05.02.2021

"Чем опасны неамбициозные цели"

Наталья Чуркина - почему Россия берет на себя меньше, чем должна

В конце ноября Россия опубликовала первый доклад о национальном вкладе в реализацию Парижского соглашения. Однако поставленные в нем цели по снижению выбросов парниковых газов неамбициозны, что может привести к отставанию от зарубежных стран и росту рисков для экономики страны
Первый доклад России об определяемом на национальном уровне вкладе (ОНУВ) в реализацию Парижского соглашения был размещен 25 ноября на официальном портале секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата. "Вклад России в международные усилия по климату трудно переоценить, он является беспрецедентным", - прокомментировал данное событие заместитель министра экономического развития России Илья Торосов (из сообщения на сайте ведомства). Однако данное утверждение спорно.
Неамбициозные цели России
В прошлом Россия действительно сильно сократила выбросы парниковых газов. Но в основном это произошло в первое десятилетие после распада СССР - в 2002 г. объем выбросов составил лишь 44% от 1990 г., что было обусловлено, в первую очередь, сокращением производства на фоне тяжелой экономической ситуации. После 2002 г. объем выбросов стал расти: по последним имеющимся данным, в 2018 г. он составил уже около 52% от уровня 1990 г.
При этом необходимо отметить, что данное увеличение происходило медленнее, чем росла экономика страны. Так, к 2018 г. выбросы парниковых газов выросли в 1,2 раза по сравнению с 2002 г., в то время как ВВП страны увеличился почти в 1,7 раз - то есть углеродоемкость российской экономики снижалась. Однако при этом она оставалась существенно выше показателей многих ведущих стран: в 1,4 раза выше по сравнению с США, в 1,8 раз - по сравнению с Японией, 2,2 раза - по сравнению с Германией и в три раза - по сравнению с Францией. А это значит, что даже при ускорении роста экономики у России есть потенциал если не для сокращения, то для неувеличения уровня выбросов парниковых газов по сравнению с 1990 г.
Однако установленная Россией цель по выбросам парниковых газов предполагает, что в ближайшее десятилетие их объем, наоборот, вырастет. Согласно официальному сообщению, целевой показатель по выбросам на 2030 г. составляет "70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации". В докладе отмечается, что "данный показатель демонстрирует все большую амбициозность [России] по сравнению с ранее взятыми обязательствами по ограничению выбросов парниковых газов". Но если рассмотреть цели, поставленные другими странами, то амбиции России оказываются существенно меньше, чем у ряда ведущих экономик.
Так, США, согласно аналогичному документу о первом ОНУВ в реализацию Парижского соглашения, намереваются сократить выбросы парниковых газов на 26-28% к 2025 г. по сравнению с 2005 г. И хотя США анонсировали выход из Парижского соглашения, приход нового президента Джо Байдена может привести и к возврату страны в Соглашение, и к усилению политики в данной сфере. Канада планирует сократить выбросы парниковых газов на 30% к 2030 г. по сравнению с 2005 г., Япония - на 25%. Россия же сейчас выбрасывает на 12% больше уровня 2005 г., а к 2030 г., если поставленная цель будет реализована, это превышение составит уже 50%. А это значит, что в ближайшие 10 лет Россия будет существенно отставать по вкладу в снижение мировых выбросов от зарубежных стран.
Если же пересчитать показатель к уровню 2005 г., то страны ЕС в случае реализации планов могут стать лидерами в снижении выбросов среди крупных развитых стран, в то время как Россия - аутсайдером.
При реализации своей цели по снижению выбросов парниковых газов Россия рискует отстать и от развивающихся стран. Крупные развивающиеся страны определяют свои цели по снижению выбросов парниковых газов не в абсолютных, а в удельных показателях - относительно размера ВВП. Так, Индия предполагает снизить углеродоемкость ВВП на 33-35% к 2030 г. по сравнению с 2005 г., а Китай - на 60-65%. И если сейчас Китай имеет более высокую углеродоемкость ВВП по сравнению с Россией, то при таком снижении китайский показатель окажется на 36% ниже текущего российского уровня. Чтобы не отстать от Китая к 2030 г., при текущей цели по росту выбросов России надо удвоить свой ВВП. Практика же последних лет и текущие прогнозы показывают, что такие темпы роста экономики для нас пока недостижимы.
План ограниченных действий
Доклад об ОНУВ России определяет и меры, которые предпринимает страна для реализации целей Парижского соглашения по климату. Однако в российском документе набор данных мер крайне ограничен и представлен в очень общем виде. В частности, упоминается политика России по повышению энергоэффективности, развитие использования нетопливных и возобновляемых источников энергии, защита и повышение качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов, финансовое и налоговое стимулирование снижения антропогенных выбросов парниковых газов. Также планируется создание системы мониторинга выбросов на уровне отдельных организаций и субъектов РФ.
Однако реальные стимулы по росту энергоэффективности и внедрению возобновляемой энергетики в России носят сейчас крайне ограниченный и точечный характер, например, в виде налоговых вычетов по закупкам отдельного энергоэффективного оборудования. В результате энергоэффективность не растет, а снижается: в 2018 г. (последние данные Росстата) она сократилась на 4,6% по сравнению с 2012 г.
Можно и по-другому
Зарубежный же опыт показывает, что спектр мер по снижению выбросов парниковых газов может быть гораздо шире и разнообразнее. В частности, Китай в своем докладе об ОНУВ упоминает и достаточно стандартные меры по развитию гидро-, атомной, ветряной и солнечной энергетики; снижению удельного использования угля новыми электростанциями, работающими на данном виде топлива; росту доли природного газа в энергобалансе страны. Но одновременно с этим сообщается и о пилотных проектах по торговле квотами на выбросы парниковых газов в 7 провинциях и городах страны и о запуске проектов низкоуглеродного развития в 42 пилотных провинциях и городах. Предполагается также развитие системы "зеленых" кредитов компаниям, реализующим программы по повышению энергоэффективности.
Канада предполагает отказ от традиционных угольных электростанций к 2030 г., разработку стандартов строительства зданий с "нулевым потреблением энергии", стимулирование эффективности потребления топлива железнодорожным, авиационным и морским транспортом, развитие безуглеродных видов транспорта. При этом в самом докладе об ОНУВ Канада заявляет и о планируемых объемах инвестиций в политику по предотвращению изменения климата до 2030 г.: 2 млрд долларов - на поддержание региональных мер по снижению выбросов; 21,9 млрд долларов - на развитие "зеленой" инфраструктуры, включая возобновляемую энергетику; 20,1 млрд долларов - на развитие общественного транспорта; более 2,2 млрд долларов - на развитие "зеленых" технологий.
Индия берет на себя обязательство получать 40% электроэнергии из неуглеродных источников к 2030 г., создает специальные фонды для предоставления кредитов, венчурного финансирования и гарантий по кредитам для реализации проектов в сфере энергоэффективности, вводит налог на сжигание угля для финансирования "чистых" технологий и внедряет пилотные проекты по торговле квотами на потребление электроэнергии аналогично системам торговли квотами на выбросы парниковых газов. Одна из наиболее интересных мер в докладе Индии - это поставленная задача по развитию железнодорожных коридоров в стране и переключению грузопотока с автотранспорта на железные дороги для снижения выбросов.
Пассивная политика
Таким образом, полученный Россией задел по объемам снижения выбросов парниковых газов в 1990-е гг. и имеющийся потенциал по снижению углеродоемкости и росту энергоэффективности экономики могли бы позволить нам занять лидерскую позицию в вопросах предотвращения изменения климата.
Однако ставящиеся в настоящий момент цели и соответствующая им пассивная политика в данной сфере приведут к отставанию от зарубежных конкурентов в ближайшие 5-10 лет.
В докладе по России оговаривается, что целевой показатель страны по снижению выбросов парниковых газов определен, исходя из необходимости обеспечения экономического развития Российской Федерации на устойчивой основе. Вместе с тем активная политика зарубежных стран по снижению выбросов будет приводить и к ограничениям с их стороны для высокоуглеродных экономик: новым техническим требованиям и ограничениям на импорт, введению углеродных налогов, снижению объемов инвестиций и отказу от участия в проектах, не соответствующих стандартам низкоуглеродной экономики. Устойчивое же экономическое развитие России в таких условиях требует значительной активизации политики по снижению выбросов и принятия более амбициозных целей.
При этом в число мер, которые для России могли бы стать первоочередными, должны войти: развитие газификации регионов и постепенный отказ от использования угля; развитие возобновляемой энергетики, прежде всего, масштабного гидропотенциала страны; расширение набора налоговых стимулов для энергоэффективных производств; повышение доступности кредитов в целом и "зеленого" финансирования для модернизации предприятий; ускорение внедрения стандартов "зеленого" строительства; развитие низкоуглеродных видов транспорта, в том числе автотранспорта на газе и железнодорожного транспорта.
ЧТОБЫ НЕ ОТСТАТЬ ОТ КИТАЯ К 2030 Г., ПРИ ТЕКУЩЕЙ ЦЕЛИ ПО РОСТУ ВЫБРОСОВ РОССИИ НАДО УДВОИТЬ СВОЙ ВВП. ПРАКТИКА ЖЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ И ТЕКУЩИЕ ПРОГНОЗЫ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ТАКИЕ ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ НАС ПОКА НЕДОСТИЖИМЫ
ПРИ ЭТОМ В ЧИСЛО МЕР, КОТОРЫЕ ДЛЯ РОССИИ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМИ, ДОЛЖНЫ ВОЙТИ: РАЗВИТИЕ ГАЗИФИКАЦИИ РЕГИОНОВ И ПОСТЕПЕННЫЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЯ; РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МАСШТАБНОГО ГИДРОПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ; РАСШИРЕНИЕ НАБОРА НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ДЛЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
КАНАДА ЗАЯВЛЯЕТ И О ПЛАНИРУЕМЫХ ОБЪЕМАХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПОЛИТИКУ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА ДО 2030 Г.: 2 МЛРД ДОЛЛАРОВ - НА ПОДДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ; 21,9 МЛРД ДОЛЛАРОВ - НА РАЗВИТИЕ "ЗЕЛЕНОЙ" ИНФРАСТРУКТУРЫ, ВКЛЮЧАЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМУЮ ЭНЕРГЕТИКУ; 20,1 МЛРД ДОЛЛАРОВ - НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА; БОЛЕЕ 2,2 МЛРД ДОЛЛАРОВ - НА РАЗВИТИЕ "ЗЕЛЕНЫХ" ТЕХНОЛОГИЙ
70% относительно уровня 1990 года - прогнозный показатель по выбросам на 2030 год (согласно официальным прогнозам правительства РФ)

"Чем опасны неамбициозные цели"
Наталья Чуркина - почему Россия берет на себя меньше, чем должна

В конце ноября Россия опубликовала первый доклад о национальном вкладе в реализацию Парижского соглашения. Однако поставленные в нем цели по снижению выбросов парниковых газов неамбициозны, что может привести к отставанию от зарубежных стран и росту рисков для экономики страны
Первый доклад России об определяемом на национальном уровне вкладе (ОНУВ) в реализацию Парижского соглашения был размещен 25 ноября на официальном портале секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата. "Вклад России в международные усилия по климату трудно переоценить, он является беспрецедентным", - прокомментировал данное событие заместитель министра экономического развития России Илья Торосов (из сообщения на сайте ведомства). Однако данное утверждение спорно.
Неамбициозные цели России
В прошлом Россия действительно сильно сократила выбросы парниковых газов. Но в основном это произошло в первое десятилетие после распада СССР - в 2002 г. объем выбросов составил лишь 44% от 1990 г., что было обусловлено, в первую очередь, сокращением производства на фоне тяжелой экономической ситуации. После 2002 г. объем выбросов стал расти: по последним имеющимся данным, в 2018 г. он составил уже около 52% от уровня 1990 г.
При этом необходимо отметить, что данное увеличение происходило медленнее, чем росла экономика страны. Так, к 2018 г. выбросы парниковых газов выросли в 1,2 раза по сравнению с 2002 г., в то время как ВВП страны увеличился почти в 1,7 раз - то есть углеродоемкость российской экономики снижалась. Однако при этом она оставалась существенно выше показателей многих ведущих стран: в 1,4 раза выше по сравнению с США, в 1,8 раз - по сравнению с Японией, 2,2 раза - по сравнению с Германией и в три раза - по сравнению с Францией. А это значит, что даже при ускорении роста экономики у России есть потенциал если не для сокращения, то для неувеличения уровня выбросов парниковых газов по сравнению с 1990 г.
Однако установленная Россией цель по выбросам парниковых газов предполагает, что в ближайшее десятилетие их объем, наоборот, вырастет. Согласно официальному сообщению, целевой показатель по выбросам на 2030 г. составляет "70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации". В докладе отмечается, что "данный показатель демонстрирует все большую амбициозность [России] по сравнению с ранее взятыми обязательствами по ограничению выбросов парниковых газов". Но если рассмотреть цели, поставленные другими странами, то амбиции России оказываются существенно меньше, чем у ряда ведущих экономик.
Так, США, согласно аналогичному документу о первом ОНУВ в реализацию Парижского соглашения, намереваются сократить выбросы парниковых газов на 26-28% к 2025 г. по сравнению с 2005 г. И хотя США анонсировали выход из Парижского соглашения, приход нового президента Джо Байдена может привести и к возврату страны в Соглашение, и к усилению политики в данной сфере. Канада планирует сократить выбросы парниковых газов на 30% к 2030 г. по сравнению с 2005 г., Япония - на 25%. Россия же сейчас выбрасывает на 12% больше уровня 2005 г., а к 2030 г., если поставленная цель будет реализована, это превышение составит уже 50%. А это значит, что в ближайшие 10 лет Россия будет существенно отставать по вкладу в снижение мировых выбросов от зарубежных стран.
Если же пересчитать показатель к уровню 2005 г., то страны ЕС в случае реализации планов могут стать лидерами в снижении выбросов среди крупных развитых стран, в то время как Россия - аутсайдером.
При реализации своей цели по снижению выбросов парниковых газов Россия рискует отстать и от развивающихся стран. Крупные развивающиеся страны определяют свои цели по снижению выбросов парниковых газов не в абсолютных, а в удельных показателях - относительно размера ВВП. Так, Индия предполагает снизить углеродоемкость ВВП на 33-35% к 2030 г. по сравнению с 2005 г., а Китай - на 60-65%. И если сейчас Китай имеет более высокую углеродоемкость ВВП по сравнению с Россией, то при таком снижении китайский показатель окажется на 36% ниже текущего российского уровня. Чтобы не отстать от Китая к 2030 г., при текущей цели по росту выбросов России надо удвоить свой ВВП. Практика же последних лет и текущие прогнозы показывают, что такие темпы роста экономики для нас пока недостижимы.
План ограниченных действий
Доклад об ОНУВ России определяет и меры, которые предпринимает страна для реализации целей Парижского соглашения по климату. Однако в российском документе набор данных мер крайне ограничен и представлен в очень общем виде. В частности, упоминается политика России по повышению энергоэффективности, развитие использования нетопливных и возобновляемых источников энергии, защита и повышение качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов, финансовое и налоговое стимулирование снижения антропогенных выбросов парниковых газов. Также планируется создание системы мониторинга выбросов на уровне отдельных организаций и субъектов РФ.
Однако реальные стимулы по росту энергоэффективности и внедрению возобновляемой энергетики в России носят сейчас крайне ограниченный и точечный характер, например, в виде налоговых вычетов по закупкам отдельного энергоэффективного оборудования. В результате энергоэффективность не растет, а снижается: в 2018 г. (последние данные Росстата) она сократилась на 4,6% по сравнению с 2012 г.
Можно и по-другому
Зарубежный же опыт показывает, что спектр мер по снижению выбросов парниковых газов может быть гораздо шире и разнообразнее. В частности, Китай в своем докладе об ОНУВ упоминает и достаточно стандартные меры по развитию гидро-, атомной, ветряной и солнечной энергетики; снижению удельного использования угля новыми электростанциями, работающими на данном виде топлива; росту доли природного газа в энергобалансе страны. Но одновременно с этим сообщается и о пилотных проектах по торговле квотами на выбросы парниковых газов в 7 провинциях и городах страны и о запуске проектов низкоуглеродного развития в 42 пилотных провинциях и городах. Предполагается также развитие системы "зеленых" кредитов компаниям, реализующим программы по повышению энергоэффективности.
Канада предполагает отказ от традиционных угольных электростанций к 2030 г., разработку стандартов строительства зданий с "нулевым потреблением энергии", стимулирование эффективности потребления топлива железнодорожным, авиационным и морским транспортом, развитие безуглеродных видов транспорта. При этом в самом докладе об ОНУВ Канада заявляет и о планируемых объемах инвестиций в политику по предотвращению изменения климата до 2030 г.: 2 млрд долларов - на поддержание региональных мер по снижению выбросов; 21,9 млрд долларов - на развитие "зеленой" инфраструктуры, включая возобновляемую энергетику; 20,1 млрд долларов - на развитие общественного транспорта; более 2,2 млрд долларов - на развитие "зеленых" технологий.
Индия берет на себя обязательство получать 40% электроэнергии из неуглеродных источников к 2030 г., создает специальные фонды для предоставления кредитов, венчурного финансирования и гарантий по кредитам для реализации проектов в сфере энергоэффективности, вводит налог на сжигание угля для финансирования "чистых" технологий и внедряет пилотные проекты по торговле квотами на потребление электроэнергии аналогично системам торговли квотами на выбросы парниковых газов. Одна из наиболее интересных мер в докладе Индии - это поставленная задача по развитию железнодорожных коридоров в стране и переключению грузопотока с автотранспорта на железные дороги для снижения выбросов.
Пассивная политика
Таким образом, полученный Россией задел по объемам снижения выбросов парниковых газов в 1990-е гг. и имеющийся потенциал по снижению углеродоемкости и росту энергоэффективности экономики могли бы позволить нам занять лидерскую позицию в вопросах предотвращения изменения климата.
Однако ставящиеся в настоящий момент цели и соответствующая им пассивная политика в данной сфере приведут к отставанию от зарубежных конкурентов в ближайшие 5-10 лет.
В докладе по России оговаривается, что целевой показатель страны по снижению выбросов парниковых газов определен, исходя из необходимости обеспечения экономического развития Российской Федерации на устойчивой основе. Вместе с тем активная политика зарубежных стран по снижению выбросов будет приводить и к ограничениям с их стороны для высокоуглеродных экономик: новым техническим требованиям и ограничениям на импорт, введению углеродных налогов, снижению объемов инвестиций и отказу от участия в проектах, не соответствующих стандартам низкоуглеродной экономики. Устойчивое же экономическое развитие России в таких условиях требует значительной активизации политики по снижению выбросов и принятия более амбициозных целей.
При этом в число мер, которые для России могли бы стать первоочередными, должны войти: развитие газификации регионов и постепенный отказ от использования угля; развитие возобновляемой энергетики, прежде всего, масштабного гидропотенциала страны; расширение набора налоговых стимулов для энергоэффективных производств; повышение доступности кредитов в целом и "зеленого" финансирования для модернизации предприятий; ускорение внедрения стандартов "зеленого" строительства; развитие низкоуглеродных видов транспорта, в том числе автотранспорта на газе и железнодорожного транспорта.
ЧТОБЫ НЕ ОТСТАТЬ ОТ КИТАЯ К 2030 Г., ПРИ ТЕКУЩЕЙ ЦЕЛИ ПО РОСТУ ВЫБРОСОВ РОССИИ НАДО УДВОИТЬ СВОЙ ВВП. ПРАКТИКА ЖЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ И ТЕКУЩИЕ ПРОГНОЗЫ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ТАКИЕ ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ НАС ПОКА НЕДОСТИЖИМЫ
ПРИ ЭТОМ В ЧИСЛО МЕР, КОТОРЫЕ ДЛЯ РОССИИ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМИ, ДОЛЖНЫ ВОЙТИ: РАЗВИТИЕ ГАЗИФИКАЦИИ РЕГИОНОВ И ПОСТЕПЕННЫЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГЛЯ; РАЗВИТИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МАСШТАБНОГО ГИДРОПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ; РАСШИРЕНИЕ НАБОРА НАЛОГОВЫХ СТИМУЛОВ ДЛЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
КАНАДА ЗАЯВЛЯЕТ И О ПЛАНИРУЕМЫХ ОБЪЕМАХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПОЛИТИКУ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА ДО 2030 Г.: 2 МЛРД ДОЛЛАРОВ - НА ПОДДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ; 21,9 МЛРД ДОЛЛАРОВ - НА РАЗВИТИЕ "ЗЕЛЕНОЙ" ИНФРАСТРУКТУРЫ, ВКЛЮЧАЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМУЮ ЭНЕРГЕТИКУ; 20,1 МЛРД ДОЛЛАРОВ - НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА; БОЛЕЕ 2,2 МЛРД ДОЛЛАРОВ - НА РАЗВИТИЕ "ЗЕЛЕНЫХ" ТЕХНОЛОГИЙ
70% относительно уровня 1990 года - прогнозный показатель по выбросам на 2030 год (согласно официальным прогнозам правительства РФ)

Читать дальше

Сформировать заказ ( 0 )