупку автомобилей более выгодной. Кроме того, неизвестно, как в будущем будут развиваться программы поддержания спроса, не исключено, что их условия станут привлекательнее, а объем их финансирования может быть увеличен, что поддержит рост продаж автомобилей», - считает Баранов.

«Если допустить, что внешние по отношению к российскому автомобильному рынку факторы сохранят свое действие и в 2023 году, логично будет предположить, что цены продолжат расти», - полагает Александр Бутов. При этом он подчеркивает, что в 2022 году уже произошло их существенное увеличение, а объем продаж автотехники сильно сократился, что делает дальнейший рост цен весьма нежелательным для рассматриваемого нами рынка. «К тому же, думаю, что мы вправе ожидать усилий, которые будут прилагать как автопроизводители, так и продавцы (в лице Российской ассоциации автодилеров), к тому, чтобы добиться субсидий и компенсаций со стороны государства. При этом внутри самой структуры продаж будет продолжаться тенденция перераспределения продаж в пользу более дешевой техники. Не следует забывать и о влиянии фактора рынка подержанных автомобилей. Как нам известно, их импорт в Россию в 2022 году заметно вырос. Эта техника в принципе значительно дешевле новой. А, значит, само ее наличие на рынке является сдерживающим фактором для роста цен на новые автомобили. В принципе, возможна будет ситуация, когда при каком-то ограниченном в 10-15% росте цен на автомобили, средняя цена реализованной техники напротив снизится в том же диапазоне», - считает Бутов.

Андрей Ванин при этом подчеркивает, что на фоне падения внутреннего производства и продаж за 9 месяцев 2022 года цены на новые авто повысились в среднем на 19% с начала года, несмотря на укрепление рубля к иностранным валютам. Кроме того, в сегменте подержанных автомобилей рост цен составил за этот период 59%. Эксперт отмечает, что в условиях возросшей неопределенности в отношении будущих экономических перспектив, население откладывает крупные покупки и предпочитает сберегательную модель поведения, что еще больше усугубляет проблемы автомобильной отрасли России.

«Несмотря на низкий спрос цены не снижаются. Дефицит автомобилей и желание дилеров при низком спросе продать подороже то, что есть в наличии, являются определяющими факторами в формировании стоимости. На этом фоне государство рассматривает возможность расширения программ льготного кредитования. Однако, кажется, что изменить ситуацию одними лишь административными мерами невозможно. Прежде всего, необходимо увеличить предложение - запустить производство в стране и допустить на рынок производителей из дружественных государств, но на это могут потребоваться годы, а кризис нужно преодолевать здесь и сейчас. Повысить спрос могло бы снижение ввозных пошлин и НДС на переходный 2-3-летний период, которые сегодня могут составлять 30-40% от стоимости импортного автомобиля. Тем не менее, в условиях предстоящего 3-летнего дефицита бюджета этот шаг также кажется крайне маловероятным», - полагает эксперт.

Стоит ли ждать появления новых и недорогих моделей?
В ближайший год на рынке возможно появление недорогой техники иранского производства, которая может поставляться в Россию как в готовом виде, так и собираться здесь в режиме крупноузловой схемы (во всяком случае, об этом в настоящее время идут переговоры между российской и иранской стороной). Таким мнением с Finam.ru поделился Александр Бутов из «Центра развития» НИУ ВШЭ. Однако проблема здесь состоит в текущей низкой емкости отечественного рынка, а для относительно дешевых моделей важен именно объем продаж, что накладывает очевидные ограничения на решение о выводе на российский рынок дешевых моделей зарубежного производства. Во всяком случае, без активной поддержки государства. «Если же рассмотреть возможность появления на рынке новых и недорогих моделей исключительно российского производства, то это случится не ранее, чем через 2-3 года», - считает эксперт.

Будущие возможности
По мнению Дениса Баранова из УК «Финам Менеджмент» автомобильный парк в стране останется разнообразным, в первую очередь это будет обеспечено за счет продолжения эксплуатации имеющихся автомобилей разных марок, включая ушедшие из страны, их дальнейшей перепродажи. Насыщать рынок, по словам эксперта, будут и оставшиеся в стране автопроизводители, а также новые производители авто, которые приходят на отечественный рынок. Будет способствовать этому и набирающий обороты процесс «параллельного» импорта, поставки в страну автомобилей ушедших брендов.

Однако надеяться на массовый приток автомобилей иностранных марок особо не приходится. Вряд ли в ближайшее время мы увидим на отечественном рынке новые модели столь привычных и полюбившихся российскому потребителю марок. Как отмечает инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган, спустя девять месяцев схемы с параллельным импортом пока не особо помогают. Благодаря «серому импорту» дилерам удается сохранять поставки популярных моделей, однако, по словам эксперта, он не может, очевидно, обеспечить те объемы новых автомобилей, что необходимы рынку. «Пока авто зарубежных брендов импортируются в штучном порядке, а логистика, которую берет на себя дилер, серьезно увеличивает стоимость машин. Что нас ждет? Автомобили из Европы, США и Японии станут дефицитным и очень дорогим товаром. В том числе в обслуживании. Впрочем, ожидания вполне очевидны», - заключил Коган.

Александр Бутов полагает, что если говорить о ближайшем будущем российского автопарка, то очевидно, что он гораздо более инерционен чем рынок автомобилей, и в последующие год-два кардинальных изменений в нем не произойдет. При этом в краткосрочном периоде вряд ли следует ожидать массового перехода на электромобили.

В условиях санкций и ухода основных зарубежных производителей, по мнению Дмитрия Плеханова из ИКСИ, основная надежда на восстановление выпуска и соответственно продаж заключается в налаживании сотрудничества с иностранными производителями из стран, не присоединившихся к санкциям. «Основным кандидатом на расширение сотрудничества в данный момент представляется Китай за счет наличия собственного крупного автопрома и уже имеющихся производственных мощностей в России, но не стоит сбрасывать со счетов и другие страны, такие как Турция, Иран или Индия. Важно только, выстраивая отношения с новыми партнерами, не наступать на старые грабли, отдавая предпочтение сборочным производствам в ущерб развитию собственной автокомпонентной базы», - считает эксперт.

Основной вывод, который сделал Дмитрий Баранов, заключается в том, что, несмотря на сложную ситуацию, в 2023 году автомобильный рынок в РФ продолжит развиваться, ведь, перефразируя классиков, граждане страны любят автомобили и охотно на них ездят.

Источник: Финам

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )